Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:30, реферат
Психологические качества лидера:
• уверенность в себе;
• острый и гибкий ум;
• компетентность как доскональное знание своего дела;
• сильная воля;
• умение понять особенности психологии людей;
• организаторские способности.
Различают три основных три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
17.Функции руководства. Типичные ошибки руководителя.
Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности:
Конечно,
функций руководства много
1. Стратегическая функция
Стратегическое
планирование и формирование целей
и ценностей организации
2. Администраторская функция
В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы общения руководителя с подчиненными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Этот вид воздействия с давних времен известен под названием универсального метода «кнута и пряника». Причем вся психология второй половины XX в. твердо стоит на том, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее в деле управления людьми. Общее правило, выведенное многочисленными исследованиями, состоит в том, что «положительные подкрепления» (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно «мотивируют» их на производительный труд и т.д.
3. Коммуникативно-регулирующая функция
Эффективность коммуникаций зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них — установление благоприятных отношений руководителя с подчиненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. От руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного.
Однако нередко, даже прилагая немалые усилия, руководитель не может найти нужного контакта с подчиненными. Они «не понимают» друг друга. Природа этого взаимонепонимания часто лежит в области психологии, точнее в нарушениях межличностного общения. И чем «дальше» руководитель от подчиненного, тем больше вероятность совершения ошибок, прежде всего, в оценке как качеств людей, так и их действий.
4. Мотивационная функция
Вряд ли необходимо убеждать кого-либо в том, что одной из главных задач любого руководителя является мотивирование подчиненных, т.е. создание заинтересованности в результатах и качестве труда. Теоретические основы просчета этой функции руководства достаточно просты. В основе человеческого поведения лежат, как известно, многочисленные потребности. Их иерархия представлена в классической схеме Абрахама Маслоу (без которой не обходится, кажется, ни один труд по психологии управления):
5. Контролирующая функция
Проблемы с осуществлением этой функции руководства порождены простым противоречием: всем ясно, что бесконтрольность вредна, но мало кто любит, чтобы его контролировали. Это противоречие можно частично обойти, если соблюдать следующие требования:
Попробуйте, так сказать, превратить порок в добродетель: контроль — не карательная акция, а проявление внимания к работнику. Ведь если вас никто не контролирует, значит вами просто никто не интересуется. А подчиненные, как известно, высоко ценят знаки внимания со стороны руководства.
Бизнес-тренеры
и наставники, убежденны, что руководителям
присущие десять типичных ошибок, которые
существенно снижают их эффективность
и результативность компаний, в которых
они работают.
Микро-менеджмент. Болезненное недоверие
руководителей к своим подчиненным приводит
к тому, что они начинают контролировать
каждый их шаг. Они недооценивают их возможности
и тем самым обижают работников, не говоря
о лишних расходах собственного времени.
Выбор неправильного
стиля коммуникации. Некоторые менеджеры
чему-то считают, что поскольку они руководители,
то и тон общения с подчиненными должен
быть пренебрежительно-приказным. Очевидно,
они забыли, что эпоха королей давно прошла,
а чрезмерная агрессия и желания показать
свою силу ни к чему хорошего не приводит.
Управление
через запугивание. Это одна из наиболее
плохих управленческих ошибок. Они чему-то
считают, что если взять на испуг сотрудников
- те будут работать лучше. Чего они не
понимают - так это того, что под постоянной
давкой работники просто теряют любое
интерес к работе.
Неумение
поставить себя на место сотрудника. Хороший лидер всегда
должен уметь посмотреть на ситуацию глазами
сотрудника. К сожалению, далеко не у каждого
это выходит.
Недоступность
для своих подчиненных. Некоторые руководители
буквально выстраивают каменные стены
вокруг своей персоны и приступиться к
ним обычному работнику бывает абсолютно
нереально.
Отсутствие
мотивации сотрудников. Лидер должен быть
примером. Смотря на него, все другие работники
в компании должны ощущать вдохновение
и двигаться вперед.
Отсутствие четкой " картины" - прозрачность.
Часто бывает, что руководитель дает подчиненному
задачи, не объясняя ему, каким образом
эта работа повлияет на общую "картину"
в компании. Хороший же лидер должен всегда
помнить о том, что его сотрудник имеет
право понимать, каким образом его небольшой
"кусочек" задача будет влиять на
общую результативность компании.
Боязнь
за собственную должность. Некоторые руководители
не принимают уместную помощь от коллег
и подчиненных потому, что ощущают себя
не безопасно на своей должности. Они считают,
что если кто-то будет помогать им выполнять
их работу, то это будет грозиться их "теплому"
месту.
Старание быть хорошими друзьями с подчиненными
так же, как и старание полностью отмежеваться
от них. Возможно, это сложнейшая часть
управления людьми, поскольку во всяком
случае будет чрезвычайно сложно отыскать
баланс. Ведь, как чрезмерное панибратство,
так и желание создать исключительно деловые
отношения ни к чему хорошего не приводят.
Лживые
обещания. Стараясь мотивировать
людей, некоторые руководители дают неправдивые
обещания, которые абсолютно недопустимо
для лидеров. Это не только демотивирует
сотрудника, но и может в результате отрицательно
повлиять на компанию в целом.
Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен. Современные подходы к лидерству