Личность в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя приметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.

Содержание

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА………………………………………..
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ……….
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА……….
САМОЧУВСТВИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ…………………………
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

В данном из последующих опытов подобного рода, проведенном в несколько измененных условиях, вместо одного "учителя" было три (на самом деле настоящим испытуемым из них был только один). Два дополнительных "кандидата в учите-ля" делали следующее: один лишь зачитывал пары слов, второй только называл допущенные ошибки. Третий же, настоящий испытуемый, должен был нажимать электрическую кнопку, включающую напряжение. Когда оно достигало 150 В, "учи-тель", зачитывавший пары слов "ученику", вслух заявлял, что отказывается дальше работать, покидал свое рабочее место и пересаживался в свободное кресло, стоявшее невдалеке. Он вел себя так несмотря на то, что экспериментатор настаивал на про-должении работы. Далее, в тот момент, когда напряжение на приборе достигало 210 В, аналогичным образом поступал и вто-рой подставной "учитель". После этого экспериментатор обра-щался к третьему оставшемуся (наивному испытуемому) и про-сил его одного продолжать опыт, более того -- прика-зывал ему это работать. Оказалось, что в этих условиях приказу экспериментатора подчинились лишь 10% людей, выступивших в эксперименте в истинной роли "учителей".

В прочий модификации того же опыта вместо двух дополнительных "учителей" опыт вели два экспериментатора. Вскоре после того, как "ученик" получал первые несколько ударов электрическим током, экспериментаторы начинали спор между собой. Один из них требовал немедленно прекратить опыт, прочий настаивал на его продолжении. В этих условиях ни один из настоящих испытуемых не изъявил желания продолжить опыт, несмотря на то, что второй из экспе-риментаторов настаивал на этом.

3. Смягчающие обстоятельства. Испытуемые в эксперименте знали, что совершают акт насилия, но  для их действий были некоторые  смягчающие обстоятельства. Например, в оправда-ние своего поведения "учитель" мог сообщить, что не видел "уче-ника", поскольку тот пребывал за перегородкой в соседней ча-сти комнаты и, следовательно, не мог по-настоящему оценить, насколько ему больно. Действительно, было обнаружено, что в случае, если "учитель" и "ученик" находились в одном помеще-нии и могли видеть товарищ друга, число послушных приказу экс-периментатора снижалось до 30%.

Чем меньше для испытуемого было смягчающих его вину обстоятельств, тем меньше послушания он демонстрировал. Од-нако в тех случаях, когда "учитель" не сам должен был нажи-мать кнопки, а только давал распоряжение работать это другому, количество послушаний снова резко возрастало, до 93%, при-чем на тот самый раз "учитель" без стеснения использовал всю шкалу напряжений, до 450В включительно. Поразительно, замечает по этому поводу С.Милгрэм, насколько снижается результат по-слушания, если человеку приходится совершать акт насилия соб-ственной рукой, и насколько он возрастает, если за него это делает кто-то прочий.

Надзор. Очевидным фактом, оказавшим влияние на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал лабораторию и отдавал свои распоряжения по телефону, процент послушных приказу падал с 65 до 21%. Многие из испытуемых в этих условиях начинали хитрить, используя для наказ-ния "ученика" ток существенно меньшего напряжения, чем предписывалось инструкцией.

оритет и идеология, прикрывающая сверху. Наиболее важный фактор из числа тех, которые порождают добровольное и бездумное послушание, связан с так называемой идеологией, прикрывающей сверху". Это укоренившаяся в обществе или со-циальной группе система взглядов, которая заблаговременно юридиче-ски и морально оправдывает тех, кто им следует. В экспери-менте С.Милгрэма в роли такой идеологически высокой инстанции, заблаговременно снимающей ответственность с испытуемых, выступал авторитет науки («наука требует жертв"). Когда в одном из опытов ссылка на научные интересы в оправдание издевательства над человеком была снята, число послушных упало с 65 до 48%.

Обратим чуткость на одно обстоятельство, связанное с сведениям экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле В одном из подобных исследований, осуществленном Г.Бьер-бауэром по методике С.Милгрэма, испытуемых до начала экс-перимента просили предсказать, как другие люди (не они сами) поведут себя в данном эксперименте. Затем тех, в отношении которых они делали предсказание, включили в опыт и проверили, как они вели себя на самом деле. Предсказанные и реальные результаты потом сравнили между собой (рис. 82, ниж-няя и верхняя кривые).

Эти данные также вызывают удивление. Вместо ожидае-мых по предсказанию примерно 30% людей, которые спо-собны были довести напряжение до 315 В, таких на самом деле оказалось 100%. Вместо приблизительно 10% ожидае-мого числа людей, способных нанести другому человеку удар электрическим током напряжением 450В, в действительно-сти оказалось более 60%.

 

Все то, о чем говорилось в эксперименте С.Милгрэма, дей-ствует на человека в реальных группах, где на него часто оказы-вается давление отдельными лицами самими по себе и от имени этих групп. Следовательно, считать влияние группы на индиви-да только положительным фактором нельзя.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то влияние, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в свое час обратил чуткость В.М.Бех-терев.

Проведя ряд индивидуальных и групповых опытов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М.Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выясни-лось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по "большинству", методом простого голосо-вания, нередко оказывается более низкого качества, чем част-ное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинство потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением "квалифицированного" (на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, по-давляются в своем творческом развитии. В печальной истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бех-терева. Имеются в виду многие одаренные писатели, художни-ки, ученые, инженеры, которые были исключены из своих твор-ческих коллективов и, более того, волею судьбы оказались за рубежом, где и получили признание по достоинству.

Последний факт, который тут следует ещё раз напом-нить -- мы его уже рассматривали, -- касается конформного поведения. Конформизм -- обширно распространен-ный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нече-стно. И чем более сплоченной является группа в своем психо-логическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.

 

-

 

 

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

 

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значе-ние имеет восприятие и понимание людьми товарищ друга. Оно постоянно присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор-ганических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в об-щество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отве-чал на наши вопросы, если бы каждый при встрече с нами наме-ренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевлен-ными предметами, то нами овладело бы известного рода бешен-ство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чув-ствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом вы-сказывании одного из лучших знатоков практической психоло-гии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди. Каковы же истоки понимания человека человеком?

Таких истоков по современным научным представлениям не мало, и все они способны поставлять нам не только истинны знания о людях, но и заблуждения. Рассмотрим их.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми товарищ друга получил название имплицитная теория личности. Она пред-ставляет собой представление человека о том, как в людях взаи-мосвязаны черты характера, внешний облики поведение. Импли-цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится довольно устойчивой структу-рой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заблаговременно настраивается на определенные формы поведения по отноше-нию к соответствующему человеку. Имплицитная теория лично-сти формирует установку человека по отношению к людям, име-ющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать поря-дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у че-ловека можно представить себе следующим образом. Встреча-ясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внеш-них данных, поступков и черт характера. Множество жизнен-ных наблюдений, накладываясь товарищ на друга, образуют в со-знании нечто как будто гальтоновской фотографии: в долговремен-ной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную струк-туру, которая лежит в основе имплицитной теории личности взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя потом с людьми, которые снаружи ч то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в получившиеся структуру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем более того в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психо-логическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, по-родить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут предстать неконтролируемые и неуправляе-мые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицит-ная теория личности является часто встречающейся причи-ной разного рода расовых, национальных, социальных, ре-лигиозных и других предрассудков.

Следующим фактом, который определенно влияет на пра-вильность восприятия и понимания людьми товарищ друга, являет-ся результат первичности. Суть его состоит в том, что первое впе-чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и довольно устойчивое влияние на формирова-ние его образа. Иногда соответствующее явление, обнаружива-ющееся в сфере восприятия и оценки людьми товарищ друга, назы-вают эффектом ореола.

Если, например, первое ощущение о другом человеке в си-лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об-раз данного человека, который становится своеобразным филь-тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис-сонанса). Если, напротив, первое ощущение почему-то ока-залось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа-дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по пре-имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, На первых порах межличностного общения данных людей. По-скольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самы-ми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое ощущение товарищ о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным.

Но нередко результат ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает игрывать в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эф-фективной преднастройке людей в общении товарищ с другом.

С эффектом первичности логически связан противополож-ный ему результат новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, кото-рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ-на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан-ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво-го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру-гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду-мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на час из памяти то, что раньше было понятно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена -- результат первичности (ореола) и аффект новизны -- своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памя-ти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми товарищ друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает чуткость воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он "считывает" информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное чуткость обращает на такие особенности его внешно-сти, которые являются наиболее информативными с точки зре-ния психологических особенностей воспринимаемого. Это выражение лица, движения рук. В лице человека чуткость вос-принимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках -- пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наиболь-шую информацию о психологии и состоянии человека в в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, потом строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если о подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя отношению к данному человеку. Психологи, кроме того, пытались узнать, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных опытов. В нем для определения ха-рактера воспринимаемых эмоциональных состояний использо-вались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положитель-ное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошиб-ки в точном определении эмоционального состояния говоря-щего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех -- отрицательные (более 50% ошибок).

Информация о работе Личность в обществе