Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:42, курс лекций

Краткое описание

Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сотнями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении. С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д. Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?

Содержание

Предмет социальной психологии 2
Исторические аспекты социальной психологии 3
Методика исследований в социальной психологии 4
Я-концепция и самооценка 5
Социальная идентичность как часть Я-концепции 7
Саморегуляция личности 9
Выполнение социальных ролей 12
Взаимовлияние личности и социальной роли 15
Социализация личности 17
Социальные установки личности 18
Роль семьи в социализации личности 18
Фигура учителя в социализации личности ребенка 20
Институты социализации личности 21
Социально-психологические функции общения 22
Роль общения ребенка в социализации личности 22
Коммуникативная компетентность 23
Типы социального взаимодействия в общении 24
Каким образом люди подвергаются влиянию? 25
Группа как объект социально-психологического
анализа 25
Диспозиции групп 27
Параметры групп 28
22.Функции группы 29
23. Размер группы 30
24.Групповая структура 31
25.Внутригрупповые коммуникации 33
26.Социометрия как метод изучения групповой структуры 36
27.Классификации групп 38
28.Организация как социальная группа 41
29.Конформность: влияние большинства 43
30.Конформность: влияние меньшинства 47
31.Социальная фасилитация 50
32.Референтные группы и личность 48
33.Проблема маргинальности в социуме 51
34.Психологическая совместимость
членов группы 52
35.Лидерство и руководство 54
36.Методика принятия решений
Мозговой штурм 55
37.Социальная виктомология 60
38.Социальный контроль 60
39.Проблема ферального человека в
современном обществе 60
Вопрсы к экзамену 61
Литература 63

Вложенные файлы: 1 файл

Методичка соц. псих..doc

— 930.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Институты социализации личности.

В каждом обществе имеются  социальные группы и институты, с  которыми подрастающее поколение связано  в той или иной степени. Они  называются агентами социализации. Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп. Обычно выделяют три следующих вида культурной трансмиссии (передачи).

Вертикальная трансмиссия  — это передача культурных ценностей, верований, умений и т.п. от родителей  к детям. Под горизонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками. При "непрямой" трансмиссии индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п. (Стефаненко, 1999).

Исследователи, рассматривающие  разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и  вторичную социализацию. Соответственно можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации — это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внеклассных кружков и т.д.). Агенты вторичной социализации — это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т.д. Каждый из агентов первичной социализации может выполнять множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы некоторые функции родителей и ровесников — сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Однако этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они являются узко специализированными: судья не может заменить бригадира или учителя (Кравченко, 1995; 1999).

Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, овладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее первичная среда всегда остается "ближе" для человека и более значимой.

В качестве агентов социализации необходимо также назвать одноклассников школьника и вообще его сверстников.

К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации — телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном  телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной (Гидденс, 1999). Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых.

 

 

14. Социально-психологические функции  общения

В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):

  • Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей.
  • Информационные функции. В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.
  • Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
  • Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений 
    (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или 
    огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью 
    и смыслом жизни.
  • Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров   в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
  • Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во 
    взглядах, поведении и качествах личности.

 

15. Роль общения ребенка в социализации личности

Психологической основой  контактов между учениками класса, детьми примерно одного и того же возраста является потребность в общении. Она заметно проявляется у детей еще в возрасте четырех-пяти лет, а с поступлением в школу начинается новый этап развития этой потребности.

По данным А.А. Реана  и Я.Л. Коломинского, проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особенности. Как показало специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общению с товарищами уже отводится немалое место в жизни.

В 5-м классе наблюдается  резкий перелом, обостряется желание  участвовать во всем происходящем в  классе. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. В этом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга. Далее, в юности потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, возникает новая, исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности — любовь (Реан и Коломинский, 1999).

Российский социолог И.С. Кон выделяет следующие функции общения сверстников в юности. Во-первых, общение со сверстниками представляет собой очень важный специфический канал информации. По этому каналу подростки и юноши могут узнавать многие необходимые для них вещи, которых по тем или иным причинам не сообщают им взрослые. Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Различные групповые игры и другие виды совместной деятельности способствуют выработке у ребенка необходимых навыков социального взаимодействия. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание определенной групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости (Кон, 1982).

В школьные годы, так же как и в студенческие, взаимодействие со сверстниками может быть основано на помощи по учебе. По данным Г.В. Акопова, около 30% студентов достаточно часто  обращаются за помощью к сокурсникам. Очень редко встречаются ответы "никогда" в вопросе обращения за помощью (4%—9%). Влияние контактов опрошенных с членами своей студенческой группы проявляется следующим образом:

  1. Ощущение   общности   целей,    интересов,    настроений, поведения.
  2. Развитие Я (индивидуализация) посредством сравнения с другими членами группы ("видишь, что кто-то занимается лучше, чем ты, и стараешься заниматься лучше сам", уверенней

чувствуешь себя, появляется стимул для самосовершенствования", "стараешься не отстать от других", "учусь, как делать не надо" и  т.д.).

3. Возможность общения,  обмена информацией, помощи (Акопов, 2000).

В последующие годы после  школы и вуза человек также  активно взаимодействует с людьми своего возраста, пола, профессионального  уровня, социального статуса и  т.п. Чаще всего друзьями становятся люди, имеющие однородные объективные характеристики, потому что они имеют сходные интересы. В ходе дружеских контактов происходит взаимовлияние людей. Не случайно для друзей характерна общность мнений и ценностей.

 

16. Коммуникативная компетентность

Почти никто  не ведет себя одним и тем же образом во всех ситуациях. Конечно, различные ситуации требуют различных образцов поведения. Однако, отмечает Коуэн, почти каждый человек имеет предпочитаемый или доминантный стиль взаимодействия. Это стиль, который соответствует его Я-концепции, стиль, который ему наиболее удобен. Одни люди очень различны по своему межличностному стилю дома, на работе, с друзьями и т.д. Другие демонстрируют лишь легкие вариации их "обычного" стиля. Рассмотрим эти стили.

Первый из них выражается в общепринято вежливых формах взаимодействия, когда люди руководствуются социальными условностями, что обычно рассматривается как "приемлемое и вежливое" поведение. Когда два человека встречаются впервые, они, по всей вероятности, начинают с этого стиля. Их разговор обычно ведется на безличном и приветливом уровне, а его содержание остается в границах того, о чем легче всего говорить.

Второй стиль взаимодействия — умозрительно-экспериментальный. Человек, который предпочитает этот стиль, рассматривает, исследует и оценивает все и всякого тщательным образом с намерением изучить и понять. Его выводы основаны на опыте и могут видоизменяться, но в соответствии с установленной позицией, которая меняется редко. Главное качество процесса взаимодействия, создаваемого этим стилем, — это открытый обмен действиями, которые редко имеют эмоциональную окраску.

Третий стиль взаимодействия — агрессивно-аргументированный. Когда человек энергично занимает твердую позицию по какому-либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы. Чувства человека при этом могут быть сильными, хотя он глух к аргументам другой стороны. Такой стиль часто приводит к доминированию. Взаимодействия с подобным индивидом могут быть стимулирующими или, наоборот, фрустрирующими. Иначе говоря, эти взаимодействия редко бывают монотонными, вялыми и требуют энергичных ответных реакций.

Четвертый стиль взаимодействия — экспрессивно-конфронтационный. При этом человек высказывает свои мысли и чувства открыто и прямо. Люди, которые ведут себя таким образом, часто развивают очень тесные деловые взаимоотношения и глубокие дружеские. Ряд выражаемых чувств здесь очень широк и варьируется от гнева до нежности — все, что действительно переживается.

Очевидно, как отмечают авторы данной типологии, эти четыре категории не исчерпывают всех возможных стилей взаимодействия, но они могут быть полезны для понимания некоторых источников трений во взаимоотношениях в диадах. В соответствии с наблюдениями человек, предпочитающий тот или иной стиль взаимодействия, может оказаться совместимым с "представителем" какого-либо одного стиля, но испытывать трения при общении с "представителем" другого стиля. Например, человек, обычно предпочитающий общепринято вежливые формы взаимодействия, будет, вероятно, чувствовать себя чрезвычайно неловко с человеком, которому нравится экспрессивно-конфронтационный стиль, но может себя чувствовать очень легко с человеком, демонстрирующим умозрительно-экспериментальный стиль.

Указанные четыре стиля взаимодействия не охватывают всех возможных вариаций, которые порой отмечаются в разных ситуациях и у разных людей. Однако, наблюдая различные ситуации вашего общения с другими людьми, вы можете попробовать идентифицировать свой стиль взаимодействия и стиль взаимодействия других (или сделать на этот счет некоторые умозаключения). Видимо, можно сказать, что чем выше уровень толерантности индивида при взаимодействии с "представителями" самых разных стилей взаимодействия, тем в большей степени он обладает коммуникативной компетентностью.

 17. Типы социального взаимодействия в общении

Именно наличие  взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной, как отмечает А.Л. Журавлев. Им были выделены следующие основные признаки совместной деятельности. Это, во-первых, наличие единой цели для участников. Такая единая цель может быть подразделена на ряд более частных совместных задач, которые затем решаются поэтапно. Обязательным компонентом совместной деятельности является общая мотивация — побуждение работать вместе. Здесь возникает много сложнейших вопросов о соотношении индивидуальных и групповых мотивов, общей цели и мотивов. И наконец, такой важный компонент совместной деятельности, как совместные усилия по реализации ее задач, которые должны завершаться общим результатом. При этом процессы распределения, интегрирования, координации и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами имеют отношение ко всем основным структурным составляющим деятельности (Журавлев, 1999). Поскольку взаимодействие можно представить себе как своеобразное переплетение действий отдельных его участников, очевидно, что их личностные особенности будут влиять на весь этот процесс.

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"