Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

Введение

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество  неблагоприятных факторов, способных  не только затормозить развитие потенциальных  возможностей личности, но и повернуть  процесс ее развития вспять. Поэтому  большое внимание проблеме страха уделяется  в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью  и тревожностью.

Детские страхи в той  или иной степени обусловлены  возрастными особенностями и  имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются  длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье  и в целом являются признаком  неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в  области семейных отношений, таких  как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или  слишком требовательное отношение  к ребёнку, которое порождает  в нём тревогу и затем формирует  враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется  пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее  время вопросы диагностики и  коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные  нарушения поддаются коррекции  и без последствий проходят у  детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно  важно своевременно обращаться к  специалисту,  принять меры по преодолению  фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблема: проблема не столько в выявлении страхов у детей,          

сколько в выборе комплексных, индивидуальных методик их

коррекции.

       Объект исследования: детские страхи как психолого-           

         -педагогическое явление.

Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции.

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Задачи:1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных                          учёных по проблеме страхов.

                  2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.

3.Рассмотреть влияние страха и тревожности  на     формирующуюся личность ребенка.

                 4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

5.Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Методы исследования

               1.Анализ научной и методической  литературы.

               2.Анкетирование.

               3.Беседы с педагогами и родителями.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

Глава 1. Проблемы страхов

        1.1. Причины  детских страхов

 

 

     Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление.          Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.

А.И.Захаров  отмечает, что страх может развиваться  у человека в любом возрасте: у  детей от 1 года до 3 лет нередки  ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли (и связанный с этим страх  медицинских работников). В 3-5 лет  для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх  смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего  боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»  Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях  тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины  возникновения тревожности.

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх  выполняет разнообразные функции  в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал  людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал  научный и творческий потенциал  людей на борьбу со стихией. Страх  играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх  также выступает своеобразным средством  познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к  явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов у детей описывает Т.А. Данилиной.

Страх (от греческого страх) - сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо - открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает.

Страхи возникают вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных потрясений, физического или умственного переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые фобии встречаются у психически здоровых людей, например, страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы.

Первичное формирование состояний с навязчивым страхом происходит в условиях внезапного переживания человеком отрицательной  эмоциональной реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность и т. д.).

Существует  много фобий (тревог), страхи (фобии, простые фобии) являются как бы составной частью личности тревожно-мнительной структуры и представляют собой боязнь каких-либо предметов, животных, насекомых, например: агорафобия - боязнь видимого пространства (страшно пройти по мосту, пересечь дорогу и т.п.); клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств (страшно находиться в закрытом помещении, в музее и даже театре); акрофобия - боязнь высоты (страшно летать на самолете, пройти по высокому мосту, подойти к окну, стоять на балконе верхнего этажа высотного дома: кажется, что высота «манит», и человек невольно двигается к краю, хотя не делает ни одного шага); айхмофобия – боязнь острых предметов, арахнофобия - боязнь пауков, герпетофобия – боязнь змей, гленофобия – боязнь взгляда куклы, либо особых ситуаций: антропофобия – боязнь людей, толпы, гомицидофобия – боязнь совершить убийство, дентофобия – боязнь зубоврачебного вмешательства, дерматофобия – боязнь заболеть кожной болезнью,  маниофобия – страх безумия, мизофобия – страх загрязнения, монофобия – боязнь одиночества, нозофобия – страх увечья, неизлечимой болезни, заражения,  оксифобия – боязнь острых предметов, петтофобия – страх общества, ситофобия – страх принятия пищи, скоптофобия – боязнь показаться смешным, привлечь к себе внимание, суицидофобия – боязнь совершить самоубийство, танатофобия – страх внезапной смерти, тафефобия – страх погребения заживо, фобофобия – страх страха, эрейтофобия – боязнь покраснеть, а также пантофобия – всеохватывающий навязчивый страх.

Некоторые из них, такие как агорафобия, выделены в отдельные диагностические  категории, остальные объединены в  группу простых фобий. Диагноз простой фобии обычно устанавливается после исключения агорафобии и социальной фобии. Простая фобия, как правило, не сопровождается вегетативным комплексом, хотя внезапное попадание в фобическую ситуацию может спровоцировать паническую атаку. Часто подверженные фобиям люди сознают бессмысленность своих страхов, но справиться с ними не могут.

 Психиатры  четко различали тревогу и  страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра.

Американский  психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится  с другими людьми и в которых  отчетливо проявляется его индивидуальность. Именно такие отношения возникают  между матерью и ребенком. Салливан называл их эмпатией, т.е. вчувствованием. Если ребенок растет боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребенок тоже становится пугливым. Это встречается настолько часто, что возникла гипотеза: боязливость передается по наследству. Но все же, многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти  потребности удовлетворяются  в  полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.

Ученые  считают, что тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму  болезни, необходима. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон  Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит  стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит  стремиться к такой жизни, из которой  была бы изгнана тревога... Возбуждение  тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать  жизненной задачей для человека...»

Иначе обстоит  дело у детей с эмоциональным  неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или  ситуациями и проявляется в форме  тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым " образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются  ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее  эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения  ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок  становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у  него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять  агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.

Информация о работе Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста