Конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
- изучение характеристик внутриличностных конфликтов студентов во время обучения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить природу и движущие силы развития внутриличностных конфликтов;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 96.82 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2.1. Способы  реагирования в конфликте

Таблица 2.2. Результаты методики Томаса

Способ реагирования

Кол-во выборов

%

Соперничество

3

10,34%

Сотрудничество

8

27,59%

Компромисс

7

24,14%

Избегание

7

24,14%

Приспособление

10

34,48%


Рисунок 2.2. Диаграмма  по методике Томаса

 

Следует отметить, что у некоторых опрошенных – 4 человека, что составляет 14% - не выработан  единый способ поведения в конфликтной  ситуации, а используется несколько  вариантов поведения.

По результатам  опросника «Твоя конфликтность» были получены следующие результаты:

Табл.2.3. Результаты опросника «Твоя конфликтность»

№ п/п

Ф.И.О.

Количество баллов

1

Кисилевич

22

2

Быстренко

20

3

Козлекевич

24

4

Косяк

24

5

Макарук

22

6

Горох

24

7

Филиппова

24

8

Самсонович

24

9

Полещук

18

10

Палто

28

11

Павленко

24

12

Симончик

16

13

Величко

18

14

Минич

28

15

Зазук

24

16

Мозоль

26

17

Коненко

26

18

Барчук

26

19

Коровина

28

20

Вабищевич

22

21

Войтович

20

22

Белоус

22

23

Позднякова

22

24

Юхнюк

24

25

Шейко

22

26

Наумчик

26

27

Покитько

18

28

Пешко

16

29

Рабцевич

20


 

От 22 до 32 очков  получили 21 человек (72,5 %);

От 12 до 20 очков  получили 8 человек (27,5 %);

До 10 очков  не получил никто.

Рисунок 2.3. Диаграмма  по результатам теста Твоя конфликтность

Следует отметить, что большинство опрошенных тактичны и миролюбивы, ловко уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома, т. е. могут приспосабливаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В зарубежной и отечественной науке сложилось  различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы. Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения. Выделяются показатели внутриличностного конфликта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Интегральными показателями внутреннего конфликта являются нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.

Основные  виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

Среди условий  возникновения внутриличностного конфликта выделяют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).

Переживание внутриличностного конфликта — особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное напряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание.

Внутренние  конфликты могут приводить как  к конструктивным, так и к деструктивным  последствиям. К последним относится возникновение невротического конфликта.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1995.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 507 с.
  3. Баныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? //Воспитание    школьников, март – апрель, 1997.
  4. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1997. 189 с.
  5. Бородкин Ф., Корян Н. Внимание: конфликт. – Новосибирск., 1989.
  6. Букина А.А. Динамика внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2005 175 c. РГБ ОД, 61:05–19/581
  7. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «Психолог» МОДЭК, МПСИ, 2007 – 464 с.
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Академ. Проект, Трикста, 2005
  9. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005.
  10. Гришина Н.В. Психология конфликта.- Спб: Питер, 2000.
  11. Дмитриев А.В.  Конфликтология: Учебное пособие.--М.: Гарадарики , 2001.
  12. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
  13. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
  14. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М. 1994
  15. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.-М.: Владос, 2000.
  16. Конфликтология.- Ростов-на-Дону.,2000.
  17. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. – Саратов: СТУ, 1976
  18. Кузнецова Л.Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий студентов на поведенческом уровне. - М.: Эслан, 2005. - Т. 2
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2
  20. Рыбакова М.М. Разрешение педагогических конфликтов. – М., 1985.
  21. Скворцов М.М. Способы разрешения конфликтов. – М., 1986.
  22. Сорокина А.И. Проблемы конфликтности в педагогической психологии .-М.: Владос, 1999.
  23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону., 1997.
  24. Хоменвей Е.К. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1986.
  25. Хрестоматия по социальной психологии. – М., 1994.
  26. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  27. Школьные технологии // № 2, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Текст опросника Томаса:

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    Б. Чем обсуждать, то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

    Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

    Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

    Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться своего.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Я первым стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

    Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

      Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

      Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

      Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

      Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

      Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

      Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.

      Б. Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

      Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

      Б. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определять то в чем, состоят все затронутые интересы и вопросы.

      Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

      Б. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

      Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и точкой зрения другого человека.

      Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

      Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

      Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

      Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

      Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

      Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

      Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию 

        Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.  
      Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. 

 

 

Тест Твоя конфликтность

Отметь один из ответов на каждый вопрос.

1. В общественном  транспорте начался спор на  повышенных тонах. Твоя реакция:

а) не принимаю участия,

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой,

в) активно  вмешиваюсь, «вызывая огонь на себя».

2. Выступаешь  ли ты на собраниях с критикой  руководства?

а) Нет,

б) только если имею для этого веские основания,

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли  ты споришь с друзьями?

а) Только если они необидчивы,

б) лишь по принципиальным вопросам,

в) споры - моя  стихия.

4. Ты стоишь  в очереди. Как реагируешь, если  лезут без очереди?

а) Возмущаюсь в душе, но молчу,

б) делаю замечание,

в) прохожу  вперед и начинаю наводить порядок.

5. Дома на  обед подали недосоленое блюдо.

а) Не замечаю  такой пустяк,

б) молча беру солонку,

в) не удержусь от замечания и, может быть, откажусь от

еды.

6. На улице,  в транспорте наступили на  твою ногу.

а) С возмущением  посмотрю на обидчика,

б) сухо сделаю замечание,

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то из  близких купил вещь, которая тебе не твое понравилась. Твое поведение:

а) промолчу,

б) ограничусь кратким тактичным комментарием,

в) устрою скандал  из-за пустой траты денег.

8. Не повезло  в лотерее. Как ты это воспринимаешь?

а) Постараюсь быть равнодушным, но в душе дам Обе слово никогда в ней не участвовать,

б) не скрою  досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещаю взять реванш,

в) билет без  выигрыша надолго испортит настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конфликт