Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:42, курс лекций
Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сотнями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении. С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д. Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?
Предмет социальной психологии 2
Исторические аспекты социальной психологии 3
Методика исследований в социальной психологии 4
Я-концепция и самооценка 5
Социальная идентичность как часть Я-концепции 7
Саморегуляция личности 9
Выполнение социальных ролей 12
Взаимовлияние личности и социальной роли 15
Социализация личности 17
Социальные установки личности 18
Роль семьи в социализации личности 18
Фигура учителя в социализации личности ребенка 20
Институты социализации личности 21
Социально-психологические функции общения 22
Роль общения ребенка в социализации личности 22
Коммуникативная компетентность 23
Типы социального взаимодействия в общении 24
Каким образом люди подвергаются влиянию? 25
Группа как объект социально-психологического
анализа 25
Диспозиции групп 27
Параметры групп 28
22.Функции группы 29
23. Размер группы 30
24.Групповая структура 31
25.Внутригрупповые коммуникации 33
26.Социометрия как метод изучения групповой структуры 36
27.Классификации групп 38
28.Организация как социальная группа 41
29.Конформность: влияние большинства 43
30.Конформность: влияние меньшинства 47
31.Социальная фасилитация 50
32.Референтные группы и личность 48
33.Проблема маргинальности в социуме 51
34.Психологическая совместимость
членов группы 52
35.Лидерство и руководство 54
36.Методика принятия решений
Мозговой штурм 55
37.Социальная виктомология 60
38.Социальный контроль 60
39.Проблема ферального человека в
современном обществе 60
Вопрсы к экзамену 61
Литература 63
21. Параметры групп
Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям (Hemphill, 1956):
Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.
22. Функции группы
Почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2) инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую (Смелзер, 1994).
Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей человек, подобно высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей. Социализация личности в тех или иных формах осуществляется в течение всей человеческой жизни. Таким образом, различные группы, членом которых оказывается индивид, воздействуют на него определенным образом, как правило, в соответствии с ценностями данного общества в целом.
Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, футбольная команда, хореографический ансамбль — все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентированными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми — родными и друзьями.
Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Ярким примером этого может служить эксперимент американского психолога С. Шахтера (Schachter, 1959). Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента — в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел
Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Неслучайно возникла поговорка, что на миру и смерть красна.
Поддерживающая функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом порой человек психологически настолько сближается с другими членами группы, что его вынужденный уход (например, в связи с общим окончанием лечения) тяжело им переживается. Поэтому особым вариантом окончания курса групповой психотерапии является сохранение структуры группы и продолжение общения пациентов между собой уже без врача (Либих, 1974).
Практика военной деятельности также подтверждает важную роль психологической поддержки людей со стороны членов своей группы. Вот случай, который вспоминает в своих мемуарах известный советский военачальник маршал К.К. Рокоссовский. Однажды он в самом начале Великой Отечественной войны решил лично проверить систему обороны переднего края на одном из участков фронта. Армейские уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе, т.е. каждый боец должен был находиться в одиночном окопе. Рокоссовский, подойдя к одной из таких ячеек, приказал солдату оставить ее и забрался туда сам. Что же понял командующий, посидев в солдатском окопе? "Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо, — писал Рокоссовский. — Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один". Итогом этих чувств был доклад командованию о том, что надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи, чтобы "в минуты опасности солдат мог видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира" (Рокоссовский, 1968. С. 40).
23. Размер группы
Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является ее размер, численность. Большинство исследователей, говоря о численности группы, начинают с диады — соединения двух лиц. Так, супружеская чета уже представляет собой социальную группу, поскольку обладает всеми признаками, характерными для такого человеческого образования. Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Щепаньский, который полагает, что группа включает в себя не менее трех человек (Щепаньский, 1969).
Конечно, диада представляет собой специфическое человеческое образование. С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью. Возьмем, например, влюбленных, друзей. По сравнению с другими группами, принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой стороны, диаде, как группе, свойственна и особая хрупкость. Большинство групп продолжает существование, если лишается одного из своих членов, диада в этом случае распадается.
Взаимоотношения в триаде — группе из трех человек — также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению. Как замечал немецкий социолог Г. Зиммель, в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего. Получается, как в поговорке "Третий — лишний".
Обнаружен ряд зависимостей между размером групп и поведением их членов. Так, А. Слейтер провел эксперимент с дискуссионными группами, в каждой из которых обсуждения проходили четыре раза. По своей величине эти группы ранжировались от двух до семи членов. Оказалось, что группы из пяти членов выразили наибольшую удовлетворенность различными сторонами данного группового эксперимента. Когда группы превышали пять человек, отмечались более высокие оценки конкурентного и импульсивного поведения (Slater, 1958). Таким образом, с изменением размера групп менялись не только перспективы участия ее членов в дискуссии, но происходили соответствующие перемены в их самочувствии, связанном с этим участием.
Эксперименты показали также, что группы, состоящие из четного числа членов, в дискуссионных задачах демонстрируют поведенческие образцы, которые отличаются от групп с нечетным числом членов. Наибольшие различия обнаружены между диадами и другими группами с нечетным числом членов. В диадах были зафиксированы более высокие оценки несогласия и антагонизма. Это объясняется тем, что в диадах можно получить большинство при решении вопросов только одним образом — когда обе стороны приходят к согласию (Bales and Borgatta, 1955 ).
При классификации групп по их численности обычно специальное внимание уделяется малым группам, о которых уже шла речь выше. Такие группы состоят из небольшого числа лиц, имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Различные авторы, говоря о численности малой группы, называют различные цифры (Кричевский и Дубовская, 2001). С точки зрения оптимальности руководства малой группой считается, что она должна состоять из 5—9 человек. Эти цифры соответствуют так называемому магическому числу 7 ±2 (объем оперативной памяти человека). Вопрос о численности членов малой группы является для социальных психологов пока дискуссионным.
24. Групповая структура
Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Какие же факторы влияют на структуру различных групп?
Прежде всего следует назвать цели группы. Возьмем, например, экипаж самолета. Для того чтобы самолет долетел до пункта назначения, необходимо, чтобы каждый из членов экипажа вступал в контакты с каждым из остальных его членов. Таким образом, в соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов. Еще один пример: бригада монтажников собирает какую-либо опытную конструкцию, что требует согласованных усилий всех ее членов. Хотя каждый должен выполнять свои функции, его работа невозможна в изоляции от других членов бригады. Все это само по себе способствует сплочению группы.
Наоборот, в группах другого типа, когда для достижения общих целей используется только сумма индивидуальных действий каждого из ее членов, характер взаимосвязей выглядит иным образом. Так, в каком-либо административном отделе служащие могут нести специфические обязанности, при выполнении которых они друг от друга не зависят и согласовывают свою деятельность только с руководителем отдела. Для достижения общих целей обмен информацией между рядовыми членами группы в данном случае не является необходимым (хотя, конечно, наличие неформальных товарищеских контактов может благотворно влиять на деятельность этой группы).
Отметим роль такого фактора,
как степень автономности группы.
Например, все функциональные взаимосвязи
между членами бригады
К числу существенных факторов, влияющих на структуру группы, относится также однородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами. Разнородная по указанным признакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.
Например, в каком-либо небольшом подразделении того или иного учреждения в отдельные неформальные группы могут объединяться мужчины, женщины, пожилые люди, молодые, болельщики футбола, любители садоводства и т.д. Структура такого подразделения будет существенно отличаться от структуры другого подразделения, состоящего только из мужчин примерно одного возраста, имеющих одинаковый уровень квалификации и к тому же болеющих за один и тот же футбольный клуб. В этом случае есть все предпосылки для возникновения постоянных и прочных контактов между членами данной группы. На основе такой общности рождается чувство спаянности, чувство "мы", когда люди идентифицируют себя с этой группой.