Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 164.41 Кб (Скачать файл)

 

ИТ=(5/14)*100=35,7%

 

У данного ребенка уровень тревожности средний.

 

 

Протокол обследования №3

Имя ребёнка: Денис А.

Возраст ребёнка: 6 лет

Дата проведения обследования: 23 января

 

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка (примеры)

Выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младшими детьми 

Играть с маленькими интересно, они веселые

+

 

2. Ребёнок и мать с младенцем 

Я не знаю, наверное, хорошо гулять с маленьким

+

 

3. Объект агрессии 

Стулом драться нельзя

 

+

4. Одевание 

Большие дети сами одеваются

+

 

5. Игра со старшими детьми 

Буду играть

+

 

6. Укладывание спать в одиночестве 

Я люблю спать с игрушкой

+

 

7. Умывание 

С мылом нужно умываться

+

 

8. Выговор 

Я не хочу быть наказанным

 

+

9. Игнорирование 

Маленького ребенка всегда больше любят

+

 

10. Агрессивное нападение 

Это не хороший ребенок, он забирает у всех игрушки

 

+

11. Собирание игрушек 

Сам играл, сам убирай

+

 

12. Изоляция 

Я люблю играть один

+

 

13. Ребёнок с родителями 

Родители любят своего ребенка

+

 

14. Еда в одиночестве 

Молоко нужно пить

+

 

ИТОГО

 

11

3


 

ИТ=(3/14)*100=21,4%

 

У данного ребенка можно констатировать низкий уровень тревожности.

 

 

Приложение

План работы по профилактике и коррекции страхов

Мероприятия

 

Ответственный

Сроки

Родители

1. Информация в родительском  уголке в рубрике

«Психологи советуют»

2. Индивидуальные консультации  для родителей

детей для коррекции страха посредством изодеятельности

3. Родительское собрание  «Страхи  ваших детей»

4. Групповой тренинг  «Повышение самооценки»

5. Опросник для выявления  страхов у

ребенка г.п. Лаврентьевой и М. Титаренко

6. Открытое занятие (из 3 этапа)

психолог

воспитатели

в течение

года

 

октябрь

2 раза в

год

2 раза в

год

Воспитатели

1. Ведение дневников  наблюдений с

последующим анализом

2. Семинар «Причины возникновения

страха»

3. Индивидуальные консультации

4. Практикум для воспитателей  по освоению

методики проведения игр

5. Опросник для выявления  тревожности у

ребенка (Г .П. Лаврентьевой и Т .М. Титаренко)

6. Семинар «Формы работы  по повышению

самооценки детей»

воспитатели

психолог

постоянно,

анализ

1 раз в

квартал

ноябрь

2 раза 

в год

Дети

1. Занятия с группой  детей выбранных по

результатам диагностики

2. Игры и упражнения  на повышение самооценки

3. Методика «Лесенка»

4. «Рисунок семьи»

5. Тест тревожности Р.Тэммп, М.Дорки, Ф. Амен

психолог

воспитатели

2 курса

в год

в течение

года

сентябрь,

январь


 

 

Приложение

Методики коррекционной работы, проводимые с детьми

Название методики

Цель

1

Методика «Игра в рисунки»

Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня тревоги при первой встрече с психологом

2

Методика «Рисунок человека»

Определение индивидуальных особенностей ребенка

3

Методика «Несуществующее животное»

Предупреждение и коррекция страхов, тревожности, «выплескивания» отрицательных эмоций на бумагу

4

Методика «Рисунок в парах по очереди»

Учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности детей

5

Методика «4 вопроса - 4 рисунка»

Помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях

6

Сделай неправильный рисунок из правильного

Способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой

7

Техника «Обогащение рисунка»

Актуализация эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями

8

Методика «Уничтожение страха»

Экспресс-коррекция страхов

9

Упражнение «Рисование страха»

Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха»

10

Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок»

Участники делятся на две группы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Первый участник создает «прекрасный» рисунок и передает его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передает следующему человеку, который должен снова сделать рисунок «прекрасным»

11

Рисунок того, чего не может быть

Развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет

12

 «Рисунок семьи»

Направлен на выявление эмоциональных проблем взаимоотношений в семье

13

«Что означают цвета»

Умение выражать свое состояние с помощью цвета

14

«Волшебная кисть»

Уметь управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций

15

«Дом с характером»

Познакомить с понятиями «характер», «привычка» и их взаимосвязь

16

«Мое взрослое будущее»

Способствовать повышению самооценки

17

«Портрет моего хорошего Я»

Способствовать осознанию своих положительных качеств

18

«Рисунок имени»

Способствовать самоуважению

19

Рисование вдвоем

Развивать умение понимать себя и других, снять психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, учить совместной деятельности

20

Методика «каракули»

Создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии

21

«Картина мира»

Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка

22

«Дом. Дерево. Человек»

Позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

23

Рисование с помощью трафаретов набрызг

Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление. Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами (монотопия с помощью ниток, точечный рисунок, набрызг с помощью трафаретов, рисование по мокрому). Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал, доводить начатое дело до конца

24

Техника рисование «по мокрому листу»

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата

25

Рисование пальцами

Форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности; развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук, приводит к раскрепощению, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность, обостряет ощущения

26

Кляксография

научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение


 

 

Приложение

Итоговое мероприятие

(в форме  «Круглого стола»)

Цель: обсуждение итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.

План работы:

    1. Ознакомление родителей с общими результатами диагностики детей.
    2. Обсуждение итогов работы по профилактике тревожности (обмен мнениями педагогов, родителей и психолога).
    3. Ознакомление родителей с рекомендациями по взаимодействию с тревожными детьми.

Необходимое оборудование:

  • Анализ результатов итоговой диагностики детей.
  • Примерные вопросы для обсуждения по проделанной работе.
  • Текст рекомендаций в форме «советов».

Примерные вопросы для обсуждения проделанной работы:

    1. Какие знания Вы получили в ходе нашей работы?
    2. Какую полезную информацию получили на наших занятиях?
    3. Какие практические умения и навыки Вы приобрели? Может уже что-то использовали? Поделитесь своим опытом, пожалуйста.
    4. Какие пожелания и предложения в адрес педагогов (родителей) и психолога возникли у Вас в ходе реализации программы по профилактике тревожности у детей?

 


Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии