Краткое алгоритмическое описание конфликтологических теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:
• Родитель;
• Взрослый;
• Ребенок.

Вложенные файлы: 1 файл

Konfliktologia_15_aprelya (4).doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Факультет социологии и управления

Кафедра управления персоналом

Направление 080400.62 – «Управление персоналом»

Дисциплина: Конфликтология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКОЕ АЛГОРИМИЗИРОВАННОЕ ОПИСАНИЕ

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили

студентки 3 курса

группы У31

Монахова Т.А.

Тумшевиц А.О

 

Проверила:

доктор педагогических наук, профессор

Мартишина Н.В.

 

 

 

 

 

 

Рязань 2014

Эрик Берн (1910-1970)

 

Эрик Берн – американский психолог и психиатр родился 10 мая 1910 года в городе Монреаль, Канада. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребенок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакте с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты Америки, где стал американским гражданином.

В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии», поздние эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей».

Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает свое «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансактного анализа, как диагноз Эго-состояний, или структурный анализ; анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) – анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

В 1963 году была опубликована работа «Структура и динамика организаций и групп», в которой обсуждалось, как можно применять трансактный анализ при работе с группами. В 1964 году Берн представил свои идеи, касающиеся анализа психологических игр, в книге «Игры, в которые играют люди», частное издание которой вышло в 1961 году.

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике.

Берн умер от сердечного приступа 15 июля 1970 года. Работу, начатую Берном, продолжали многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско.

Вклад трансакционного анализа в конфликтологию. Один из пациентов Э. Берн – адвокат по специальности – рассказывал ему  историю из своего детства: «Когда мне было восемь лет, я отдыхал на ранчо. В одно утро, одетый в ковбойский костюм, я помогал конюху расседлывать лошадь. Когда мы закончили, конюх поблагодарил меня, сказав «спасибо, ковбой», на что я возразил: «Я не ковбой, я просто маленький мальчик».  Пациент заключил свой рассказ замечанием: «Именно таким я себя и ощущаю. Я в действительности не адвокат, а просто маленький мальчик».  Далее, в ходе терапии, он порой спрашивал Берна: «К кому вы сейчас обращаетесь — к адвокату или к мальчику?»  Эта история и положила начало берновской теории.

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:

  • Родитель;
  • Взрослый;
  • Ребенок.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе контакта ребенка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий. Потребность в получении сценария, заложена генетически, и имеет общую природу с коллективным бессознательным (К. Юнг). Ребенок ощущает потребность в упорядочивании времени и ищет у взрослых пути удовлетворения этой потребности. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по подобной схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. 1

          Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция).   Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров

 

Кеннет Боулдинг (1910-1993)

 

Кеннет Боулдинг – американский экономист, социолог и поэт английского происхождения родился 18 января 1910 года в городе Ливерпуль, Великобритания. Учился в Оксфорде, работал в Эдинбургском университете. Американское гражданство получил в 1968 году. В США служил в Мичиганском и Колорадском университетах, в Стэнфорде; некоторое время работал в Международном христианском университете (Токио). Президент Американской экномической ассоциации (1968). Лауреат медали Джона Бейтса Кларка (1949).

Боулдинг – один из создателей общей теории систем и основатель множества интеллектуальных проектов в области экономики и социальных наук.

Боулдинг опубликовал более тысяч работ, в основном, конечно, статей, в тридцати разных областях науки, от проблем окружающей среды, сельского хозяйства, труда, этики и религии до разрешения конфликтов путем мира или войны, однако основополагающими его работами считаются: учебник «Экономический анализ» (1941), «Реконструкция экономической теории» (1950), «Образ» (1956) и «Экодинамика» (1978). Он был не только плодовитым писателем и генератором новых идей, но и академическим ученым с мировым именем, пожалуй, решающей фигурой в сфере социальных наук. Согласно Боулдингу, экономика и социология не являются социальными науками, а, скорее, аспектами единой социальной науки, посвященной изучению людей, их отношений и организаций – это был по-настоящему революционный подход к экономике.

Кеннет Боулдинг умер 18 марта 1993 года в городе Боудлер, штат Колорадо, США.

  • На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг.
  • В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963) он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта». Боулдинг убежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.
  • Боулдинг объяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.
  • Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.
  • Противостоять этому могут:
  • человеческий разум;
  • нормы морали и нравственности.
  • Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта:
  • статистическую;
  • динамическую.
  • В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:
  • конфликтующие стороны или объекты;
  • отношения, возникающие между ними.
  • При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.
  • В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.
  • Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.
  • Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.
  • Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека – стремление к борьбе с себе подобным);
  • конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;
  • два аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический – анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные. Динамический – изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.

 

Макс Вебер (1864-1920)

 

Максимилиан Карл Эмиль Вебер – немецкий социолог, философ, историк, политический экономист родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, Пруссия. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности – социологии. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки.

Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Ученый был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, демистификации.

Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году. Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, – именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования.

Макс Вебер скончался 14 июня 1920 года в Мюнхене, в возрасте 56 лет, причиной смерти послужила пандемия испанского гриппа и последовавшая пневмония.

Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Пониманием в данном контексте обозначается процесс познания социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре».

Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Так, Вебер выделяет два признака социального действия:

  • осмысленный характер;
  • ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  • целерациональное – когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;
  • ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижения оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль;
  • традиционное – определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими;
  • аффективное – определяется эмоциями.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

 

Ральф Дарендорф (1929-2009)

 

 Ральф Дарендорф– англо-германский философ, социолог, политолог и общественный деятель родился 1 мая 1929 года в городе Гамбург, тогда – Веймарская республика. Ральф Дарендорф – экс-председатель Немецкого Социологического Общества, член немецкого бундестага, парламентский государственный секретарь министерства иностранных дел, член Европейский Комиссии, директор Лондонской школы экономики и политических наук. Один из основателей университета Констанц и экс-член британской палаты лордов.

Дарендорф изучал философию и классическую филологию в Гамбургском университете. В 1952 году защитил там диссертацию по философии «Идея справедливости в мышлении Карла Маркса». В 1956 году защитил диссертацию по теме «Неквалифицированный труд в британской промышленности». Наряду с этой диссертацией он работал там также над сочинением «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», которое он в 1957 году предъявил в качестве докторской диссертации Университету Заарланда.

Первые книги Дарендорфа – публикации его диссертаций по социальной философии, посвященных критике Маркса и марксистской теории общества. Среди них – «Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса» (1953) и «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957).

Информация о работе Краткое алгоритмическое описание конфликтологических теорий