Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования : Установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : Взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования : Содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 5

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 6 - 22
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 6 - 8
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 8 - 15
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 15 - 18
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 18 - 22

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 23 - 33
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 23 - 27
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 28 - 33

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 34 - 41
ВЫВОД ....................................................................................... 42 - 43
Список литературы .......................................................................... 44 - 45

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Я концепция.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

На основе изложенных позиций можно  объяснить  двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович. 

Итак, выделим основные положения  по проблеме  личностного самоопределения , которые нашли отражение в работе:

1)   личностное самоопределение  как психологическое явление  возникает на границе старшего  подросткового и раннего юношеского  возраста;

2)  потребность в личностном  самоопределении представляет собой  потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3)   личностное самоопределение  имеет ценностно-смысловую природу.  активное определение своей позиции  относительно общественно выработанной  системы ценностей, определение  на этой основе смысла своего собственного существования;  обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;

4)  существенной особенностью  личностного самоопределения является  его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит  в основе процесса самоопределения  в старшем подростковом и юношеском  возрастах, оно определяет развитие  всех других видов самоопределения  (социального и профессионального).

 

 

 

На основе всего вышеизложенного  можно определить соотношение понятий  “Я-концепция” и “личностное самоопределение”.  Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет  процесс формирования единой смысловой системы в которой слиты  обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что  Я-концепция  ( как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой)  является фактором процесса личностного самоопределения.  именно в этом качестве мы и рассматриваем Я-концепцию в практической части нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА  3.   ПРАКТИЧЕСКОЕ   ИЗУЧЕНИЕ   Я-КОНЦЕПЦИИ                       

 КАК ФАКТОРА  ЛИЧНОСТНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ                 

В   РАННЕЙ  ЮНОСТИ.

Цель исследования   состоит в том,  чтобы  установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции  и  процессом  личностного самоопределения в раннем  юношеском возрасте.

Объектом исследования: Юноши и девушки в возрасте 15-16 лет (48 чел.)

Предмет исследования : Взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности.

Гипотеза исследования :  Существует  корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

 

Для достижения цели исследования и проверки гипотез  в практической части работы решались следующие задачи :

1.  Определить  показатели для оценки характеристик   процесса  личностного самоопределния  в ранней юности.

2.  Исследовать содержательные характеристики Я-концепции и  личностного самоопределения  юношей и девушек  15-16 лет.

3. Выявить корреляционную связь  между Я-концепцией юношей и  девушек и  процессом их  личностного самоопределения.

    1. Определить различия в характере связи Я-концепции и личностного самоопределения  между юношами и девушками.

5.     Определить различия  в характере связи Я-концепции  и личностным самоопределением  у юношей и у девушек.

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования :

-  сравнительный  метод;

-  тестирование;

- методы первичной  и вторичной обработки данных.

Исследование  проводилось в феврале-марте 2003 года среди учащихся   10-11х классов  средних школ  г.Краснотурьинска :  юношей (19 человек )  и девушек ( 29 человек)  в возрасте 15-16 лет.

Учитывая важное значение мотивации к участию  в исследовании для получения  достоверных результатов, юноши  и девушки были заинтересованы тем, что :

а) участие в  исследовании могло быть анонимным (в этом случае указывались только инициалы испытуемого);

б)  после обработки  данных результаты были доведены до сведения каждого участника исследования (каждому мы раздавали листочки с  его результатами и проводили  групповую консультацию по  их интерпретации).

В)Все методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов.

Эти организационные  мероприятия позволили повысить достоверность полученных результатов.

В исследовании применялись следующие методики :

1.  Методика  “Личностный дифференциал” (ЛД);

2.  Методика  “Полярные профили” (ПП);

Теперь  определим  те показатели, по которым оценивалось  содержание Я-концепции и личностного  самоопределения и обоснуем  выбор  методик исследования.                                          

В самом начале исследования мы сталкиваемся с тем, что единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрасте нет. Изучение личностного самоопределения как психологического явления предполагает наличие определенных критериев для оценки его содержания, тех показателей,  по которым  можно судить об успешности или неуспешности его протекания. 

Потому первая задача, с которой сталкиваемся в  нашем исследовании - это определить показатели, по которым мы оценивали  содержание структурных составляющих  Я-концепции

.

              Изучение   Я-концепции   в  ранней юности.

Показатели по методике ЛД позволяют  получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек  21  личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч.Осгуда :  оценки , силы и активности..   

Методика ПП  позволяет более  полно изучить содержательные характеристики образа Я,  через данные оценок выраженности у себя 16-ти личностных качеств.

По фактору  оценки (методика ЛД)  мы могли судить об уровне самоуважения.Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции  по методике ПП предполагают оценку своего поведения.

                  Методика  личностного  дифференциала

Методика личностного дифференциала (ЛД)  разработана по принципу семантическго  дифференциала  Ч.Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру  представления о структуре личности.  Методика ЛД  адаптирована сотрудниками психоневрологического института им.В.М.Бехтерева.  Целью  ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений .

ЛД  используется во всех тех тех  случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого  с себе или другим людям.  В этом отношении  ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами.  От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.

В ЛД  отобрана  21 личностная черта,  представленные в виде антонимичных пар.  Шкалы  ЛД заполнялись испытуемыми  с инструкцией оценить самих  себя по отобранным чертам личности  ( 7-балльные шкалы).

                                Бланк к методике ЛД и ключ

         Ф.И.О.___________________ возраст____ пол____ дата________

            О +      Обаятельный          3  2  1  0  1  2  3    -     Непривлекательный 

            С -         Слабый                  3  2   1  0  1  2  3  +          Сильный

            А  +   Разговорчивый         3  2  1  0   1  2  3  -         Молчаливый 

            О  -  Безответственный      3  2  1  0  1  2  3   +      Добросовестный

            С +         Упрямый               3  2  1  0  1  2  3   -         Уступчивый

            А -         Замкнутый             3  2  1  0  1  2  3   +         Открытый

            О +         Добрый                 3  2  1  0  1  2  3   -         Эгоистичный

            С -       Зависимый               3  2  1  0  1  2  3   +       Независимый

            А +       Деятельный             3  2  1  0  1  2  3   -          Пассивный

            О  -        Черствый                3  2  1  0  1  2  3   +       Отзывчивый

            С  +    Решительный             3  2  1  0  1  2  3   -      Нерешительный

            А -            Вялый                   3  2  1  0  1  2  3   +        Энергичный

            О +     Справедливый           3  2  1  0  1  2  3   -      Несправедливый

            С -      Расслабленный          3  2  1 0  1  2  3   +       Напряженный

            А +         Суетливый             3  2  1  0  1  2  3   -          Спокойный

            О -        Враждебный            3  2  1  0  1  2  3   +       Дружелюбный

            С  +        Уверенный             3  2  1  0  1  2  3   -          Неуверенный

            А -         Нелюдимый            3  2  1  0  1  2  3    +       Общительный

            О +          Честный                3  2  1  0  1  2  3   -        Неискренний 

            С  -   Несамостоятельный    3  2  1  0  1  2  3   +     Самостоятельный

            А +      Раздражительный     3  2  1  0  1  2  3    -        Невозмутимый 

                  

 

В исследовании каждая личностная черта  выступала как отдельная шкала.  Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического  дифференциала (общие шкалы):

1. Фактор  Оценки (О).  Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения  указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

2.  Фактор  Силы (С).  Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

3.  Фактор  Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.  Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность  низкие -  на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов,  минимальное  -  7  баллов.

При интерпретации  данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные,  эмоционально-смысловые представления  человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел,  но в рамках нашего исследования именно они сами по себе  имеют первостепенное значение для изучения  Я-концепции.

После первичной обработки данных получены следующие результаты.

                Средние значения по методике  ЛД

                                                                                              Таблица 1.

 Название шкалы

Средние значения

           Сигма

   

  девушки

  юноши

   девушки

   юноши

1

обаятельный

5,97

5,73

0,95

1,09

2

сильный

5,27

5,67

1,54

1,27

3

разговорчивый

5,48

5,66

1,62

1,74

4

добросовестный

5,32

4,6

1,49

1,53

5

упрямый

4,82

4,66

1,65

191

6

открытый

5,26

5,39

1,79

1,54

7

добрый

5,15

5,27

1,40

1,87

8

независимый

4,38

4,38

1,75

1,82

9

деятельный

5,65

5,56

1,16

1,53

10

отзывчивый

6,43

5,71

0,78

1,39

11

решительный

5,33

5,22

1,48

1,59

12

энергичный

6,07

5,86

0,94

1,27

13

справедливый

5,65

5,47

1,18

1,55

14

напряженный

4,29

3,52

1,67

1,61

15

суетливый

3,87

3,06

1,99

1,86

16

дружелюбный

6,13

5,36

0,95

1,53

17

уверенный

5,36

5,34

1,36

1,63

18

общительный

6,15

5,75

0,97

1,53

19

честный

5,29

4,84

1,37

1,68

20

самостоятельный

5,97

5,68

1,32

1,49

21

раздражительный

4,52

4,22

1,84

1,68

О

фактор Оценки

40

37,1

4,63

7,29

С

фактор Силы

35,4

34,4

5,81

5,55

А

фактор Активности

38,9

35,8

6,16

6,71

Информация о работе Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности