Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
  2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.
  3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.
  4. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
  5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
  6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

 

Список литературы

 

  1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в   детстве / Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.
  2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга.- М.: Питер, 2001.- 278с.
  3. Вард, И. Фобия / И. Вард.- М.: Проспект, 2002. – 78с.
  4. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А. Л. Венгер.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
  5. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н Г. Вологодина.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  6. Выготский, Л.С. Детская психология: Собрание  Сочинений / Л. С. Выготский. - М., 2002. - 336 с.
  7. Громова, Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка  /  Т. В. Громова. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.
  8. Жигарькова, О. Время тревожных детей: Психологическая газета / О. Жигарькова. - М.: 2001.- №11.- с.6-7.
  9. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
  10. Капранова, С. Путешествие с волшебной кисточкой / С. Капранова. - Ростов-на-Дону, 2000. – 66с.
  11. Котова, Е. О профилактике детской тревожности: Ребёнок в детском саду / Е. О. Котова. - М.: 2003.- №5 .- с.34.
  12. Коренева, Е.Н. Детские капризы / Е Н. Коренева.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.
  13. Лебедева, Л. Силуэт человека: Школьный психолог / Л. Лебедева.- М.: 2002.- с.8-9.
  14. Леви В.Л. Приручение страха / В. Л. Леви. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
  15. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского сада / Дж. Лешли. - М.: Просвещение, 1991.- 223с.
  16. Лешкова, Т. Дошкольное воспитание // Коробка со страхами: / Т. Лешкова.- М.: 2004.- №10.-с.30-32.
  17. Лосева, В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений / В К. Лосева.- М.: АПО, 2000.
  18. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. - М., 2001.
  19. Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы / Л. А. Никифорова. - М.: Книголюб, 2005.- 48с.
  20. Панфилова, М.А. Страхи в домиках: Диагностика страхов у детей и подростков / М. А Панфилова.: Школьный психолог.- 2002.- с.10-12.
  21. Панченко, С.А. Мне страшно…Я боюсь / С. А. Панченко // Школьный психолог: научно – методический журнал - 2002.- с.8-9.
  22. Райнпрехт, Х. Воспитание без огорчений / Х. Райнпрехт // Дошкольное воспитание: научно – методический журнал- 2001.- с.90-91.
  23. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е. И Рогов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.
  24. Романов, А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом / А. Рманов.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.
  25. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
  26. Снегирёва, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирева.: Обруч.- 2002.- №5.- с.5-6.
  27. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А. С Спиваковская. - М.: ,2000.
  28. Степанова, Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? / Е. Степанова.: Дошкольное воспитание.- 2003.- №5.- с.65-68.
  29. Степанова, В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке / В. А. Степанова // Психолог в детском саду: научно – методический журнал - 2003.- №4.- с.46-60.
  30. Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство / Г. М. Ферс. – СПб.: Европейский дом, 2002. – 288с.
  31. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
  32. Шапиро, А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений / А. З. Шапиро.:  Вопросы психологии.- 2004.- №4.- с.45-46.
  33. Шванцара, Л.Й. Развитие детских графических представлений: Диагностика психического развития / Л. Й Шванцара.: Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 2000.
  34. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г. А Широкова.- М.: Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
  35. Шишова, Т. Страхи – это серьёзно / Т. Шишова. - М.: Издат. дом. «Искатель», 2004.- 94с.
  36. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н. Г. Яковлева. - СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.

Информация о работе Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста