Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:42, курс лекций
Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сотнями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении. С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д. Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?
Предмет социальной психологии 2
Исторические аспекты социальной психологии 3
Методика исследований в социальной психологии 4
Я-концепция и самооценка 5
Социальная идентичность как часть Я-концепции 7
Саморегуляция личности 9
Выполнение социальных ролей 12
Взаимовлияние личности и социальной роли 15
Социализация личности 17
Социальные установки личности 18
Роль семьи в социализации личности 18
Фигура учителя в социализации личности ребенка 20
Институты социализации личности 21
Социально-психологические функции общения 22
Роль общения ребенка в социализации личности 22
Коммуникативная компетентность 23
Типы социального взаимодействия в общении 24
Каким образом люди подвергаются влиянию? 25
Группа как объект социально-психологического
анализа 25
Диспозиции групп 27
Параметры групп 28
22.Функции группы 29
23. Размер группы 30
24.Групповая структура 31
25.Внутригрупповые коммуникации 33
26.Социометрия как метод изучения групповой структуры 36
27.Классификации групп 38
28.Организация как социальная группа 41
29.Конформность: влияние большинства 43
30.Конформность: влияние меньшинства 47
31.Социальная фасилитация 50
32.Референтные группы и личность 48
33.Проблема маргинальности в социуме 51
34.Психологическая совместимость
членов группы 52
35.Лидерство и руководство 54
36.Методика принятия решений
Мозговой штурм 55
37.Социальная виктомология 60
38.Социальный контроль 60
39.Проблема ферального человека в
современном обществе 60
Вопрсы к экзамену 61
Литература 63
В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени. Они называются агентами социализации. Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп. Обычно выделяют три следующих вида культурной трансмиссии (передачи).
Вертикальная трансмиссия — это передача культурных ценностей, верований, умений и т.п. от родителей к детям. Под горизонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками. При "непрямой" трансмиссии индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п. (Стефаненко, 1999).
Исследователи, рассматривающие разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию. Соответственно можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации
— это ближайшее и
Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, овладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее первичная среда всегда остается "ближе" для человека и более значимой.
В качестве агентов социализации необходимо также назвать одноклассников школьника и вообще его сверстников.
К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации — телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной (Гидденс, 1999). Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых.
14.
Социально-психологические
В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):
15. Роль общения ребенка в социализации личности
Психологической основой
контактов между учениками
По данным А.А. Реана и Я.Л. Коломинского, проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особенности. Как показало специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общению с товарищами уже отводится немалое место в жизни.
В 5-м классе наблюдается резкий перелом, обостряется желание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. В этом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга. Далее, в юности потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, возникает новая, исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности — любовь (Реан и Коломинский, 1999).
Российский социолог И.С. Кон выделяет следующие функции общения сверстников в юности. Во-первых, общение со сверстниками представляет собой очень важный специфический канал информации. По этому каналу подростки и юноши могут узнавать многие необходимые для них вещи, которых по тем или иным причинам не сообщают им взрослые. Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Различные групповые игры и другие виды совместной деятельности способствуют выработке у ребенка необходимых навыков социального взаимодействия. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание определенной групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости (Кон, 1982).
В школьные годы, так же как и в студенческие, взаимодействие со сверстниками может быть основано на помощи по учебе. По данным Г.В. Акопова, около 30% студентов достаточно часто обращаются за помощью к сокурсникам. Очень редко встречаются ответы "никогда" в вопросе обращения за помощью (4%—9%). Влияние контактов опрошенных с членами своей студенческой группы проявляется следующим образом:
чувствуешь себя, появляется стимул для самосовершенствования", "стараешься не отстать от других", "учусь, как делать не надо" и т.д.).
3. Возможность общения, обмена информацией, помощи (Акопов, 2000).
В последующие годы после
школы и вуза человек также
активно взаимодействует с
16. Коммуникативная компетентность
Почти никто не ведет себя одним и тем же образом во всех ситуациях. Конечно, различные ситуации требуют различных образцов поведения. Однако, отмечает Коуэн, почти каждый человек имеет предпочитаемый или доминантный стиль взаимодействия. Это стиль, который соответствует его Я-концепции, стиль, который ему наиболее удобен. Одни люди очень различны по своему межличностному стилю дома, на работе, с друзьями и т.д. Другие демонстрируют лишь легкие вариации их "обычного" стиля. Рассмотрим эти стили.
Первый из них выражается в общепринято вежливых формах взаимодействия, когда люди руководствуются социальными условностями, что обычно рассматривается как "приемлемое и вежливое" поведение. Когда два человека встречаются впервые, они, по всей вероятности, начинают с этого стиля. Их разговор обычно ведется на безличном и приветливом уровне, а его содержание остается в границах того, о чем легче всего говорить.
Второй стиль взаимодействия — умозрительно-
Третий стиль взаимодействия — агрессивно-аргументированный. Когда человек энергично занимает твердую позицию по какому-либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы. Чувства человека при этом могут быть сильными, хотя он глух к аргументам другой стороны. Такой стиль часто приводит к доминированию. Взаимодействия с подобным индивидом могут быть стимулирующими или, наоборот, фрустрирующими. Иначе говоря, эти взаимодействия редко бывают монотонными, вялыми и требуют энергичных ответных реакций.
Четвертый стиль взаимодействия — экспрессивно-конфронтационный. При этом человек высказывает свои мысли и чувства открыто и прямо. Люди, которые ведут себя таким образом, часто развивают очень тесные деловые взаимоотношения и глубокие дружеские. Ряд выражаемых чувств здесь очень широк и варьируется от гнева до нежности — все, что действительно переживается.
Очевидно, как отмечают авторы данной типологии, эти четыре категории не исчерпывают всех возможных стилей взаимодействия, но они могут быть полезны для понимания некоторых источников трений во взаимоотношениях в диадах. В соответствии с наблюдениями человек, предпочитающий тот или иной стиль взаимодействия, может оказаться совместимым с "представителем" какого-либо одного стиля, но испытывать трения при общении с "представителем" другого стиля. Например, человек, обычно предпочитающий общепринято вежливые формы взаимодействия, будет, вероятно, чувствовать себя чрезвычайно неловко с человеком, которому нравится экспрессивно-конфронтационный стиль, но может себя чувствовать очень легко с человеком, демонстрирующим умозрительно-экспериментальный стиль.
Указанные четыре стиля взаимодействия не охватывают всех возможных вариаций, которые порой отмечаются в разных ситуациях и у разных людей. Однако, наблюдая различные ситуации вашего общения с другими людьми, вы можете попробовать идентифицировать свой стиль взаимодействия и стиль взаимодействия других (или сделать на этот счет некоторые умозаключения). Видимо, можно сказать, что чем выше уровень толерантности индивида при взаимодействии с "представителями" самых разных стилей взаимодействия, тем в большей степени он обладает коммуникативной компетентностью.
17. Типы социального взаимодействия в общении
Именно наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной, как отмечает А.Л. Журавлев. Им были выделены следующие основные признаки совместной деятельности. Это, во-первых, наличие единой цели для участников. Такая единая цель может быть подразделена на ряд более частных совместных задач, которые затем решаются поэтапно. Обязательным компонентом совместной деятельности является общая мотивация — побуждение работать вместе. Здесь возникает много сложнейших вопросов о соотношении индивидуальных и групповых мотивов, общей цели и мотивов. И наконец, такой важный компонент совместной деятельности, как совместные усилия по реализации ее задач, которые должны завершаться общим результатом. При этом процессы распределения, интегрирования, координации и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами имеют отношение ко всем основным структурным составляющим деятельности (Журавлев, 1999). Поскольку взаимодействие можно представить себе как своеобразное переплетение действий отдельных его участников, очевидно, что их личностные особенности будут влиять на весь этот процесс.