Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:54, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексное исследование проблематики поведения человеческих отношений в рамках альтруистических и эгоистических наклонностей, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Выяснение того, что же на самом деле содержат в себе понятия «эгоизм» и «альтруизм»
2. Проведение анализа эгоистической и альтруистической личности, их сравнение.
3. Определение истоков происхождения эгоистических и альтруистических черт в характере человеческой личности.
4. Выявление сути возникновения и выявление конфликта между альтруистами и эгоистами.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические аспекты понятий «Альтруизм» и «Эгоизм».
1.1. Общие представления о понятиях альтруизма и эгоизма, их сущность…………………………………………………………………….…....6
1.2.Взаимный обмен между эгоизмом и альтруизмом……………..………...10
1.3. Эмпатия как источник подлинного альтруизма ……………….…………13
Глава 2. Личностные влияния на проявление эгоизма (альтруизма) в поведение.
2.1.Личностные влияния: чувства как личностные влияния……………….....25
2.2.Личностные влияния: личностные качества как личностные влияния…..30
2.3.Эволюционная психология………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………...…53
Список литературы…………………………………………………………….55
«Павшие герои не рожают детей. Если результатом самопожертвования станет уменьшение числа потомков, может так случиться, что со временем гены, которым мы обязаны появлением героев, вовсе исчезнут.»[11]
Представьте себе, что являетесь учащимся Университета штата Висконсин и, к примеру, одним из участников определенного эксперимента, проведенного Р. Барнсом, Р. Киддом У. Айксом и. Вдруг Вам позвонил человек по имени Тони Фримен и сказал, что посещает вместе с вами вводные лекции по психологии. Так же он сказал, что ему очень нужна помощь в подготовке к экзамену и что имя ваше он просто-напросто взял из списка посещающих лекции. « я совсем ничего не понимаю. Наверно, я просто плохо записывал свои лекции, — говорит Тони. — И я знаю, что в состоянии записывать их хорошо, но случается, что у меня просто плохое настроение, и сейчас по моим конспектам лекций ничего толком не разобрать». Будите ли вы сочувствовать ему? Могли бы ли вы пойти на жертву и дать ему свои конспекты? В этом случае, если вы разделили вместе с собой взгляды участников эксперимента, то в данной ситуации вы с гораздо меньшей вероятностью придете на помощь Тони, нежели в той, когда он пояснял, что оказался без хороших и понятных конспектов лекций по не зависящим обстоятельствам.
Глава 2. Личностные влияния на проявление эгоизма (альтруизма) в поведение.
2.1.Личностные влияния: чувства
До нынешнего момента я упоминала о факторах , которые влияют на принятие нами решений об оказании помощи, спешке, о количестве очевидцев, дружбе и подражании. Но нужно учитывать так же и внутренние факторы, такие как эмоциональное состояние предполагаемого помощника, его личностные качества.
Чувство вины
Вся человеческая история свидетельствует о том, что наши угрызения совести постоянно были достаточно болезненной эмоцией, настолько болезненной, что различные культуры разработали свои различные способы избавления от нее: материальные пожертвования (деньги или зерно), жертвоприношения (богам в жертву приносили, и животных и людей), наказание в виде длительных молитв (епитимья) и поста, отречение, исповедь. В Древнем Израиле людские грехи иногда могли возлагать на животных, к примеру, на «козла отпущения», которого загоняли в пустыню, чтобы он унес людскую вину с собой.
Социальные психологи, чтобы изучить последствия от чувства вины, вынуждали людей свершать различные неблаговидные поступки, например лгать, ронять стол с разложенными на нем карточками в алфавитном порядке, подвергать других людей электрошоку ломать машину, мошенничать. А после такому «грешнику» предоставляли право «облегчить душу», т.е. право на исповедование, прошение прощения у того, кому причинил зло, или же осуществить доброе дело, которое могло бы компенсировать принесенный им вред. Результаты не оставили сомнений в том, что все люди способны буквально на все, лишь бы отделаться от своих угрызений совести, а так же приобрести возможность на восстановление своего доброго имени.
Наше необузданное желание сотворять добро после того, как был свершен отрицательный поступок, показывает как нашу потребность в сокращение лично нашего чувства вины и в восстановлении потерянного самоуважения, так и наше стремление к положительному публичному имиджу. Ежели окружающие знают о наших «грехах», то мы более склонны «их замаливать», свершая хорошие дела.
Плохое настроение
Осознание своей вины вынуждает к оказанию помощи. Но можно ли то же сказать и о других отрицательных чувствах? Представить себе, что, прибывая в подавленном состоянии из-за низкой оценки, вы вдруг увидели, как кто-то уронил на тротуар бумагу. Окажетесь ли вы в этот момент более склонными к оказанию своей помощи, чем обычно, или же нет?
С первого взгляда результаты экспериментов кажутся нам весьма противоречивыми. Оказывается, что люди, находящиеся в плохом настроении (ранее они думали или читали о чем-то печальном), чаще проявляют больший альтруизм в поступках, чем обычно, а иногда и меньший.
По мнению Бауманна Чалдини и Кенрика это происходит лишь потому, что маленькие дети, в отличие от взрослых людей, не считают альтруизм сам по себе как вознаграждение. Из детской литературы они улавливают идею о том, что эгоистичные люди обычно счастливее тех, которые приходят на помощь другим, но по мере того как дети начинают взрослеть, их взгляды меняются. Хоть дети и склонны к эмпатии, но оказание ими помощи другим людям не приносит им достаточного удовольствия; такое поведение является скорее всего следствием социализации.
Исключения из правила «плохое настроение — добрые дела»
Можно ли всегда ожидать хороших дел от хорошо социализированных взрослых, которые находятся в плохом настроении?! Нет. Ранее мной было сказано о том, что один из видов плохого настроения приводит ко всему угодно, но только не к состраданию. Вторым исключением из правила является глубокая скорбь. Те люди, которые переживают утрату своего супруга или ребенка вследствие их смерти или отъезда, часто настолько сильно заняты собой и окунуты в собственные мысли, что им достаточно сложно заботиться о ком то. Если же люди, находящиеся в плохом настроении, не поглощены мыслями о собственной депрессии или о своем горе полностью, они обычно достаточно склонны к оказанию помощи и чутки .
Хорошее настроение — добрые дела
Правы ли те люди, которые считают, что счастливые люди являются эгоистами? Нет. Психологи не раз доказывали обратное, что счастливые люди являются альтруистами. Сказанное справедливо и в отношении взрослых, и в отношении детей, и вовсе не имеет значения, что именно является источником позитивного настроения — успех, размышления о чем-то радостном или какой-либо иной положительный опыт. Вот как описывала одна женщина свои чувства, которые она начала испытывать, после того, как сильно влюбилась:
«На работе я едва сдерживалась, чтобы не закричать во все горло, что я безумно счастлива. Работа спорилась. То, что прежде всегда раздражало меня, делалось с ходу. И мне очень хотелось помогать окружающим, хотелось делиться с ними своей радостью. Когда у Мэри сломалась пишущая машинка, я в ту же секунду бросилась к ней на помощь. Подумать только! Ведь прежде мы были врагами!» [12]
Г. Вудхаус написал «Поразительно, как влюбленные добры к окружающим и как велико их желание творить добро!»
Следующий эксперимент, проведенный Маргарет Кларк, Элис Айзен, и Марком Шварцем, заключается в следующем: помощник экспериментатора позвонил тем людям, которые не позднее чем за 15 минут до его звонка получили в подарок коробку конфет. Сказав, что набрал не тот номер и что у него больше нет денег на телефоне, он просил ответившего человека оказать любезность и перезвонить по нужному ему номеру. Из данных, представленных на рис. 3 следует, что в течение первых 7 минут после подарок того, как люди получили подарок, их готовность прийти на помощь растет, но затем, по мере того как начинает снижаться положительное настроение — идет на убыль.
Рис. 3. Процент согласившихся перезвонить по телефону в течение 20 минут после получения подарка. В контрольной группе, в которую входили испытуемые, не получавшие подарков, доля согласившихся выполнить просьбу конфедерата составила всего 15%. Если действительно верно, что люди, находящиеся в печали, иногда бывают исключительно неэгоистичными, то чем же можно разъяснить альтруизм счастливых? Оказание помощи другим улучшает плохое настроение и продлевает хорошее. Положительное настроение, в свою очередь, способствует позитивным мыслям и положительной самооценке, которые предрасполагают нас к добрым поступкам. Люди, находящиеся в хорошем настроении после того, как получили подарок или возбужденные своим успехом, являются более склонными к положительным мыслям и к хорошим ассоциациям, которые вызывают добрые поступки. Те люди, которые положительно мыслят, скорее всего, и действуют тоже положительно.
2.2.Личностные влияния: личностные качества
Чувство вины и настроение оказывают сильнейшее влияние на альтруизм. А можно ли сказать то же и о личностных качествах? Ведь должны чем-то отличаться от других людей, люди похожие на мать Терезу.
В течение многого времени социальные психологи неуспешно пробовали найти то единственное свойство личности, которое в качестве прогностического параметра альтруизма хотя бы немного напоминало такие факторы, как чувство вины, власть ситуации, или настроения. Но выявлена не очень плотная корреляция между внутренней склонностью к помощи и некоторыми личностными качествами, так же потребностью в социальном одобрении. Но в целом личностные тесты оказались неподходящими для выявления альтруистов. Похожий вывод был сделан и на основании изучения обстоятельств спасения евреев в захваченной нацистами Европе, хотя влияние социального контекста на готовность оказать помощь и очевидно, выявить совокупность личностных качеств, определяющих альтруиста, не удалось.
К похожему выводу пришли и исследователи, изучающие конформизм. Ведь конформность также, судя по всему, больше зависит от ситуации, чем от поддающихся измерению личностных качеств. Тем не менее мы знаем, что наши действия определяются тем, какие мы . Установки и измеряемые личностные качества редко прогнозируют конкретные поступки, а именно они оцениваются в экспериментах, в которых изучается «краткосрочный» альтруизм (в отличие от «долговременного» альтруизма матери Терезы, для которой он был образом жизни). Но если речь идет о «наборе ситуаций», то в них установки и измеряемые личностные качества прогнозируют поведение более точно.
«Реакция людей на чрезвычайные ситуации может совершенно не зависеть от их личностных качеств, и тому есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что слишком сильны ситуационные силы, влияющие на их решения». [13]
Специалисты, которые изучают психологию личности, приняли на себя брошенный им вызов. Сначала, они выявили индивидуальные различия в том, что касается оказания помощи, также показали, что эти выявленные различия сохраняются с течением времени и что их замечают те, с кем люди общаются. Далее, они собрали информацию о признаках сочетаний личностных качеств, которые делают поведение человека предрасположенным к альтруизму. Больше других к заботе об окружающих и к оказанию своей помощи склонны деятельные люди, умеющие сочувствовать и сильно эмоциональные. В-третьих, свойства каждой личности могут повлиять на то, как именно конкретный человек отреагирует на конкретную ситуацию. Индивиды с высоким уровнем самоконтроля, чувствительные к ожиданиям окружающих, более склонны к оказанию помощи, если они полагают, что она будет социально вознаграждена. А мнение окружающих не интересует тех, кто ориентирован только на себя и от остальных отличается низким уровнем самоконтроля.
Взаимодействие ситуации и личности стало предметом изучения в 172 исследований, в которых сравнивались 50 000 испытуемых (мужчины и женщины с точки зрения готовности к оказанию помощи). Э. Игли и М. Кроули, проанализировав полученные результаты, пришли к такому выводу, что мужчины, оказавшись в довольно опасной ситуации, когда незнакомцу требуется помощь ( прокололась шина или человек упал в вагоне метро), чаще всего помогают. Они также обратили свое внимание на то, что среди 6865 награжденных известной медалью Карнеги за героизм, который проявляется при спасении жизни людей, — 89% мужчин. А в ситуациях, в которых даже не идет речь о жизни и смерти (к примеру, нужно поучаствовать в эксперименте или потратить время на умственно отсталых детей), то женщины более отзывчивы. Из этого следует, что в разных ситуациях гендерные различия проявляются совершенно по-разному. Игли и Кроули предположили также: если бы исследователи изучали оказание помощи на примере продолжительных, близких отношений, а не в эпизодических контактах с незнакомыми людьми, то они наверняка обнаружили бы, что женщины значительно более склонны к альтруизму, чем мужчины. С ними согласны Даррен Джордж и его коллеги, которые считают, что женщины откликаются на просьбы друзей с большим сочувствием и тратят на оказание помощи больше времени .
Личностные влияния: религиозность
Это событие произошло на том этапке Второй мировой войны, когда подводные лодки немцев потопили корабли союзников быстрее, прежде, чем те успевали опускать новые на воду. Один из таких военных кораблей Dorchester, у которого на борту находились 802 человека, выходил из порта Нью-Йорка и взял курс на Гренландию.[14] Среди тех людей, кого ждали в тревоге на берегу их семьи, были и пятеро капелланов (священник методистской церкви Джордж Фокс, раввин Александр Гуд, католический священник Джон Вашингтон и протестантский священник Кларк Полинг). В тот момент, когда оставалось не больше 140 миль, субмарина U-456 засекла военный корабль Dorchester и запустила в него торпеду. Тогда судно стало крениться на борт, а находящиеся на нем люди попадали со своих коек. Так как дело происходило в ночью и было темно, корабли сопровождающие его и не подозревали о случившийся трагедии и шли вперед. На палубе тонущего корабля воцарилась паника. Люди втискивались в уже переполненные спасательные шлюпки без спасательных жилетов. Когда на скользкой и мокрой палубе появились капелланы, то они приняли на себя руководство спасательной операцией. Вскрыв на корабле склад, они принялись раздавать спасательные жилеты, пытаясь уговорить людей прыгнуть за борт. А когда один из младших офицеров Джон Махони захотел вернуть раввину взятые до этого у него рукавицы, раввин ему ответил: «Не нужно. Есть еще одни у меня». Позже Махони стало понятно, что этого не могло быть и что раввин безвозмездно отдал ему свои единственные.
Находясь в ледяной, смешанной с машинным маслом воде, рядовой Уильям Беднар, слыша призывы капелланов к мужеству, нашел в себе силы выплыть из-под тонущего корабля и добраться до спасательного плота. Остававшийся на борту Грэди Кларк с ужасом смотрел, как капелланы отдали последний спасательный жилет, а затем отдали и свои собственные жилеты. Когда Кларк прыгнул в воду и оглянулся, его взору предстало незабываемое зрелище: четыре капеллана, взявшись за руки, молились на латыни, на древнееврейском и на английском. К ним прижимались оставшиеся люди, a Dorchester тем временем медленно погружался в воду. «Ничего более возвышенного я не видел и не надеялся увидеть в этой жизни», — сказал потом Джон Ладд, один из 230 спасшихся моряков.
Не свидетельствует ли героический поступок капелланов о том, что вера является источником мужества и бескорыстия? В большинстве исследований альтруизма в центре внимания ученых оказывались спонтанные проявления этого качества. В ситуациях, в которых речь не идет о жизни и смерти, истинно верующие люди лишь несколько более отзывчивы.[15]. На данный момент, исследователи начали изучать еще и плановую помощь, т.е. долговременную нацеленную помощь волонтеров больным смертельными болезнями, в рамках программ оказание помощи «Большой брат» и «Большая сестра» и деятельность волонтеров организаций, обслуживающих кампусы. Более надежно просчитывает поведение человека религиозность, когда речь идет об оказании долгой и постоянной помощи. Студенты колледжей, считающие себя религиозными, отдают больше своего времени для помощи отстающим, больным и участию в различных кампаниях за так называемую социальную справедливость, нежели нерелигиозные товарищи. В настоящее время 49% тех, кого Дж. Гэллап называл «религиозными в высшей степени», постоянно оказывают помощь престарелым, бедным, инвалидам. Среди тех, кто чужд религии, доля помогающих составляет равна всего 24% (рис. 4).
Информация о работе Конфликт альтруистов и эгоистов: эволюционные перспективы