Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Опытно экспериментальная

           3.1.Констатирующий эксперимент

 

 

Цель: Выявить наличие и объекты страха у детей.

Задачи: 1.Подобрать диагностические методики.

                   2.Провести диагностику страха.

                   3.Обработать и представить полученные  результаты.

База  эксперимента: ДОУ «Родничок».

Дата  прохождения:  ноябрь – февраль.

Участники эксперимента: дети старшей группы  ДОУ                «Родничок»

Методы эксперимента: в нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

       Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом» . Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление  и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.).

Начать спрашивать о страхах  по предлагаемому списку имеет смысл  у детей не раньше 3 лет, вопросы  должны быть доступными для понимания  в этом возрасте. Беседу следует  вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не  боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании  всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные  ответы ребенка объединяются в несколько  групп по видам страхов, которые  были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома - красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом - «нестрашные», в черный-«страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном - нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда  остаешься один;

2) нападения  бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то  людей;

7) потерять  маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы  Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ

10) опоздать  в детский сад, школу;              

11) перед  тем как заснуть;

12) страшных  снов;

13) темноты;

14) волка,  медведя, собак, пауков, змей (страх  животных);

15) машин,  поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения  (страх стихии);

17) когда  очень высоко (страх высоты);

18) когда  очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться  в маленькой, тесной комнате,  помещении, в туалете

(страх  замкнутого пространства)

         20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших  площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных,  резких звуков (когда внезапно  что-то упадет, стукнет).

Проективную методику «Мои страхи» А.И.Захарова. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха

Методики  авторов А.И. Захарова и М.Панфиловой позволили выявить детские страхи в группах дошкольников. Так, присущие страхи, детям старшей группы, наиболее выраженные: страх одиночества у девочек в 100% случаев и у мальчиков в90%; страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков в 70%;страх умереть у девочек в 100% и у мальчиков в 30%; страх родителей у девочек в 60% и у мальчиков в 90%; страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%; страх войны у девочек в 70% и у мальчиков в 90%; страх темноты в 90% у девочек и 60% у мальчиков; страх перед животными для девочек в 90%, а для мальчиков 70% ответов;ек в 70% и у мальчиков в 90%;  и у мальчиков в 90%; страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%; страх войны у дево страх чудовищ в 40% характерен для девочек и в 60% для мальчиков.

Менее выражены, такие фобии как, страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков; страх глубины у 30% девочек; страх  замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков; страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики; страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек; страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков; страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно; страх резких звуков у 30% дошкольников средней группы.

Менее выраженные страхи у детей: страх темноты  у 60% девочек и 40% мальчиков; страх  увидеть страшные сны у 70% девочек  и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх  больших улиц в 20% случаях у всех детей.

Методика  «Мои страхи» позволила отследить  те персонажи, которые пугают детей  в среднем и старшем дошкольном возрасте. В своих рисунках 9 человек (22,5%) изобразили змей различной длины  и окрасов; медведя изобразили 5 детей (12,5 %); дерево нарисовал 1 ребёнок (2,5%); пауков 9 детей (22,5%); изобразили крыс и мышь 10 ребят (25%); лису и кабана 4 ребёнка (10%); тигра 4 детей (10%); скелет нарисован  у 7 человек (17,5%); металлическая фигура и роботы у 5 детей (12,5%); монстров изобразили 9 человек (22,5%); призраков и привидения 16 детей (40%); ночь и темноту 23 ребёнка (57,5%)

Вывод:

 Таким  образом: детям старшей  группы, наиболее выраженные: страх одиночества у девочек в 13 случаев и у мальчиков в10; страх смерти родителей у девочек – 13 и у мальчиков в 8;страх умереть у девочек в 13 и у мальчиков в 4; страх родителей у девочек в 5 и у мальчиков в 10; страх снов у девочек в 13 ответов и у мальчиков в 8; страх войны у девочек в 7 и у мальчиков в 10; страх темноты в 11 у девочек и 7 у мальчиков; страх перед животными для девочек в 11, а для мальчиков 7 ответов; девочек в 11 и у мальчиков 10; страх снов у девочек в 13 ответов и у мальчиков в 9; страх войны у девочек страх чудовищ характерен для 4 девочек и у 7 мальчиков.

        Менее выражены, страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков; страх глубины у 30% девочек; страх замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков; страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики; страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек; страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков; страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно; страх резких звуков у 30% дошкольников средней группы.

        Менее выраженные страхи у детей: страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков; страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх больших улиц в 20% случаях у всех детей.

        В своих рисунках 9 человек (22,5%) изобразили змей различной длины и окрасов; медведя изобразили 5 детей (12,5 %); дерево нарисовал 1 ребёнок (2,5%); пауков 9 детей (22,5%); изобразили крыс и мышь 10 ребят (25%); лису и кабана 4 ребёнка (10%); тигра 4 детей (10%); скелет нарисован у 7 человек (17,5%); металлическая фигура и роботы у 5 детей (12,5%); монстров изобразили 9 человек (22,5%); призраков и привидения 16 детей (40%); ночь и темноту 23 ребёнка (57,5%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Формирующий эксперимент

 

 

Цель: разработать коррекционные мероприятия по снижению                 страхов у дошкольников.              

Задачи: 1.Изучить различные подходы коррекции страхов.

              2.Разработать игры и тренинги  для детей.

              3.Разработать консультации для  педагогов и родителей.

 

План работы по коррекции страхов  в старшей группе.

 

 

 

Мероприятия

 

Ответственный

 

Сроки

 

Беседы

   

1.

 

 

2.

 

 

3.

   Беседа с родителями по  профилактике страхов у детей.

  

Двигательный  упражнения снимающие напряжение.

 

 Советы  родителям: «Что делать, если у  ребенка есть чувство страха?»

Психолог

 

Психолог

 

 

 

Психолог

 

 

         Ноябрь

 

Тренинги

   

4.

5.

 

6.

7.

8.

 

9.

 

10.

11.

«Иголка и нитка»

«Конкурс  художников»

«Пылесос  и пылинки»

«Мышь и  мышеловка»

«Качели»

«Личный сон»

«Сова»

«Потерялся»

Психолог

Психолог

 

Психолог

Психолог

Психолог

 

Воспитатель

 

Воспитатель

Психолог

 

 

 

 

Декабрь

 

Игротерапия

   

12.

13.

 

14.

15.

16.

«Боюська»

«Прогони  бабу-Ягу»

«Шалтай-Болтай»

«Четыре стихии»

«Сосулька»

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

 

 

Январь

 

Сказкатерапия

   

17.

18.

 

19.

 

 

20.

21.

«Серое ухо»

«Фу, убирайся!»

«Спасение родителей» (реальный страх)

«Нестрашный страх»

«Разговор со страхами»

Воспитатель

Воспитатель

Психолог

Психолог

Психолог

Воспитатель

 

 

 

Февраль

 

Изотерапия

   

22.

23.

24.

25.

«Рисование страха»

«Рисование  на всободную тему»

«Чужие  страхи»

«Рисование  сна»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Психолог

 

Февраль


 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина  и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических  и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных  обстоятельствах жизни ребенка  такие страхи исчезают: дети из них  «вырастают». Но бывают случаи, когда  страхи накапливаются, нарастая как  снежный ком, мешают личностному  развитию ребенка и создают для  него адаптационные, невротические  и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять  свои возможности. Для ребенка главным  препятствием развития возможностей и  соответственно источником тревоги  становится неодобрение его поведения  взрослым. В результате вырастает  психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность  нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания  дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских  страхов на поведение ребёнка  и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Информация о работе Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста