Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:15, курс лекций

Краткое описание

Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология массовых коммуникаций.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

~ в зависимости от количества субъектов

    1. индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта
    2. групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа

~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда

    1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения
    2. отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)

2) психологические особенности:

- особенности темперамента (более  внушаемые – меланхолики и  холерики, флегматики – наименее внушаемые)

- актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная  эмоциональность и впечатлительность  повышают внушаемость)

- низкая самооценка (повышает внушаемость)

- слабость логического анализа (повышает внушаемость)

- комплекс неполноценности (повышает  внушаемость)

- полоролевые особенности (женщины  более внушаемы)

3) ситуативные особенности 

- некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное  возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)

- низкий уровень осведомленности  и компетентности (повышает внушаемость)

- неопределенность (повышает внушаемость)

- высокая степень значимости (повышает  внушаемость)

- дефицит времени (повышает внушаемость)

4) социально-психологические  особенности

- свойства суггестора (высокий  статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство  повышают внушаемость)

- отношения между суггестором  и суггерендом (доверительность  и открытость повышают внушаемость)

- особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:

1. конкретность и образность  ключевых слов – использование  слов, смысл которых понятен и  их легко представить;

2. конкретность и образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;

3. использование «нет» и «не»  настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия

4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))

5. Воздействие звукосочетаниями:

- гласная «И» в словах вызывает  ощущение чего-то мягкого и  незначительного

- звук «О» мягкий, расслабленный  и интонационно теплый

- преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением

- «Ы», шипящие согласные и обилие  согласных – мрачное, неприятное, непонятное

 

4. Убеждение – это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.

Виды убеждения:

    • информирование – как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;
    • разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большей степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается в системе диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту, ориентировано на мышление)
    • доказательство – в основе доказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса и аргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективности коммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.

 

 

Психология групп

Лекция №7 (28 ноября 2007г.)

 

Малые группы (МГ)

МГ – немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.

Размер МГ: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.

Виды МГ:

  • лабораторные – специально созданные для проведения экспериментов;
  • естественные – в реальных жизненных ситуациях
  • организованные – наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителя как официального лица;
  • спонтанные
  • открытые – степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды и общества;
  • закрытые
  • стационарные – продолжительность существования больше года;
  • временные – лабораторные, экспериментальные
  • группа членства – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – индивид находится в группе формально;
  • референтные группы – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – значимая группа

 

Психологические характеристики МГ


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Характеристики группы

1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).

Групповые структуры

2. Социометрическая структура – совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.

Статусы:

      1. Звезда – только одни предпочтения   (+)
      2. Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я   (+>-)
      3. Изолированные   (+;- = 0)
      4. Низкостатусные    (-<+)
      5. Изгой (-)

3. Коммуникативная структура – совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.

Типы коммуникативных сетей:

> Централизованная – в центе  информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.

Виды передачи информации в коммуникационной сети:

- фронтальный вид – здесь  и сейчас

- иерархический вид – два  и более уровне соподчинения  членов группы

> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.

Виды:

- цепной

- круговой

4. Структура социальной  власти – это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.

Формы социальной власти:

- руководство – влияние социально  зафиксировано, формальной природы.

- лидерство – спонтанно возникающее  внутри группы психологическое  влияние одного члена группы  на других.

Типы лидеров:

    • по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип
    • по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный
    • по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.

Групповые процессы

5. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Факторы, влияющий на групповую сплоченность:

  1. Эмоциональная привлекательность членов группы
  2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)
  3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)
  4. Групповая цель должна отвечать потребностям
  5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней

6. Процесс группового  давления (конформизм)

- психологическая характеристика  позиции индивида относительно  мнения группы.

Три вида конформности:

  1. Внешняя конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.
  2. Внутренняя конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.
  3. Негативизм (конформизм наизнанку) – индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самым становится привязанным к мнению группы.

7. Групповое решение – выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.

Элементы групповых решений:

1. групповая задача:

    • простые – сложные (несколько фаз)
    • конъюктивные (кооперация членов группы) – дизъюктивные (индивидуальные решения)
    • продукционные (новые творческие идеи) - дискуссионные

2. «сдвиг риска» -  в процессе  обсуждения и дальнейшего принятия  группового решения группа склонна  принять более рискованное решение  в отличие от индивида.

3. групповая поляризация – в  процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.

Характеристики, определяющие положение в личности в группе

Групповые ожидания

1. Групповые нормы – правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.

2. Групповые санкции – система мер контроля и регуляции индивидов в группе.

Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.

Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы

Социально-психологические характеристики личности в группе

1. Статус – совокупность задаваемых  индивиду психологических характеристик, определяющих его место в группе  и то, как его будут воспринимать другие члены группы.

2. Позиция  - выражение отношения  индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права  и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.

3. Роль – функции, с помощью  которых личность реализует свой статус.

 

Большие группы (БГ)

- группа, функционирующая по какому-либо  признаку.

Виды БГ:

1. В зависимости от контактности:

- реальные (образуют социальную  общность и включают в себя  значительное количество людей; контакт между членами группы  многоступенчатый и опосредованный)

- условные (выделяются на основе  значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не  контактируют)

2. В зависимости от времени  существования:

- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)

- устойчивые группы (длительно существуют и исторически обусловлены – этнические, профессиональные, социальные)

3. В зависимости от природы:

- социальны слои

- территориально-региональные

- группы-организации (политические, общественные  организации)

 

 

Массовидные явления

Лекция №8 (12 декабря 2007г.)

 

I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.

Функции:

- регулятивная

- оценочная

- воспитательная

- интегративная

Характеристики:

- оперативность

- гласность

- публичность выражения

- мобильность

- действенность

Этапы формирования ОМ:

  1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)
  2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками

Информация о работе Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"