Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 14:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов.
3. Определить значимость такого качества как лидерство.
4. Провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства 6
1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа 6
1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии 9
1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии 12
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностной конкурентоспособности на лидерство 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек [8].
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Греки во времена Гомера считали, что вожак должен обладать мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея и энергичностью Ахилесса. На протяжении XX в. проводились многочисленные исследования индивидуальных качеств преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя — вожака:
1) физические качества —
2) личностные качества —
3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4) способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность [10].
Безусловно, всем перечисленным требованиям удовлетворяет крайне малое число людей. Последнее, однако, не означает, что "руководителями рождаются" и что хорошо руководить – практически нельзя научить. Действительно, исследования показали наличие прямой связи между сочетанием пяти факторов — ума, авторитетности, уверенности в себе, энергичности и знаний, с одной стороны, и способностью к руководству, с другой. Однако это сочетание еще не гарантирует успех, так как зависимость составляет лишь 25—35%. В остальных случаях решающую роль в эффективном руководстве играют не личностные качества, а стиль поведения руководителя.
Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я"). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д. [5,15].
Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение кадров. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических, позитивных и негативных лидеров. Руководитель в качестве формального лидера обязан иметь достаточно полное представление о неформальной структуре своего коллектива с тем, чтобы своевременно предотвратить конфликтные ситуации, четко представлять, кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление о степени авторитетности своего заместителя и других сотрудников [10].
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой [14]. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы) [20]:
Устойчивые свойства личности:
Выводы по главе 1
известной степени и в каком-то отношении даже помимо своей воли влияет
на действия других членов группы.
лидер влияет на последователя, но и последователь влияет на лидера.
Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками
(ценностными ориентациями) членов группы.
При проведении исследования мы использовали экспресс-диагностику личностной конкурентоспособности – методика, представленная в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности [17].
Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой [2].
После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.
Также мы использовали социометрический тест для изучения межгрупповых и межличностных отношений с целью выявления лидера в группе.
В исследовании принимали добровольное участие две группы студентов по 15 человек – девушки и парни в возрасте от 15 до 19 лет.
Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности
(В.В.Козлов)
Назначение. Методика, представленная в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности.
Инструкция. Дайте, пожалуйста, оценку проявления психологических качеств, свойственных вам. Для этого в предложенной биполярной таблице прочтите сначала качества, указанные слева, а затем справа. Определите, какое из двух качеств вас характеризует в большей степени. Левой части свойственны баллы с отрицательным знаком, а правой - с положительным знаком.
Количественные значения, независимо от знака, отражают следующую частотность их проявления:
3 - это свойство проявляется всегда;
2 - в большинстве случаев;
1 - проявляется нередко;
0 - в одинаковой степени проявляются оба свойства.
Обработка и интерпретация результатов. Для того чтобы сориентироваться в характеристике психологического климата, необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат будет отражать уровень личностной конкурентоспособности (ЛК). В данном случае ЛК понимается как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.
Об уровне ЛК можно судить по следующим показателям:
+35 баллов и более - высокий уровень ЛК;
+21 - 34 балла - средний уровень ЛК;
+20 и менее - незначительный уровень ЛК;
-1 - 20 - незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК;
-21 - 34 - выраженный уровень преобладания свойств, препятствующих проявлению ЛК;
-35 и более - высокий уровень доминирования свойств, препятствующих проявлению ЛК [17].
Метод социометрических измерений.
Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено [11].
Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе;
статусе людей в группе;
психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап: Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап: Разработка социометрических критериев [12].
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
Информация о работе Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства