Критерии эффективности сообщения и публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!

Содержание

Введение 3
1. Критерии эффективного сообщения 4
2. Основные правила построения публичного выступления 9
Заключение 15
Список литературы……………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 34.87 Кб (Скачать файл)
  • Определить мотивацию аудитории. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделить главную идею публичного выступления.
  • Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.
  • Определить ключевые слова, которые будут повторяться несколько раз.
  • Тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (Ножин 2001: 36)

 

       Вслед за этим Ножин В.А. говорит о необходимости наращивания «мускулы» на скелете.

  • Привести яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые будут использоваться в процессе выступления.
  • Подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определить момент в ходе выступления, когда следует обратиться к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Написать полный текст. Особое внимание уделив его началу и окончанию (Ножин 2001: 39).

Главным контролером выступления  будет являться — время. Внимательно  слушать и воспринимать какие-либо идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими  причинами (обычно не более 15-20 минут, потом  внимание аудитории начинает слабеть)(Максимова 2000: 45). В следствии чего следует использовать короткие, четкие, понятные, убедительные и доступные фразы. Как указывает Максимова В.И. самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту. (Максимова 2000:47).       

2. Место выступления.        

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем  пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта  публичных выступлений, поэтому лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.        

Головин Б.Н. уточняет, что также целесообразно  перед выступлением изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места (Головин 2000:102).       

3. Одежда       

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика.       

По  словам Горбанева М.А., универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что говорит докладчик, и тем, как он выглядите. В официальных случаях лучше использовать контрастные цвета в одежде, которые помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления (Горбанев 2005: 32)       

Как отмечает Блинов И.Я. в своей монографии «Культура речи», лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора (Блинов 2007: 69).       

В. Бердшадский приводит в своей статье  правила использования жестикуляцией:        

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегать к жесту нужно по мере ощущения потребности в нем. Не подавлять импульса наполовину.        

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной, т.к. не каждая фраза нуждается в  подчеркивании жестом.       

в) Жесты должны быть управляемы. Никогда  жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.       

г) Разнообразие в жестикуляцию. Бердшадский В. Отмечает что не стоит пользоваться одним и тем же жестом без разбора во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.        

д ) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (http://www.sunhome.ru/psychology/1670). Кроме того не стоит забывать по мнению  Любишина А.В. о технике речи, которая напрямую связана с эффективностью и успешностью публичного выступления. Он перечисляет следующие компоненты техники речи:     

1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.     

Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих  отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники  дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а  так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.     

2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)     

Могут наблюдаться две крайности темпа  речи: слишком быстрый темп ("строчит  как из пулемета") или замедленная  речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности  темпа утомляют и нервируют аудиторию.     

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.      

3. Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.     

С помощью  интонации  выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.     

Часто интонации, с которой произнесена  фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы.     

Оратор  должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.     

4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.     

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим  голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.) (Любишин 2009: 145).       

В процессе подготовки следует изучить и учитывать особенности поведения во время выступления. Несоответствующее поведение во время чтения доклада будет отвлекать слушателей от основного смыла выступления. За этим надо четко следить, делая себе напоминающие записи рядом с текстом доклада. С помощью видеозаписи легко можно отследить все моменты, которые требуют исправления в дальнейшем. Поведение должно быть спокойным, без лишней нервозности и соответствовать теме доклада и собравшейся аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, чтобы выполнить  свою задачу и донести до слушателя  слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных  знаний, умений и навыков, среди которых  важнейшими являются:

- знания основных социальных  и психолого-педагогических особенностей  процесса публичной речи;

- умение подобрать материал  для выступления и оформить  его в соответствии с целевой  установкой, законами композиции, логики  и психологии, а также с особенностями  устной речи и специфики аудитории;

- умение установить контакт  с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на  трибуне и используя обратную  связь с аудиторией;

- безупречное владение устной  речью: голосом, интонацией, мимикой,  жестом, соблюдение всех требований  культуры речи;

- умение отвечать на вопросы  аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются  в результате упорного труда и  постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства  как сложного вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и сайтов

  1. Данкел Ж., Парихэм Э. Ораторское искусство – путь к успеху. – СПб., 1997.
  2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: 1978.
  3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично, – М., 1997.
  4. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга. – СПб., 2003.
  5. Рогов Е.И. Психология общения, – М: «Владос», 2001.
  6. Яковлев И.П. Основы теории коммуникации. – СПб., 2001. С.185.
  7. http://ru.wikipedia.org – информационный сайт
  8. http://www.advertology.ru – сайт наука о рекламе
  9. http://www.rb-edu.ru – общероссийский информационный портал

 

 

 

 


Информация о работе Критерии эффективности сообщения и публичного выступления