Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:15, курс лекций
Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации.
Лекция №1 (5 сентября 2007г.)
1. Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).
5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души.
По социальному статусу:
По этническому признаку:
4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:
1) растительная душа – основная характеристика – ощущения;
2) животная душа – основные характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;
3) человеческая душа – основные характеристики – мышление и стремление к развитию.
Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология».
1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Конец 19 – начало 20 века – из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:
и т.д., в целом более 20 отраслей.
Психология коммуникаций – прикладная отрасль социальной психологии.
Методология делится на три общепринятых методологии:
Методология состоит из двух методологических аппаратов: концептуального аппарата (совокупность законов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат (совокупность методов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет своей методологии и использует частную методологию отрасли знания.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:
2. Понятие и
основные подходы к
Коммуникация – это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.
3. Формы коммуникативного действия (общения).
(по А.А. Бадлееву)
Л – личность
Лс – личность с официальным статусом
2 вида статуса:
1.социальный статус –
2.официальный статус –
Три формы коммуникативного действия:
1. межличностное (интимное) взаимодействие – форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами. Действует в трех системах отношений: в системах супружеских, родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л Л]
Главная психологическая характеристика – избирательность, которая подразумевает свободу выбора партнера по взаимодействию, места, времени, продолжительности и темы взаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.
2. профессиональное
3. деловое взаимодействие – взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действует на официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной стороны взаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой стороны система их отношений формализована. Действует в системе производственных отношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и по горизонтали) [Лс Лс]
4. Психологические особенности коммуникации.
1) Формирование социальных установок у главного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка – это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация была эффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая – направленность на партнера – предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятие партнера как личности – предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.
2) Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:
1. Потребность в
самовыражении и достижении
2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)
3. Потребность в признании личности
3) В основе коммуникации
находится субъект-субъектная
Феноменологические характеристики коммуникации
Лекция №2 (19 сентября 2007г.)
1. Виды
2. Структура
Непосредственная коммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приема информации
Перцепция – процесс восприятия и формирования отношений между субъектами
Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации
3. Компоненты
Все компоненты тесно взаимосвязаны.
4. Функции
1. информационно-коммуникативная
– обеспечение процесса
2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности
3. регулятивно-коммуникативная –
воздействие и управление
Все функции взаимосвязаны между собой
5. Типы
1. императивная коммуникация [S => O]
Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.
2. манипулятивная коммуникация [S => O]
Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.
Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.
а) «диктатор». Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все
б) «тряпка». Основная техника – инвалидизация себя
в) «калькулятор». Основная техника – контроль и перепроверка всех и вся
г) «прилипала». Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего
д) «хулиган». Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость
е) «славный парень». Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь
ж) «судья». Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.
з) «защитник». Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.
Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.
3. диалогическая коммуникация [S <=> S]
Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.
Средства коммуникации
1. Вербальные средства коммуникации
Речь – это психологический процесс общения людей с помощью языка. Язык – знаковая система, позволяющая формулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата. В коре головного мозга существует несколько основных центров речи, все они находятся в левом полушарии.
Виды речи
Внутренняя речь – речь, направленная на себя. Основные характеристики: беззвучность, односложность, краткость.
Внешняя речь – речь, направленная на других.
Устная речь – основные характеристики: несложная грамматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет свои внутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):
Монолог – речь одного субъекта, монолог требует плана, замысла и подготовки.
Диалог – речь двух субъектов. Возникает как ответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой свернутую совокупность монологов.
Информация о работе Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"