Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов.
3. Определить значимость такого качества как лидерство.
4. Провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства 6
1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа 6
1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии 9
1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии 12
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностной конкурентоспособности на лидерство 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.62 Кб (Скачать файл)

Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.

Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек [8].

Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Греки во времена Гомера считали, что вожак должен обладать мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея и энергичностью Ахилесса. На протяжении XX в. проводились многочисленные исследования индивидуальных качеств преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя — вожака:

1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность [10].

Безусловно, всем перечисленным требованиям удовлетворяет крайне малое число людей. Последнее, однако, не означает, что "руководителями рождаются" и что хорошо руководить – практически нельзя научить. Действительно, исследования показали наличие прямой связи между сочетанием пяти факторов — ума, авторитетности, уверенности в себе, энергичности и знаний, с одной стороны, и способностью к руководству, с другой. Однако это сочетание еще не гарантирует успех, так как зависимость составляет лишь 25—35%. В остальных случаях решающую роль в эффективном руководстве играют не личностные качества, а стиль поведения руководителя.

Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я"). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д. [5,15].

Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение кадров. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических, позитивных и негативных лидеров. Руководитель в качестве формального лидера обязан иметь достаточно полное представление о неформальной структуре своего коллектива с тем, чтобы своевременно предотвратить конфликтные ситуации, четко представлять, кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление о степени авторитетности своего заместителя и других сотрудников [10].

 

 

1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии

 

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой [14]. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы) [20]:

    • самость
    • тень
    • анима и анимус
    • эго
    • персона.

Устойчивые свойства личности:

    • Темперамент
    • Характер
    • Способности
    • Мотивация

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [14]. Для формирования таких социально-ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

  1. высокий уровень работоспособности;
  2. стремление к качественному конечному результату;
  3. стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;
  4. творческое отношение к делу, труду;
  5. стремление к профессиональному самосовершенствованию;
  6. способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;
  7. коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;
  8. способность к быстрому освоению нового дела;
  9. способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию [1].

 

Выводы по главе 1

 

  1. Все члены группы в какой-то мере лидеры, поскольку каждый участник в

известной степени и в каком-то отношении даже помимо своей воли влияет

на действия других членов группы.

  1. Проявление лидерства есть акт взаимодействия между личностями: не только

лидер влияет на последователя, но и последователь влияет на лидера.

Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками

(ценностными ориентациями) членов группы.

  1. Не все формальные руководители являются фактическими лидерами.
  2. Во многих пособиях представлены данные мирового опыта разработки проблематики одной из центральных областей социальной психологии – психологии лидерства. Прослежена история становления научного знания о лидерстве, изложены современные теоретические подходы.
  3. Понятие «лидерство» стало настолько привычным, что ученые даже не замечают, насколько оно еще шатко и малоизучено.
  4. В современной науке лидерство означает только согласие ведомых идти за ним, по сути, мы все еще ничего не знаем о том, кто становится лидером и почему многие соглашаются за ним следовать.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование  влияния личностной конкурентоспособности на лидерство

2.1. Организация и методы  исследования

 

При проведении исследования мы использовали экспресс-диагностику личностной конкурентоспособности – методика, представленная в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности [17].

Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой [2].

После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Также мы использовали социометрический тест для изучения межгрупповых и межличностных отношений с целью выявления лидера в группе.

В исследовании принимали добровольное участие две группы студентов по 15 человек – девушки и парни в возрасте от 15 до 19 лет.

 

 

 

Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности

(В.В.Козлов)

Назначение. Методика, представленная в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности.

Инструкция. Дайте, пожалуйста, оценку проявления психологических качеств, свойственных вам. Для этого в предложенной биполярной таблице прочтите сначала качества, указанные слева, а затем справа. Определите, какое из двух качеств вас характеризует в большей степени. Левой части свойственны баллы с отрицательным знаком, а правой - с положительным знаком.

Количественные значения, независимо от знака, отражают следующую частотность их проявления:

3 - это свойство  проявляется всегда;

2 - в большинстве  случаев;

1 - проявляется нередко;

0 - в одинаковой степени проявляются оба свойства.

Обработка и интерпретация результатов. Для того чтобы сориентироваться в характеристике психологического климата, необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат будет отражать уровень личностной конкурентоспособности (ЛК). В данном случае ЛК понимается как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.

Об уровне ЛК можно судить по следующим показателям:

+35 баллов и более - высокий уровень ЛК;

+21 - 34 балла - средний  уровень ЛК;

+20 и менее - незначительный  уровень ЛК;

-1 - 20 - незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК;

-21 - 34 - выраженный уровень преобладания свойств, препятствующих проявлению ЛК;

-35 и более - высокий  уровень доминирования свойств, препятствующих проявлению ЛК [17].

 

Метод социометрических измерений.

Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено [11].

Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о:      социально-психологических отношениях в группе;

статусе людей в группе;

психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап: Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап: Разработка социометрических критериев [12].

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

    • формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
    • двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
    • прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
    • сильные/слабые - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые затрагивают поверхностные отношения [7].

Информация о работе Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства