Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций
Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
2. Анализ основных функций
сравниваемых детерминант
3. Направленность по своему генезу – образование, возникшее как результат работы мысли (К.М. Гуревич) /16/. Мотивы же, согласно потребностной теории, чаще имеют биологическую природу и только высшие мотивы (самоактуализации) относятся к социальной мотивации поведения и обуславливают самореализацию личности.
4. И мотивация, и направленность связаны с такой характеристикой личности, как активность. Но если мотивация в большей степени определяется необходимостью адаптации к среде, то направленность – это в большей мере «просубъектный» параметр структуры личности (по О.П.Елисееву) /17/. Современная психология субъекта предполагает изначально его активность. Таким образом, направленность – это «субъективно-понятийная модель действительности (С.В.Штак) /18/.
Рассмотрим основные тенденции и подходы к исследованию направленности в современной психологии.
Психологические исследования показали, что одним из условий успешной социальной адаптации и эффективной реализации внутреннего потенциала человека выступает необходимый уровень развития направленности личности. Сформировавшаяся и ставшая устойчивой направленность личности (как одно из интегративных личностных свойств) регулирует объем и меру активности социальных контактов человека, оказывает влияние на образование собственной среды развития. В результате усвоения социального опыта формируются ведущие мотивы деятельности, доминирующая направленность личности, которые охватывают личные и общественные интересы и подчиняют себе все иные мотивы личности.
Направленность личности определяет ее психологический склад: именно через это свойство проявляются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам деятельности – вся система ее характеристик как приобретенная активная смысложизненная ориентация.
17. Факторы развития личности и их взаимосвязь.
Личность, по определению Л.
С. Выготского, это целостная психическая
система, которая выполняет определенные
функции и возникает у человека, чтобы
обслуживать эти функции. Основные функции
личности - творческое освоение общественного
опыта и включение человека в систему
общественных отношений. Все стороны личности
обнаруживаются только в деятельности
и в отношениях с другими людьми. Личность
существует, проявляется и формируется
в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая
характеристика личности - социальный
облик человека, всеми своими проявлениями
связанного с жизнью окружающих его людей.
Одно из самых существенных различий,
имеющих место во всех периодах возрастного
развития личности, - это то, что воспитание
выступает своеобразным механизмом управления
процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные
функции: упорядочивание всего спектра
влияний (физических, социальных, психологических
и др.) на личность и создание условий для
ускорения процессов социализации с целью
развития личности.
Факторы социализации являются одновременно
и средовыми факторами формирования личности.
Однако в отличие от социализации факторы
формирования личности дополняются еще
биологическим фактором. Отдельные исследователи
(бихевиористы) отводят ему первостепенную
роль, считая, что среда, обучение и воспитание
являются лишь условиями для саморазвития,
проявления природно обусловленных психических
особенностей.
влияние биологического фактора на формирование
личности игнорировать нельзя уже потому,
что человек - это живой организм, жизнь
которого подчинена как общим законам
биологии, так и специальным законам анатомии
и физиологии. Но по наследству передаются
не качества личности, а определенные
задатки. Задатки - природная расположенность
к той или иной деятельности. Различают
задатки двух видов, общечеловеческие
(строение мозга, центральной нервной
системы, рецепторы) и индивидуальные
различия природных данных (особенности
типа нервной системы, анализаторов и
т.п.).
Большинство отечественных педагогов
не отрицают влияния биологического фактора
на формирование личности, но и не отводят
ему решающей роли, как это делают бихевиористы.
Разовьются ли задатки, станут ли они способностями
- это зависит от социальных условий, обучения
и воспитания, т.е. влияние наследственности
всегда опосредуется обучением, воспитанием
и социальными условиями. Природными особенностями
обусловливаются пути и способы формирования
психических свойств.
Характер развития каждой личности, широта,
глубина этого развития при одинаковых
условиях обучения и воспитания зависят
главным образом от ее собственных усилий,
от той энергии и работоспособности, которые
она проявляет в различных видах деятельности,
разумеется, с соответствующей поправкой
на природные задатки. Именно этим во многих
случаях объясняются те различия в развитии
отдельных людей, в том числе и школьников,
которые живут и воспитываются в одних
и тех же средовых условиях и испытывают
примерно одни и те же воспитательные
воздействия.
18. Индивид, личность, индивидуальность: соотношение понятий.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность
Двойственная природа человека наложила отпечаток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Мы говорим о члене человеческого общества с разных точек зрения, причем используем при этом различные понятия.
Наиболее часто встречается
понятие индивид. Употребляя это понятие,
следует помнить, что мы просто выделяем
отдельного члена человеческого общества.
Качества человека при этом не принимаются
в расчет, они отходят на второй план. Поэтому,
употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем
безличность, считаем, что это может быть
любой человек.
Мы часто используем понятие «индивидуальность»,
когда говорим о личности человека. Однако
следует помнить, что это понятие не отражает
целостности личности, а лишь подчеркивает
специфические черты человека, которые
отличают его от других людей. Например,
словосочетание «яркая индивидуальность»
говорит нам о наличии значительного числа
специфических качеств.
Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Личность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Следовательно, в любом обществе личность может рассматриваться только с точки зрения вхождения человека в социальные структуры и социальные общности.
19. Взаимосвязь темперамента, характера и способностей.
Уникальность характера и темперамента – неотъемлемая черта каждого человека. Они являются основными свойствами личности. Взаимосвязь характера и темперамента изучалась учеными на протяжении многих лет. Некоторые из них считают, что темперамент основа характера доминирующая над ним. По мнению других именно характер со своими устойчивыми индивидуальными особенностями, может оказывать влияние на темперамент и изменить его.
Характер (с гр. - отличительная черта, примета, знак) совокупность достаточно устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в общении и деятельности.
Формирование характера происходит на протяжении всей жизни человека. Большую роль в его формировании играют среда воспитания, социальные установки, отношения. Люди, живущие в похожих условиях, имеют одинаковые черты характера, не смотря на то, что темперамент у них может быть разный.
Способности человека и достижение целей во многом зависят от его характера. Высокая требовательность к себе, критическое отношение к своему делу, вера в свои возможности и цели формируют характер личности.
Основным компонентом сформировавшего характера является система убеждения. Убежденность говорит о целенаправленности человека в достижении целей, непреклонности и уверенности в справедливости и важности выполняемого им дела.
Глубокие и устойчивые интересы достаточно тесно связаны с особенностями характера личности. И наоборот, недостаток самостоятельности и цельности личности, говорят о поверхностных интересах, которые в большей степени являются подражанием.
Физиологической основой характера и темперамента, является тип нервной системы. Хотя эта связь не прямая, а опосредованная. Личности с одинаковыми чертами характера могут иметь различные типы нервной системы и наоборот, люди с разными чертами характера – один.
Взаимосвязь характера и темперамента человека прослеживается на протяжении всей жизни. Однако если характер может меняться и формироваться в зависимости от образа жизни человека, темперамент человек получает с рождением от родственников, он закреплен генетически. Являясь наследственным свойством, он практически не поддается изменению.
Темперамент (с лат.) переводится соразмерность, упорядоченность, как надлежащее соотношение частей. Многие ученые считают темперамент индивидуальной особенностью личности и отмечают его большое влияние на поведение и динамику протекания психических процессов. Под динамикой подразумевается ритм, продолжительность, темп, интенсивных психических и эмоциональных процессов, таких как подвижность, замедленность или быстрота реакции, активность.
Характеризуя динамичность человека, темперамент не характеризует его взглядов, интересов и убеждений. В отличие от характера он не является показателем возможностей человека и его способностей. Чаще всего встречаются люди со смешанным темпераментом. Однако преобладание, каких - то определенных черт, дает возможность определить тип темперамента.
Флегматик – спокойный, уравновешенный, не торопливый. В работе и достижении целей проявляет настойчивость и упорство. По поведению трудно определить его чувства и эмоции.
Холерик – неуравновешенный человек, с быстро меняющимся настроением и вспышками эмоций. Обладая хорошей работоспособностью, нерационально растрачивает свои силы и в процессе работы может произойти перемена в настроении и спад деятельности. В общении с людьми раздражителен, резок, может легко создать конфликтную ситуацию.
Сангвиник - может контролировать свои эмоции, легок в общении с людьми, предпочитает творческую работу. Однако этот тип темперамента имеет двойственную характеристику. Его настроение может быстро меняться, возникающие чувства привязанности, радости, горя неустойчивы, они могут так же быстро исчезнуть, как и появиться.
Меланхолик – впечатлителен, раним, склонен к замкнутости. В работе обычно пассивен, медлителен. Эмоции и чувства у людей такого типа возникают медленно, но они более сильные и длительные.
Несмотря на то, что темперамент не может предопределять всех черт характера, прослеживается достаточно тесная взаимосвязь характера и темперамента. Человек с сильным и волевым характером может быть не очень темпераментным, и наоборот, темпераментный человек может обладать слабым, не волевым характером. Общительность флегматика или сангвиника будет по-разному проявляться у людей с разными характерами.