Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

В конце  встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно  со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы  было видно, что ты не боишься, и принести мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и  обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а  она от него. Здесь очевиден эффект внушения, - установки на определение  страха в воображении путем его  определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация  всех психических ресурсов ребенка  на деятельное противодействие страхам  в жизнеутверждающей, активной позиции  Творца. Срабатывает и феномен  групповой поддержки. Ребенок уже  не один со своими страхами – они  вышли наружу, потеряли свой ореол  исключительности, да и поблекли после  их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и  веры в его способности справиться со своими страхами. Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина. Когда подобные поделки  – плод совместной деятельности детей  и родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше при  присутствии отца.

На данной, третьей по счету, встрече также  предлагается сначала игра, но уже  с учетом ушедших ранее страхов. Для этого на игровой площадке среди различных предметов находятся  отражающие прежние страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект.

После игры разминки проводиться обсуждение задания  с установкой: «Сейчас мы будем  смотреть твои рисунки, и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «молодец», «хорошо». За обсуждением  следует опять игра, успехи в которой  поощряются наградой в виде игрушки  или значка. [22, с.10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Игратерапия как способ коррекции

 

 

Коррекция посредством игротерапии. В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. Г. Л. Лэндрет сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потребностью, выступающей условием гармоничного развития личности. [21, с.16].

По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.

Успешность  игрового коррекционного воздействия  заложена в диалогическом общении  взрослого и ребенка через  принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра — это игра в насилие, войну и т. д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал.

Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предоставляет  ребенку возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам  материал способствует сублимации.

Структурированный игровой материал включает: кукол, мебель, постельные принадлежности (они провоцируют  желание заботиться о ком-то); оружие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию  коммуникативных действий). По своей  сути структурированный игровой  материал способствует овладению социальными  навыками, усвоению способов поведения. [20, с.18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Сказкатерапия  как способ коррекции.

 

 

Коррекция посредством сказкотерапии. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия  кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх  лишается для ребенка своей эмоционально напряжённостью характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной  недирективной обратной связи, он видит  и ощущает результат своего воздействия  на куклу. В той или иной степени  ребенок начинает осознавать ответственность  за сценическую жизнь куклы. Таким  образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и  действиями куклы.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные  эталоны человеческих поступков  и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции  вообще и коррекции страхов, в  частности состоит, прежде всего, в  естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает  проблемы, через которые проходило  все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и  т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно  извлечь хороший урок.

Выделяют  несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

Во время  работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота».

Коррекция посредством куклотерапии. Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию.

На современном  этапе куклы используются для  решения задач психодиагностического  и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов  посредством игры с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой  ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить  терапевтические сеансы в игровой  комнате. Ребенку предоставляется  возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись  от него. Психологический механизм устранения страха заключается в  перемене ролей: когда не боящийся в  жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным  образом.

Разыгрывание  страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку  предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной  игре ощущения собственной силы и  решимости. Поэтому, если ребенок принимает  в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с  ним ряд игровых действий, то этого иногда может быть вполне достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого театра. Они изготавливаются из черного картона методом вырезывания или обрывания самими детьми. К полученному конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить его по экрану.

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок  бессознательно запечатлевает то, что  он может сам управлять своим  страхом. Ребенку предлагается придумать  историю про свой страх, разыграть  ее. После окончания спектакля  куклы-«страхи» уничтожаются. Однако встречаются  ситуации, когда ребенок, сдружившись  со своей куклой, не хочет с ней  расставаться.

Кроме катартического эффекта, кукла может нести и  обучающий, например в ситуации болезненных  медицинских процедур. Детям трудно отличить лечебные процедуры (уколы, переливание  крови, сверление зубов и т. д.) от наказания. Именно здесь может  помочь предварительное обыгрывание  болез-ненных процедур на куклах. Такая  система была описана в работе А.И. Тащевой и С.В. Гридневой по психологической коррекции страхов у дошкольников.

Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений. «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».

Следовательно, «микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и  психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения  к ребенку и имеющимся у  него проблемам, от степени участия  родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное  состояние ребенка».

Поэтому, на наш взгляд, многие трудности  ребенка должны разрешаться через  призму семейных отношений: изменяя  семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.

Работа  совместно с семьёй ребёнка позволяет  создать условия для раскрытия  личности малыша, создать ему возможности  проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать  повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости.

Коррекция посредством индивидуально-групповых занятий. Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является драматическая психоэлевация. Этот метод создан в 1990 году И. Медведевой и Т. Шишовой. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом и т. д. Авторы относят этот метод к разряду индивидуально-групповых, то есть занятия проводятся в группах, но уже после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание. Другими словами, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Обязательным условием применения данного метода является активное участие родителей. [32, с.19].

В некоторых  аспектах драматическая психоэлевация  имеет сходство с театрализованными  методиками типа психодрамы Якоба Морено. Главное отличие методики драматической психоэлевации состоит в преимущественной опоре на сознание и сверхсознание. В процессе работы авторы стремятся актуализировать желание ребенка справиться со своей патологической доминантой, «подняться над ней» (психоэлевация — от лат. elevare — поднимать, возвышать). Также отличием является то, что метод драматической психоэлевации основное внимание уделяет особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.

Тактикой  работы эта методика кардинально  отличается от других психотерапевтических методик. В нескольких словах ее можно  описать следующим образом: патологическая доминанта > недостаток > достоинство.

Исключительное  значение в данном методе придается  метафорической форме театральных  этюдов, так как эта форма является наиболее эффективной и наименее травмирующей в работе с детьми. Наиболее сильный терапевтический  эффект достигается путем взаимосочетания  трех компонентов этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной темы и присутствия в качестве персонажей вполне реальных людей, прежде всего, самого ребенка и его близких.

Основным  инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они  способствуют самораскрытию маленьких  актеров, «высвечиванию» патологических черт личности, определению патологической доминанты, то есть выполняют и диагностическую  функцию.

Авторы  акцентируют внимание на том, что  сам по себе театральный антураж  и, в частности, куклы не несут  лечебного воздействия. Они лишь способствуют тому, чтобы ребенок  получил возможность осознать свою проблему и решить ее без психического ущерба для себя. С нашей точки  зрения, драматическая психоэлевация - интегрированный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотерапия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное изготовление кукол способствует развитию моторики, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.

Эда Ле Шан  отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить  и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно  понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее  сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все  годы моей работы с родителями и  детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание  усилили бы детские страхи.

Информация о работе Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста