Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:42, курс лекций

Краткое описание

Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сотнями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении. С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д. Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?

Содержание

Предмет социальной психологии 2
Исторические аспекты социальной психологии 3
Методика исследований в социальной психологии 4
Я-концепция и самооценка 5
Социальная идентичность как часть Я-концепции 7
Саморегуляция личности 9
Выполнение социальных ролей 12
Взаимовлияние личности и социальной роли 15
Социализация личности 17
Социальные установки личности 18
Роль семьи в социализации личности 18
Фигура учителя в социализации личности ребенка 20
Институты социализации личности 21
Социально-психологические функции общения 22
Роль общения ребенка в социализации личности 22
Коммуникативная компетентность 23
Типы социального взаимодействия в общении 24
Каким образом люди подвергаются влиянию? 25
Группа как объект социально-психологического
анализа 25
Диспозиции групп 27
Параметры групп 28
22.Функции группы 29
23. Размер группы 30
24.Групповая структура 31
25.Внутригрупповые коммуникации 33
26.Социометрия как метод изучения групповой структуры 36
27.Классификации групп 38
28.Организация как социальная группа 41
29.Конформность: влияние большинства 43
30.Конформность: влияние меньшинства 47
31.Социальная фасилитация 50
32.Референтные группы и личность 48
33.Проблема маргинальности в социуме 51
34.Психологическая совместимость
членов группы 52
35.Лидерство и руководство 54
36.Методика принятия решений
Мозговой штурм 55
37.Социальная виктомология 60
38.Социальный контроль 60
39.Проблема ферального человека в
современном обществе 60
Вопрсы к экзамену 61
Литература 63

Вложенные файлы: 1 файл

Методичка соц. псих..doc

— 930.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, исследуя малые  группы, Г.М. Андреева подразделяет их на две разновидности: становящиеся и развитые. Первые уже обладают определенной заданностью внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью. Вторые — это группы сложившиеся, которые характеризуются более высоком уровнем развития.

Отметим, что подход Андреевой  имеет под собой несомненные логические основания. Данную классификацию можно рассматривать как плодотворную попытку соотнести между собой различные виды групп, изучаемых в современной социальной психологии.

28. Организация  как социальная группа

Специфическим видом  социальной группы можно считать любую человеческую организацию. Самым общим образом организацию можно определить как группу с дифференциацией социальных ролей. Это значит, что даже несколько человек, имеющих общую цель и распределивших свои функции для достижения данной цели, представляют собой организацию. Система социальных ролей, выполняемых членами организации, определяет характер их взаимодействия друг с другом.

Все многообразие человеческих организаций можно подразделить на формальные и неформальные организации. Так, группа приятелей, отправляющихся на рыбалку, вполне может быть названа организацией, поскольку один из них предлагает свою автомашину и выступает в роли водителя, другой заботится о рыболовных снастях, третий — о провизии, четвертый обеспечивает ночлег. Такая неформальная организация может существовать день-два, а порой и более продолжительное время (и не только для рыбной ловли, что приведет уже к распределению других функций между этими приятелями). Деятельность подобных организаций обусловлена спонтанно и постепенно складывающимися правилами и нормами.

Неформальная организация  может иногда полностью совпадать  с организацией формальной (официальной). Например, небольшой кооператив, состоящий только из лиц, связанных родственными или товарищескими узами. Очевидно, что их взаимодействие будет регулироваться здесь не только (и не столько) нормами права, сколько давно сложившимися неофициальными отношениями.

Наконец, существует множество  организаций, созданных целиком  на формальной (официальной) основе. Например, высшее учебное заведение, предприятие, крупное воинское подразделение. Деятельность таких организаций регламентируется заранее определенными, порой весьма жесткими предписаниями. По сути, это большие социальные группы, жизнедеятельность которых осуществляется не только на основе официальных регламентации, но и посредством неформальной регуляции поведения людей.

В любом подразделении  формальной организации можно обнаружить некоторую совокупность определенным образом интегрированных и координированных действий индивидов, которые являются спонтанными и осуществляются вне каких-либо официальных предписаний. Это явление также представляет собой неформальную организацию (отличие ее от группы приятелей-рыболовов в нашем примере заключается в том, что она возникает в пределах формальной организации (группы) и на неформальной основе соединяет тех лиц, между которыми уже существуют какие-либо официальные отношения).

Многообразные контакты, составляющие в совокупности неформальную организационную структуру той  или иной трудовой группы, имеют под собой соответствующую основу. Можно сказать, что неформальная организация так же, как и формальная, выполняет определенные функции.

Главной из этих функций  является удовлетворение социальных потребностей личности. Возьмем, например, потребность в общении. Официальное взаимодействие работника с другими членами организации вряд ли приводит к достаточному удовлетворению потребности в общении. Ведь личность не ограничивается лишь рамками своей официальной роли в той или иной организации. К тому же далеко не всегда официальные контакты связывают человека с теми людьми, с которыми он действительно хочет общаться. Особую ценность всегда имеет возможность общения с товарищами.

Потребность индивида в  общении удовлетворяется, как правило, на горизонтальном уровне (имеются в виду контакты

между людьми, равными  друг другу по своему служебному положению). Так, обнаружено, что для рабочего имеет большую личную значимость характер его отношений с товарищами по бригаде, чем с мастером. И удовлетворенные, и не удовлетворенные отношениями с товарищами работницы более высоко оценивают влияние этих отношений на настроение по сравнению с соответствующими оценками работниц, удовлетворенных и не удовлетворенных взаимоотношениями с мастером (Русалинова, 1972). В целом результаты многочисленных отечественных исследований показывают, что взаимоотношения на неформальной основе не только воспринимаются работниками как наиболее значимые, но и вызывают у них большую удовлетворенность, нежели их отношения на формальной основе.

В качестве другой важной функции неформальной организации  следует назвать социальный контроль, позволяющий регулировать поведение  членов группы в соответствии с принятыми  в ней нормами. Эти нормы представляют собой установленные группой  стандарты ожидаемого поведения, на основе которых ее члены судят о том, какое поведение является "правильным", а какое — "неправильным". Групповые нормы, будучи одним из компонентов группового сознания, обычно не фиксируются в письменной форме, а выражаются лишь устно.

Групповые нормы могут  охватывать самые разные сферы жизнедеятельности  организации. На основе таких норм регулируется трудовая деятельность членов неформальных групп, их поведение по отношению  друг к другу, их отношение к тем  или иным группам в данной организации. Групповые нормы порой диктуют характер отношений к руководителям, участие в различных формах совместного проведения досуга, манеры речи, стиль одежды, внешний облик в целом.

В случае если поведение  индивида отклоняется от существующих групповых стандартов, к нему применяют какие-либо неформальные негативные санкции. Цель этих санкций, исходящих неофициально от имени какой-либо неформальной группы, состоит в том, чтобы воздействовать на поведение нарушителя общепринятой нормы в соответствующем направлении.

Характер социальных требований со стороны первичной  рабочей группы к поведению индивида зависит от степени ее сплоченности. Как показывают многочисленные данные, в группах, достигших высокой  степени сплоченности, с развитыми  товарищескими отношениями, уровень этих требований высок, они отличаются постоянством и устойчивостью.

К числу наиболее важных функций неформальной организации  можно отнести также неформальное лидерство. Под лидерством в данном случае понимается эффективное влияние  индивидов, не облеченных соответствующей официальной властью, на членов группы, что побуждает последних действовать определенным образом. Лидер направляет поведение других людей на основе сугубо личного убеждения или внушения.

Тот или иной член группы становится лидером в неформальной организации стихийно и по разным причинам. В одном случае это может быть связано с высоким уровнем компетенции работника в профессиональных вопросах, в другом — с наличием у него большого стажа работы в данной организации, в третьем — с богатым жизненным опытом, в четвертом — с особенностями его характера, такими, например, как чуткость и отзывчивость. Подчеркнем ситуативность такого лидерства. Это значит, что в одной ситуации в роли лидера может выступать один член группы, в другой ситуации — другой ее член и т.д. Например, при освоении новой продукции лидером в трудовой группе может оказаться индивид, имеющий соответствующий опыт. В другом случае, при организации туристского похода, в роли лидера выступит энергичный любитель туризма.

Таким образом, любой  индивид в неформальной организации  находится под влиянием нескольких лидеров. Конечно, сила их влияния неодинакова. Одни лидеры воздействуют на членов группы в большей степени, чем другие. Иногда встречается и такой лидер, который заметно доминирует над остальными.

Можно отметить некоторые  общие черты, характерные для  неформальных лидеров. Они в наибольшей степени по сравнению с другими  членами неформальной организации  осознают складывающиеся групповые  нормы. Лидера можно даже назвать носителем групповых норм. Он активнее всех способствует воплощению этих норм в жизнедеятельность неформальной организации.

Неформальный лидер  часто лучше информирован по вопросам, важным для группы. Он отличается также  способностью к эффективному общению — легко вступает в контакт с другими людьми и использует наиболее успешные формы общения с тем, чтобы повлиять на поведение членов группы.

Наконец, отметим, что  выступление в роли неформального  лидера возможно лишь на основе потребности  данного индивида в руководстве другими людьми. При этом в случае успеха желание направлять действия людей сопрягается с чувством удовлетворения как следствием выполнения данной неофициальной роли.

29.  Конформность:  влияние большинства

Действенность групповых  норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность. Под конформностью понимается подчинение личности групповому давлению. Это проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы. Что же является причиной конформности? Каковы мотивационные истоки этого явления? По данным ряда западных исследований, люди в большей степени проявляют тенденцию к соответствию какому-либо групповому поведению, когда они думают, что члены группы правы и когда они хотят нравиться группе. Соответственно выделяют два типа социального влияния на индивида, побуждающего его к конформному поведению: информационное и нормативное (Deutsch and Gerard, 1955).

Информационное  влияние: желание быть правым. Одна из причин конформности состоит в том, что поведение других людей часто дает нам полезную информацию. Тенденция к конформности основана на информационном влиянии, которое зависит от двух аспектов ситуации: насколько хорошо информированной мы считаем данную группу и насколько мы уверены в своем собственном самостоятельном суждении (Taylor et al., 1994). Чем больше мы доверяем информации со стороны группы и ценим ее мнения, тем более вероятно, что мы будем следовать в этом направлении. Все, что увеличивает уверенность в правильности группы, должно повышать конформность. И наоборот, все, что приводит нас к сомнению в групповом знании или надежности группы, должно уменьшать конформность.

Противовесом уверенности  индивида в группе выступает уверенность  индивида в своих мнениях. Исследования показывают, что чем более неопределенной или трудной является задача, тем с большей вероятностью люди окажутся конформны по отношению к групповым суждениям, поскольку будут менее уверены в собственном суждении. Обнаружено также, что чем менее осведомлены люди по какому-либо вопросу, тем вероятнее они продемонстрируют здесь конформность. Итак, когда конформность основана на информационном влиянии — на нашем убеждении в том, что члены группы правы, — мы обычно меняем наши мнения точно так же, как и наше поведение.

Нормативное влияние: желание нравиться. Важной причиной конформности является также стремление получить одобрение или избежать неодобрения других людей. Человеку свойственно хотеть, чтобы другие признавали его, любили и обращались с ним хорошо. Нормативное влияние осуществляется тогда, когда мы изменяем наше поведение в соответствии с групповыми нормами или стандартами. Например, выпускная церемония в некоторых отечественных элитных учебных заведениях подразумевает присутствие выпускников в соответствующих строгих костюмах, белых рубашках и галстуках-бабочках. Тому или иному молодому человеку может не нравиться подобная одежда, ему по душе скорее куртка и джинсы, но он отправляется на данное торжество одетым "по форме", потому что это соответствует ситуации. В подобных случаях конформность приводит к внешнему изменению публичного поведения, но здесь нет необходимости менять свои личные мнения. Итак, побуждение к конформности может вытекать из желания нравиться данной группе.

Информационное влияние отражает информационную зависимость. Это зависимость от других в информации о мире, которая уменьшает неопределенность. Нормативное влияние основано на зависимости от других ради позитивного вознаграждения. Это нормативная зависимость (или зависимость от вознаграждения). Итак, потребность в уменьшении неопределенности в данной ситуации приводит к информационной зависимости, в то время как следствием потребности в одобрении является нормативная зависимость.

Важным фактором, вызывающим конформность, является единодушие группы. Человек, который встречается с единодушным большинством, находится под большим групповым давлением. Однако если группа не единодушна, то наблюдается разительное понижение уровня конформности. Даже когда один человек не следует действиям остальных членов группы, уровень конформности опускается до одной четверти обычного уровня. Один из самых существенных аспектов этого явления состоит в том, что не имеет значения, кто именно оказывается нонконформистом. Независимо от того, является ли этот оппозиционер экспертом с высоким уровнем престижа или человеком с низким уровнем престижа, компетентность которого сомнительна, конформность падает до нижнего уровня (Asch, 1955). Более того, единственный оппозиционер может снизить конформность, даже если он дает неправильные ответы. Если правильный ответ "А", большинство говорит "Б" и один человек говорит "В", то менее вероятно, что "наивный субъект" согласится с неправильным ответом большинства "Б". При наличии какого-либо несогласия в группе ее нормативное социальное влияние снижается, и индивиду легче оставаться независимым (Allen and Levine, 1971).

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"