Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:53, курсовая работа
Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.
1.1. Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.
1.2. Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений
1.3. Специфика коррекции негативных детско-родительских отношений
Глава II. Экспериментальное исследование негативных детско-родительских отношений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Коррекционная программа негативных детско-родительских отношений
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО
«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
имени В.М.Шукшина»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологи
Курсовая работа
Исполнитель:
Студентка группы
Факультета психологии
Жданова М.Ю.
Научный руководитель:
канд. псих. н., доцент
Анашкин Игорь Владимирович
Бийск 2013
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.
Глава II. Экспериментальное исследование негативных детско-родительских отношений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Коррекционная программа негативных детско-родительских отношений
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Многих психологов самых
различных школ и направлений
давно привлекала внимание чрезвычайная
значимость отношений между родителями
и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким
взрослым. А.Бандура, Л.И.Божович, Дж.Боулби, Э.Бронфенбреннер, Д.Винникотт, Л.С.Выготский,
М.Клейн, П.Криттенден, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина,
А.Фрейд, М.Эйнсворт, Д.Б.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Цель исследования: коррекция негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.
Объект исследования: детско-родительские отношения
Предмет исследования: коррекция негативных детско-родительских отношений
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что детско-родительские отношения можно откорректировать, составив коррекционную программу опираясь на методы позитивной психологии.
Задачи исследования:
1. Изучить стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.
2. Изучить факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений.
3. Подобрать методы и методики диагностики детско-родительских отношений.
4. Провести диагностику детско-родительских отношений.
5. Выполнить количественный и качественный анализ полученных результатов
6. Подобрать способы
и приёмы коррекции детско-
7. Составить программу
коррекции детско-родительских
В процессе организации исследования были применены следующие методы:
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе
Глава I. Теоретические аспекты изучения негативных детско-родительских отношений в контексте позитивной психологии.
1.1. Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях.
Родительские установки или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним.
Понятие «родительский
стиль» или «стиль воспитания» часто
употребляется как синоним
Одним из основных психолого-педагогических
понятий для наделения различны
Под стилем воспитания понимается не
только определенная стратегия воспитания,
а и включенность детей в обсуждение
семейных проблем, и успешность ребенка
при готовности родителей всегда прийти
на помощь, стремление к снижению субъективности
в видении ребенка.
Разные стили ухода и обращения с ребёнком
начиная с первых дней его жизни формируют
те или иные особенности его психики и
поведения.
В психологической литературе понятия
«стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания»
Впервые проблема стилей родительского
воспитания была исследована А.Адлером. Он описывал неблагоприятные си
Выбираемый же стиль отношения
к ребенку зависит от жизненн
Классической считается работа
С. Броди, выполненная в рамках клинического подхода. Наблюд
1 тип. Мать легко и орган
2 тип. Сознательно мать ст
3 тип. В основе материнства
– чувство долга. В отношении
4 тип. Мать ведет себя
По мнению С. Броди, наиболее вредным для
ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских
Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон выделяют 3 типа родительско
А. Болдуин выделил два сти
Демократический стиль характеризуется
следующими параметрами: высокая степень вербального общения
между родителями и детьми, включенность
детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при гото
Контролирующий стиль
Д.Боумрид предложила классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; Е.С.Шеффер, Р.А.Белл разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.
Д. Боумрид в цикле исследований
предприняла попытку преодоле
На основе своих наблюдений Боумрид выделяет 3 типа де
которых соответствует определенным методам
воспитательной деятельности
У авторитетных родителей ин
Авторитетны те родители, которые
любят и понимают детей, пре
Дети таких родителей обычно
любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения,
Боумрид подчеркивает, что у