Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций
Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
Л.С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин развели в новообразовании новый тип деятельности и центральные психологические изменения, впервые возникающие в этой деятельности. Такое разведение определило их понимание движущих сил развития: основой психического развития является, по их мнению, смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; но и достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.
Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л.С. Выготского. Ведущая деятельность это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре воображение, в учении логической мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
В основе периодизации А.Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно-полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский с учебно-профессиональной деятельностью.
Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальной ситуации развития как системы отношений, в которую вступает ребенок, и способа ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.
Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а во второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.
9. Функции и основные формы проявления психики человека. Структура психики
Еще в глубокой древности человек обнаружил, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные. Это наши чувства, желания, воспоминания и т.д. Психической жизнью наделен каждый человек.
Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными тесно взаимосвязанными между собой функциями психики являются: отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Отражение характеризует способность
материальных объектов в процессе взаимодействия
воспроизводить в своих изменениях особенности
и черты воздействующих на них объектов.
Форма отражения зависит от формы существования
материи. В природе можно выделить три
основных формы, или уровня, отражения.
Низшему уровню соответствует физическая форма отражения, характерная
для взаимодействия объектов неживой
природы. Более высокому уровню организации
жизни соответствует физиологическая
Сознательность психической
жизни человека заключается в его способности
отделить в представлении себя, свое "Я"
от жизненного окружения, сделать свой
внутренний мир, свою субъективность предметом
осмысления, понимания, а главное - предметом
практического преобразования. Эта способность
человеческой психики называется самосознанием, имен
Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.
Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована еще И. М. Сеченовым, который отмечал, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными "образцами", в соответствии с которыми производится регулирование движений.
Психика представляет собой сложную систему, ее элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, определенной организацией.
Все многообразие психических явлений в психологии достаточно условно принято подразделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Все эти формы психических явлений тесно связаны между собой, не являются чем-то самостоятельным и изолированным, а их выделение определено методической необходимостью сделать более удобным изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики. В то же время многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчлененности психики как ее фундаментальном свойстве.
Понятие "психический процесс"
подчеркивает процессуальный (динамический)
характер изучаемого явления. К основным
психическим процессам относят когнитивные
(разум), мотивационные (желания) и эмоциональные
(чувства) процессы. Когнитивные процессы осуществляют познание
окружающего мира за счет запечатления,
хранения и переработки информации. Выдел
я ют два уровня организации когнитивных
процессов: первый уровень - чувственного
познания представлен двумя процессами: ощущением и воспри
Процессы мотивации и воли обес
Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.
Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. Так же, как и психические процессы, их можно подразделить на когнитивные (например, сомнение), мотивационно-волевые (уверенность) и эмоциональные (счастье). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными, к ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния. По уровню динамичности психические состояния занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами.
Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям.Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.
Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является личность.
10. Отличие сознания человека от психики животных.
Если самые большие достижения животных заканчиваются научением, основой которого является их условно-рефлекторная деятельность, то психику человека венчает сознание. Наиболее общие характеристики психики животных определяются непосредственным окружением, врожденными инстинктами, индивидуальным опытом, а человека — регулированием опыта всего человечества и потребностями общества.
Тип поведения человека можно обозначить термином деятельность но следующим параметрам. Прежде всего, деятельность — это форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь человека с миром, где он живет. В деятельности проявляется направленность на преобразование окружающего, природы, связь с другими людьми. Человек реализует в этой направленности свою сущность — субъектностъ, а в отношениях с другими людьми и по отношению к самому себе он выступает как личность. В свою очередь, другие тоже каким-то образом к нему относятся, поэтому жизнь человека, по образному выражению С. Л. Рубинштейна, проходит по меридианам человеческих отношений. Любые свойства вещей обнаруживаются в активности человека по отношению к этим вещам. Чтобы узнать, чем отличается одно от другого, необходимо или рассмотреть, или поднять, или бросить и т. н. эту вещь, сопоставить ее с другими, выбрать наиболее значимое и необходимое для дальнейшей деятельности. И здесь выступает мотив — ради чего это не
Глава 3. Эволюционное развитие психики <2> 33
обходимо делать. Так деятельность становится смыслообразуюшей. Этого нет у животных.
Главная деятельность человека всегда соответствует его возможностям и смыслам — почему и ради чего он что-то делает. Такой основной деятельностью, востребованной обществом, становится трудовая.
Трудовая деятельность — это производство общественно-полезных, востребованных и потребляемых материальных или духовных продуктов. Человечество перестало бы существовать, если бы не было материальных и духовных продуктов. Значит, трудовая деятельность может быть понята как специфическое видовое поведение человека, которое способствует его выживанию, продолжению рода и использованию сил природы в своих целях (укрощать атомную энергию, поко-.
рять космос, изучать бактерии, выращивать их для лечения многих болезней).
В труде создается продукт, необходимый обществу (продукты питания, машины, энергия, одежда, наука, управление, искусство и пр.). По этому параметру психика животных отличается тем, что они ничего не создают специально вещное, востребованное людьми, кроме как сами оказываются нужны для употребления в пищу или приготовления одежды из меха, пуха, кожи и пр.