Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:13, доклад
5-6 лет - это уже возраст. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помочь. Вначале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память.
Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
Например, называете семь фраз.
5. Мальчику холодно.
6. Девочка плачет.
7. Папа сердится.
8. Бабушка отдыхает.
9. Мама читает.
10. Дети гуляют.
11. Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.
После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить.
Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков.
Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз — это очень хороший результат.
Индивидуальное занятие 4.
Упражнение 1. «Кучум – надёжный сторож!»
Цель: развитие природной памяти.
Задание 1. Посмотри на рисунок. Постарайся запомнить как можно больше деталей. (Рисунок показывают в течение 1 секунды.) (См приложение 2)
Задание 2. Постарайся ответить на следующие вопросы, не глядя на картинку:
12. Что делает кошка?
» Почему кошка не боится собаки?
» Какое время года изображено на рисунке?
* Какое время дня изображено на рисунке? » Что делает птичка?
» Почему птичка не боится Кучума?
Как ты думаешь, что может сниться Кучуму: прогулка в лесу или свежая кость, а может быть, встреча с другом Бимом?
Занятие 5.
Цель: развитие слуховой памяти.
Упражнение 1. «Песни».
Основная цель вспомнить как можно больше песен.
Один участник
поёт куплет из любой песни,
второй должен вспомнить
Тот из участников, который в течении одной минуты не может припомнить песню, выбывает из игры.
Упражнение 2. «Нарисуй сказку».
Ведущий читает детям сказку ( «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…), раздаёт листы бумаги и краски, и предлагает детям нарисовать то, чт они запомнили из прочитанной сказки.
Затем можно
предложить детям краткий
Индивидуальное занятие 5.
Упражнение 1. «Запахи и звуки».
Задание: представь, что идёт дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев, по речной глади. С какими звуками можно сравнить шум дождя?
Дождь закончился. Вспомни запах травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы и листвы, умытой дождём?
Занятие 6.
Цель: развитие слуховой памяти, внимания.
Упражнение 1. «Повтори за мной».
Ведущий сидит
за столом, дети стоят вокруг
него. Ведущий простукивает
Индивидуальное занятие 6.
Упражнение 1. «Игра в ассоциации»
Любое слово
можно связать с чем-либо
Ассоциации
можно отнести к наиболее
Задания:
13. Я буду называть тебе слова. Постарайся вслушаться в каждое слово и скажи, какие мысли оно у тебя вызывает? О чём подумал, когда услышал это слово? Внимание!
Чуткий, внимательный, аккуратный, маленький, гигантский, крошечный, надёжный, сильный, преданный, трусливый, робкий, слабый.
2. Вспомни свои мысли ( ассоциации), которые были вызваны данными словами.
1. Вспомни слова и повтори их по порядку.
Упражнение 2. «Имена»
Задание 1. Сейчас я назову несколько имен. Подумай, какими спо¬собами их можно запомнить?
Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Джульетта, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри, Феофания, Степанида, Даниил, Богдан, Афанасий, Емельян, Устинья, Ульяна, Амалия, Руслан, Ефим, Асаф, Ананий, Никифор.
Задание 2. Можно эти имена каким-либо образом сгруппировать?
Например, выделить мужские и женские имена; англоязычные и русскоязычные имена; распределить их в ряд от А до Я по начальным буквам и т. д.
Занятие 7.
Цель: развитие логической памяти.
Упражнение 1. «Форма предметов».
Участники
располагаются по кругу.
Упражнение 2. «Кто больше запомнит?»
Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово (цветок). Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё ( лес). Третий участник игры уже повторяя два предыдущих слова ( цветок, лес) и произносит своё ( школьник). И т. д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, то есть обладает самой выдающейся памятью.
Игру можно начинать несколько раз.
Индивидуальное занятие 7.
Упражнение 1. «Круг, треугольник и квадрат».
Круг, треугольник и квадрат разделены на несколько частей. Эти фигуры также необходимо вырезать из твёрдой бумаги или картона.
Задания:
14. Собери из частей Круг, треугольник и квадрат
15. Инструкция: «Закройте глаза и соберите из частей сначала круг, затем треугольник…
16. Ответь на вопросы:
Расскажи какую фигуру тебе было легче собирать?
Как ты думаешь почему ты быстрее собрал круг, а не квадрат?
Старался ли ты запомнить те элементы, из которых собирал фигуры?
Расскажи как ты запоминал элементы фигур?
Расскажи как ты собирал фигуры из частей?
Упражнение 2. «Слова и связи между ними».
Задания:
2. Вслушайся в каждое слово и скажи, что оно тебе напоминает.
Правило, идея, кроссворд, преступление, награда, принципы, честность, помощь, успех, поведение, работа, закон, труд, личность.
3. Постарайся изобразить свои мысли.
4. Вспомни слова по порядку их расположения.
Занятие 8.
Цель: тренировка логической памяти.
Упражнение 1. «Цвета»
Участники
игры располагаются по кругу.
Ведущий предлагает всем
Упражнение 2.» Пересказ по кругу».
Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
Индивидуальное занятие 8.
Упражнение 1. «Разрезанные предложения».
Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части.
1. Барабан висел на стене
2. пчела села на цветок
3. грязь – причина болезней
4. трусость – низкий поступок
5. восход солнца в горах
6. на фабрике произошел пожар
7. в комнате очень жарко
8. лучший отдых – сон
9. Москва – древний город
10. железо и золото – металлы
11. Россия великая держава
12. мальчик принес книгу
Сейчас я прочитаю тебе части этих предложений.
1. барабан
2. села на цветок
3. трусость
4. в горах
5. произошел пожар
6. сон
7. Москва
8. металлы
9. Россия
10. принес книгу
11. грязь
Задание: « Я буду зачитывать
тебе недостающие части этих предложений,
а ты постарайся вспомнить подходящее
слово и назвать все
1. восход солнца
2. пчела
3. лучший отдых
4. на фабрике
5. висел на стене
6. древний город
7. низкий поступок
8. очень жарко
9. мальчик
10. железо и золото
11. причина болезней
12. великая держава.
Занятие 9.
Цель: развитие двигательной и тактильной памяти памяти.
Упражнение 1.
Вспомни, как
прыгает щенок за косточкой.
Покажи! Как ходит корова? Покажи!
Как бодается бык? Покажи! Как
кошка нежится на солнышке? Покажи!
Как бегает по рельсам трамвай?
Упражнение 2. «Конспиратор».
Встают в круг, лицом к центру. Ведущий становиться внутрь круга. Внимательно смотрит на ребят, затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его подводят.
Упражнение 3. «Кто что сделал?»
Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных – ведущий, остальные дети – зрители. 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие то действия ( не более 3 ). Ведущий смотрит и старается запомнить их. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их видел.
Индивидуальное занятие 9.
Упражнение 1.
«Тренировка осязательной
Задания:
17. Закрой глаза и осмотри данный предмет.
2. Расскажи освоих ощущениях.
Что ты держишь в руках?
Что тебе напоминает данная фигура?
На что она может быть похожа?
Как ты думаешь как выглядит эта фигура?
18. Нарисуй по памяти то, что удалось запомнить ( фигура убрана, задание можно сопроводить следующей инструкцией: «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».)
Примечание: данное упражнение можно повторять с помощью разнообразных предметов.
Упражнение 2. «Память на движения»
Задание 1. Представь, что ты мяч. Представь, что кто-то взял тебя в руки. Тебя крепко держат в ладонях. И вот тебя уже направляют другому игроку. Ты летишь. Тебя ловят. Покажи это!
Задание 2. Представь, что ты футбольный мяч. Тебя легко и уверенно ударяют о землю. Ты отскачешь и падаешь в руки футболисту; едва коснувшись, он направляет тебя вниз. Прочувствуй это и скажи!
Приложение 1.
Приложение 2.
Использованная литература.
1. Работа психолога в начальной школе./ Битянова Н. В., Азарова Л.С., - М, 1996.
2. Руководство практического психолога./ Под ред. Дубровиной И. В., -М, 1997.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.- М.: ВЛАДОС_ПРЕСС,2003. том 1,2.
4. Тихомирова Л. Ф.Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Черемошкина Л. В. Память. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Информация о работе Коррекционная программа на развитие памяти