Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:23, курс лекций
Работа содержит основной лекционный материал.
3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;
4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;
5) изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;
6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;
7) выработку наиболее
8) превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;
9) улучшение условий жизни
10) улучшение условий рабочей деятельности;
11) разработку основных критериев приема на работу;
12) разработку рекомендаций по
усовершенствованию методов
13) рациональную перестройку и обновление профессий.
Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, могут входить следующие задачи:
1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;
2) разработка психологических
3) разработка оптимальных
4) разработка теоретически
5) разработка конкретных
6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;
7) совершенствование
8) минимизация аварийных
9) работа с нормами, ценностями
и корпоративной культурой
6. Предмет психологии труда
Предметом психологии труда являются
психологические особенности
Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.
Также можно сказать, что предметом психологии труда выступают компоненты, которые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через которые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда является ядром, вокруг которого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.
7. Объект психологии труда
Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.
Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.
Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.
На настоящий момент считается, что все эти процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.
8. Субъект труда
Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.
9. Методы психологии труда
В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека. Основные методы психологии труда:
1) эксперимент и тестирование;
2) включенное и невключенное наблюдение;
3) беседа;
4) интервью и опросы;
5) тренинги;
6) ролевые игры;
7) анализ и синтез информации и другие.
10. Влияние психологии труда на производство
Изучение психологии труда, трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.
Важной областью психологии труда является изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при которых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Для этого разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.
На данном этапе постоянно формируются новые профессии, изменяются условия труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, этики и возможностей предприятия.
Лекция 3 Методы психологии труда
Эмпирико-познавательные методы психологии труда: наблюдение и его разновидности; сущность трудового метода, разработанного ИЛ. Шпильрейном и С.Г. Геллерштейном; опросные методы (беседа, интервью, анкета); метод изучения документации; метод экспертной оценки; метод анализа продуктов деятельности; метод анализа ошибочных действий; биографический метод; алгоритмический метод А.А.Ляпунова; метод обобщения независимых характеристик.
Методы диагностики: экспериментальный метод в психологии труда (лабораторный и естественный); бланковый и аппаратурные методики диагностики различных психологических, психофизиологических и личностных характеристик субъекта.
Методы анализа и обработки эмпирических данных: сравнительный анализ качественных характеристик; методы статистического анализа. Методы психологической интерпретации производственных ситуаций; сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы в психологии труда.
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Лекция 4. Основные понятия психологии труда Объект труда и его структура
Понятие о психологических признаках труда (сознательное предвосхищение общественно-ценного результата, сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели, применение и совершенствование орудийных средств, ориентировка в межлюдских производственных отношениях).
Понятия: «эргатическая функция», «эргатическая система», основные виды эргатических функций и их эволюция в истории труда.
Объект труда и его основные разновидности. Предмет труда как ориентирующий психический образ и как социально фиксированная система признаков объекта труда. Цели труда (объективно заданные и субъективно принимаемые). Трудовые действия как психическая реальность, их виды. Средства, орудия труда и их разновидности (ручные, механические, автоматические и автоматизированные, функциональные). Объективные и субъективные условия труда.
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 5. Субъект труда и его структура (внешняя и внутренняя) Внутренняя структура субъекта труда
Субъект труда как главный компонент системы «трудовой процесс». Субъект груда как разноуровневая система. Внешняя структура субъекта труда: деяние («отдельная деятельность»), психологические действия и операции (навыки, умения). Внутренняя структура субъекта труда (внутренние условия деятельности): мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые показатели профессиональной деятельности.
Регулятивные и
Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. А также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества, определяющие профпригодность специалиста.
Профессионально-важные качества – это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.
Рассматривая каждое из профессионально важных свойств, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос, насколько стабильно это свойство, насколько оно поддается развитию и компенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. С какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон индивидуальных его различий и, наконец, как включается данное свойство в структуру личности работающего человека.
Существуют три основные группы профессионально-важных качеств:
Также выделяют общие профессиональные качества.
Качества |
Описание |
Внимательность |
Чувствительность к изменениям
в настроении и поведении человека
и способность учитывать |
Эмоциональная устойчивость |
Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации. |
Общие характеристики поведения |
Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность. |
Характеристики речи |
Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. |
Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.
Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.