Личностные особенности творческого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.
Задачи работы данной работы:
раскрыть понятие творчество как деятельность;
раскрыть понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование;
рассмотреть личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты;
обобщить диагностику творческих способностей и методологические подходы к их выявлению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

1) общие способности, которые представляют собой систему индивидуальных свойств личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Наличие общих способностей обусловлено как врождёнными задатками, так и всесторонним развитием личности в течение жизни;

2) специальные способности, под которыми понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и тому подобных.

Б. В. Ломов [8], выделявший три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, подобным образом делил и способности на:

1) коммуникативные;

2) регуляторные;

3) познавательные.

А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [2 , 65].

Б.В. Ломов  утверждал, что регуляторные способности  с одной стороны, позволяют отражать воздействия внешней среды, адаптироваться к ней, а с другой - регулировать этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения [8].

В свою очередь, В.Н. Дружинин подразделял познавательные способности на интеллект, обучаемость  и креативность [2]. Дадим определения  каждому из этих компонентов.

Новейший  психологический словарь предлагает понимать интеллект как мыслительную способность человека: «индивидуальные  особенности, относимые к сфере  познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и так  далее… определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать  всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности» [14 , 169].

Обучаемость в уже упомянутом источнике трактуется как «индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком  знаний, умений и навыков в процессе обучения» [14 , 323].

Наконец, креативность в Новейшем психологическом  словаре определяется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться  от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [14, 228]. Остановимся  на этом классе способностей подробней.

Дж. Гилфорд считал основой креативности операции преобразования, импликации и дивергенции, при которых задействован дивергентный тип мышления, допускающий варьирование путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам [6].

Кроме того, Дж. Гилфорд выделял шесть основных параметров креативности [6, 186]:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

4) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е.П. Торренс также предложил набор параметров креативности [2]:

1) беглость - способность продуцировать большое количество идей;

2) гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

3) оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

4) разработанность  - способность детально разрабатывать возникшие идеи;

5) сопротивление  замыканию - способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;

6) абстрактность названия - способность к трансформации образной информации в словесную форму, понимание сути проблемы того, что действительно существенно.

Таким образом, мы выделили среди способностей общую творческую способность - креативность, основным фактором которой является дивергентное мышление.

Теперь  обратимся к ещё одному изучаемому нами психическому свойству - личностным чертам.

Новейший  психологический словарь определяет личностную черту, как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида» [14 , 753].

Дж. Л. Адамс  предлагает определение  личностной  черты: «это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности  человека  в отношении его образа мыслей, чувств и поведения… говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека» [1].

Говоря  о чертах личности, нельзя не упомянуть  диспозициональную теорию личности Г. Олпорта. В ней личностная  черта имеет восемь критериев определения [15]:

1) черта  личности - это не только номинальное обозначение. Черты личности являются реальной и жизненно важной частью существования человека;

2) черта  личности - более обобщённое качество, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие  особенности  поведения человека;

3) черта  личности - определяющий элемент поведения;

4) существование черт можно установить эмпирически;

5)  черта  личности лишь относительно независима  от остальных черт. Черты личности  могут высоко коррелировать друг  с другом;

6) черта  личности не является синонимом  моральной или социальной оценки. Черты личности являются истинными особенностями индивидуума;

7) черту  личности можно рассматривать  либо в контексте личности, у  которой она обнаружена, либо  по её распространённости в  обществе;

8) то, что  поступки и привычки не согласуются  с чертой личности, не является  доказательством отсутствия данной черты. Во-первых, не у каждого человека  черты имеют одинаковую степень интегрированности. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. В-третьих, в некоторых случаях внешние условия в большей мере, чем личностные  черты, являются детерминантами определённого поведения.

Г. Олпорт проводил различия между общими и индивидуальными чертами [15]:

    • общие черты (называемые также измеряемыми или узаконенными) - любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры;

 

    • индивидуальные черты (называемые также морфологическими) - такие характеристики индивидуума, которые проявляются уникально у каждого конкретного человека  и отражающие наиболее точно его личностную структуру.

Р. Кеттел в своей структурной теории черт личности определял черты личности как «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени» [ 4, 305].

Иначе говоря, по мнению Р. Кеттела, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики, проявляющиеся в поведении и не имеющие никакой реальной нейрофизиологической локализации как таковые, а лишь наблюдаемые признаки существования.

Р. Кеттел предлагает несколько классификаций личностных черт:

1.1) конституциональные  черты. Развиваются из биологических  и физиологических данных индивидуума;

1.2) черты,  сформированные окружающей средой. Обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении;

2.1) общие  черты; присутствуют в различной  степени у всех представителей  одной и той же культуры;

2.2) уникальные  черты. Имеются лишь у немногих  или вообще у кого-то одного;

3.1) поверхностные  черты. Представляют собой совокупность  поведенческих характеристик, которые  при наблюдении выступают в  «неразрывном» единстве.

3.2) исходные  черты. Представляют собой основополагающие  структуры, которые, являются  основой личности. Исходные черты  существуют на «более глубоком»  уровне личности и определяют  различные формы поведения на  протяжении длительного периода  времени.

Р. Кеттел создал опросник, который позволяет выявлять 16 основных исходных черт личности (таблица 1) [12].

Таблица 1 Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела

Обозначение фактора

Назначение фактора по Кеттелу

Качество, соответствующее высокое  оценке по фактору

Качество, соответствующее низкой оценке по фактору

        

         A 

Общительность – замкнутость

Добродушный, предприимчивый, сердечный

Циничный, жестокий, безразличный

       

          B

 

  Интеллект

Сообразительный абстрактно мыслящий

Глупый,

конкретно мыслящий

       

         C

Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность

Зрелый, реалистичный, спокойный

Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый

 

       E 

Доминантность – подчинённость

Уверенный, конкурирующий, упрямый

Застенчивый, скромный, покорный

   

           F

Сдержанность – экспрессивность

Беззаботный, полный энтузиазма

Серьёзный, молчаливый

 

 

 

       G 

Высокая нормативность поведения  – низкая нормативность поведения

Ответственный, моралистичный, стоический

Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный

 

       H

Смелость – робость

Предприимчивый раскованный

Неуверенный, замкнутый

 

        I

Жестокость – чувствительность

Опирающийся на свои силы, независимый

Цепляющийся за других, зависимый

     

       L

Доверчивость – подозрительность

Принимающий условия

Упорный на грани глупости

 

        M

Мечтательность – практичность

Творческий, артистичный

Консервативный, приземлённый

 

N

Дипломатичность – прямолинейность

Социально опытный, сообразительный

Социально неуклюжий, непретенциозный

      

        O

Тревожность – спокойствие

Беспокойный, озабоченный

Спокойный,

самодовольный

Q1

Радикализм – консерватизм

Вольнодумно либеральный

Уважающий традиционные идеи

 

        Q2

Нонконформизм – конформизм

Предпочитающий собственные решения

Беспрекословно следующий за другими

 

        Q3

Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль

Следующий собственным побуждениям 

Пунктуальный

 

       Q4

Расслабленность – напряжённость

Сдержанный, спокойный

Переутомлённый, возбуждённый


 

Итак, мы рассмотрели личностные особенности, изучаемые нами в эмпирическом исследовании, которые представляют собой психические  свойства, а именно общие творческие способности (креативность) и личностные черты.

 

 

 

 

  1. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ

 

Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Существует даже такое понятие, как «континуум талантливости». И всеми психологами и педагогами признается то, что способности необходимо выявлять как можно раньше. Вследствие этого, существует необходимость создания методик выявления творческих  способностей. А.Н.Лук предлагает следующие пути достижения этой цели:

1. обращать  внимание не только на успеваемость, но и на академические увлечения  детей, на внешкольные занятия,  хобби, и т.д. 

2. стандартные  тесты на IQ зачастую не способны  выявить способности  творческого характера, и поэтому при данной диагностике применяются тесты других типов. В каждой системе тестирования отталкиваются от того, что включено в понятие творчества и каковы его основные свойства.

Если  определять творчество как личностную характеристику, реализацию человеком  своей собственной индивидуальности, и принять во внимание следующие  его основные свойства:

1. творчество  всегда развертывается в процессе  субъект-субъектного взаимодействия;

2. творчество  всегда в той или иной форме адресовано другому человеку, т.е. оно является предъявлением своей индивидуальности другому человеку, то программа выявления творческих способностей опирается на выявление лидерских качеств и содержит четыре блока:

    • блок «Я – Я» (общение с самим собой);
    • блок «Я – ДРУГОЙ» (общение с другим);
    • блок «Я – ОБЩЕСТВО» (общение с коллективом);
    • блок «Я – МИР» (как я исследую этот мир, каким я вижу его).

При этом принимается следующая гипотеза: развитие психологических предпосылок  лидерской одаренности способствует проявлению творческости как личностной характеристики. Принимая эту концепцию и подчеркивая важность связи лидерства и творчества, необходимо сделать пояснения и уточнить, что понимается под одаренностью.

Одаренность считаем общей психологической предпосылкой творческого развития, насчитывающей следующие структурные компоненты:

Информация о работе Личностные особенности творческого человека