Лекции по психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит основной лекционный материал.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 1-6.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Однако многие недостатки были уже осознаны и преодолевались передовыми представителями науки. А проблема соответствия человека его работе, проблема прогнозирования успешности деятельности в условиях острого дефицита рабочих рук лишь изменяли свои аспекты, превращаясь в задачу подбора рабочего поста, специальности, которые позволили бы человеку максимально раскрыть свои возможности и принести 'больше пользы обществу.

Развитие научно-технической  революции после XIX съезда КПСС вновь выдвинуло на повестку дня задачу практического применения психологических знаний. Знаменательным было появление редакционной статьи в журнале «Коммунист», где перед психологией были поставлены конкретные проблемы, связанные с формированием коммунистического отношения к труду, с изучением трудовой деятельности, с трудовым воспитанием [53]. В марте 1957 г. в Москве проходило Всесоюзное совещание по психологии труда, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательских работ в этой области. Были названы теоретические проблемы, решение которых должно было служить научным обоснованием практических выводов. Среди них отмечались закономерности процесса овладения профессиональным мастерством, законы перестройки трудовых навыков, законы изменчивости профессионально важных свойств человека и целый ряд других [17, с. 341]. Эти события знаменовали начало нового этапа в развитии советской психологии труда.

За 20 лет, предшествовавшие этому  этапу, в психологической науке произошлибольшие изменения. Были разработаны теоретические и методологические основы психологии. Выросли квалифицированные кадры психологов-материалистов, психологов-экспериментаторов. Прикладные исследования стали разворачиваться на новом уровне.

Характерной особенностью психологии труда 50-х—70-х годов является преодоление  сугубо прикладного ее характера. «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важнейшими проблемами общей психологии человека» [56, с. 32].

Разработка теории личности в советской психологии привела  к глубокому проникновению в психологию труда личностного подхода. Субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности [5].

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим. Прикладные задачи решаются в тесном содружестве с производством, по прямым заказам предприятий.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Основные задачи, стоящие  перед психологией труда в  прикладных исследованиях,— это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Для решения этих задач  могут применяться (и применяются) технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение новой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здоровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих (рис. 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Психологические  факторы гуманизации труда и  повышения его производительности

Все эти мероприятия входят в структуру научной организации  труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

Теоретическим фундаментом  для решения прикладных задач  должны служить исследования в области следующих научных проблем:

1. Изучение путей становления  гармонии между человеком и  его профессией. Иными словами,  изучение закономерностей становления  динамического равновесия системы  «субъект труда – профессиональная среда»;

2. Изучение структуры и  динамики профессионально важных и профессионально значимых качеств и свойств индивида и личности;

3. Изучение структуры умений  и навыков, обеспечивающих решение  профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;

4. Изучение структуры трудовых  установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры;

5. Изучение структуры состояний  человека в труде и закономерностей динамики этих состояний;

6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда.

Перечисленные задачи стоят  сегодня перед психологией труда, и она имеет все предпосылки для их решения.

Т.о. Психология труда прошла короткую, но полную драматических поворотов историю. Преодолев плоский эмпиризм и политическую близорукость психотехники, она вместе со всей советской психологией укрепила свои теоретические позиции и утвердила принцип гуманизма как основной принцип решения прикладных задач. В психологии труда еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последнее двадцатилетие свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологической науки.

 

 

 

ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

 

Лекция 2 Методологические и теоретические основы психологии труда

Психология труда как отрасль  психологического знания о труде  и трудящемся. Общая характеристика структуры психологии труди. Психология труда как учебная дисциплина и как профессия. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного о человеке и профессии.

Предмет и задачи психологии труда  как отрасли научного знания, решающей вопросы установления взаимосоответствия человека и профессии.

 

1. Понятие психологии труда

Понятие «труд» рассматривается несколькими  научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная  психология, социология труда, экономика, менеджмент и т.д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект, используя при этом специфические методы и знания, свойственные той или иной дисциплине. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, которая только существует в современной психологии.

Психология труда на настоящий  момент – самостоятельная отрасль  психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Психология труда в первую очередь  ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

 

2. Взаимосвязь психологии  труда с другими дисциплинами

Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При  изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.

Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин  и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

Рассмотрим подробнее дисциплины, которые имеют взаимосвязь с  психологией труда:

1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т.п.;

2) социология труда рассматривает  труд как процесс формирования  человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;

3) экономика труда рассматривает  трудовые ресурсы, производительную  ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;

4) законодательство о труде рассматривает  и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т.д.;

5) физиология, гигиена труда, производственная  санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность.

Таким образом, можно сказать, что  взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки  и дисциплины охватывают в своих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.

 

3. Сфера применения

Сфера применения психологии труда  очень широка, поскольку труд –  это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.

На большинстве предприятий  существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Психология на производстве позволяет  не только работать с людьми как  работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем  сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. В настоящее время любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога. Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.

 

4. Цели психологии  труда

Основными целями психологии труда  являются:

1) оптимизация психологического  климата предприятия, то есть  учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации.

Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

 

5. Задачи психологии труда

Задачи психологии труда можно  разделить на две группы: теоретические  и прикладные.

В первую группу войдут задачи, которые  тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта).

К теоретическим задачам можно отнести:

1) изучение и исследование психических  процессов, основных психологических  свойств субъекта (рассматривая  их в разрезе эффективности  труда и увеличения работоспособности);

2) изучение особенностей трудовой  деятельности;

Информация о работе Лекции по психология труда