Лекции по психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит основной лекционный материал.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 1-6.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;

4) изучение эмоциональной сферы  личности и волевых качеств,  способствующих к регулированию трудовой деятельности;

5) изучение раскрытия субъекта  и его личности в трудовом  процессе и закономерность, связанную с этим;

6) изучение проблемы мотивации,  анализ путей решения проблемы  мотивационной системы;

7) выработку наиболее приемлемого  метода управления; планирование тактики и стратегии управления;

8) превентивную психологическую  работу, направленную на формирование здорового образа жизни;

9) улучшение условий жизни работников;

10) улучшение условий рабочей  деятельности;

11) разработку основных критериев  приема на работу;

12) разработку рекомендаций по  усовершенствованию методов обучения  и переобучения работников;

13) рациональную перестройку и  обновление профессий.

 

Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, могут входить следующие задачи:

1) разработка норм, правил и процедур  по технике безопасности;

2) разработка психологических средств  мотивации;

3) разработка оптимальных режимов  труда и времени отдыха;

4) разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;

5) разработка конкретных требований  и условий труда при разработке  и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;

6) развитие способов решения  проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;

7) совершенствование производственных  отношений и повышение качества труда;

8) минимизация аварийных ситуаций;

9) работа с нормами, ценностями  и корпоративной культурой производства  и т.д.

 

6. Предмет психологии  труда

Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

Изучение деятельности человека в  условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

Также можно сказать, что предметом  психологии труда выступают компоненты, которые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через которые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда является ядром, вокруг которого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.

 

7. Объект психологии  труда

Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.

На настоящий момент считается, что все эти процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.

 

 

8. Субъект труда

Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

 

9. Методы психологии  труда

В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека. Основные методы психологии труда:

1) эксперимент и тестирование;

2) включенное и невключенное  наблюдение;

3) беседа;

4) интервью и опросы;

5) тренинги;

6) ролевые игры;

7) анализ и синтез  информации и другие.

 

10. Влияние психологии труда  на производство

Изучение психологии труда, трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.

Важной областью психологии труда  является изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при которых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Для этого разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.

На данном этапе постоянно формируются  новые профессии, изменяются условия  труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, этики и возможностей предприятия.

 

Лекция 3 Методы психологии труда

Эмпирико-познавательные методы психологии труда: наблюдение и его разновидности; сущность трудового метода, разработанного ИЛ. Шпильрейном и С.Г. Геллерштейном; опросные методы (беседа, интервью, анкета); метод изучения документации; метод экспертной оценки; метод анализа продуктов деятельности; метод анализа ошибочных действий; биографический метод; алгоритмический метод А.А.Ляпунова; метод обобщения независимых характеристик.

Методы диагностики: экспериментальный  метод в психологии труда (лабораторный и естественный); бланковый и аппаратурные методики диагностики различных психологических, психофизиологических и личностных характеристик субъекта.

Методы анализа и обработки  эмпирических данных: сравнительный  анализ качественных характеристик; методы статистического анализа. Методы психологической интерпретации производственных ситуаций; сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы в психологии труда.

 

ЧЕЛОВЕК И ТРУД

 

Лекция 4. Основные понятия психологии труда Объект труда и его структура

 

Понятие о психологических признаках труда (сознательное предвосхищение общественно-ценного результата, сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели, применение и совершенствование орудийных средств, ориентировка в межлюдских производственных отношениях).

Понятия: «эргатическая функция», «эргатическая система», основные виды эргатических функций и их эволюция в истории труда.

 

Объект труда и его основные разновидности. Предмет труда как  ориентирующий психический образ и как социально фиксированная система признаков объекта труда. Цели труда (объективно заданные и субъективно принимаемые). Трудовые действия как психическая реальность, их виды. Средства, орудия труда и их разновидности (ручные, механические, автоматические и автоматизированные, функциональные). Объективные и субъективные условия труда.

 

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Лекция 5. Субъект труда и его структура (внешняя и внутренняя) Внутренняя структура субъекта труда

Субъект труда как главный компонент  системы «трудовой процесс». Субъект груда как разноуровневая система. Внешняя структура субъекта труда: деяние («отдельная деятельность»), психологические действия и операции (навыки, умения). Внутренняя структура субъекта труда (внутренние условия деятельности): мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые показатели профессиональной деятельности.

Регулятивные и коммуникативные  процессы в структуре профессиональной деятельности. Способности как факторы профессиональной деятельности. Способности и интеллект. Интеллект как регулятор профессиональной деятельности. Профессионально важные качества, актуализируемые у человека в процессе труда. Индивидуальный стиль деятельности.

 

Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. А также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества, определяющие профпригодность специалиста.

Профессионально-важные качества – это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.

 

Рассматривая каждое из профессионально  важных свойств, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос, насколько стабильно это свойство, насколько оно поддается развитию и компенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. С какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон индивидуальных его различий и, наконец, как включается данное свойство в структуру личности работающего человека.

 

Существуют три основные группы  профессионально-важных качеств:

  1. Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.
  2. Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.
  3. Особенности психофизиологии – особенности мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер.

 

Также выделяют общие профессиональные качества.

Качества

Описание

Внимательность

Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения.

Эмоциональная устойчивость

Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации.

Общие характеристики поведения

Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность.

Характеристики речи

Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.


 

Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно  иметь в виду особенности характера  самого восприятия. Целый ряд профессий  требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Информация о работе Лекции по психология труда