Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:25, реферат
В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.
УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат
ПО Психологии
3 курса 2 группы
очного отделения
Лакаева Е.С.
Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Понятие «личность»
показывает, как в каждом человеке индивидуально
отражаются социально значимые черты
и проявляются его сущность как совокупность
всех общественных отношений. Социология
стремится выявить социальные основы
формирования личностных качеств, социальное
содержание и социальные функции существующих
в обществе типов личности, т.е. изучить
личность и как источник общественной
жизни, и как ее реальный носитель. Конечно
же, личность с точки зрения социологии,
обозначает единичного человека, проявляющего
социально значимые черты индивидуальной
жизнедеятельности благодаря взаимодействию
с другими людьми и тем самым способствующего
стабилизации и развитию общественных
отношений.
Таким образом, социология личности
– отрасль знаний социологии, имеющая
предметом изучения личность как объект
и субъект социальных отношений в пределах
социально-исторического процесса и ценностных
общественных систем, на уровне взаимосвязей
личности и социальных общностей. Социология
личности сосредоточена на трех основных
проблемах: 1) изучение личности как социальной
системы, элемента социальных общностей
и институтов; 2) изучение личности как
объекта социальных отношений (воздействие
общества на личность, в том числе и в процессе
ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение
личности как субъекта общественных отношений,
в том числе социальную деятельность и
активность личности.
Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.
В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.
Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.
Структура личности по Платонову
К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:
Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.
В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.
Структура личности по Фрейду
З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.
По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.
Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).
Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.
К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.
Структура личности по Рубинштейну
С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.
В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.
Изучение вопросов, связанных
с профессиональной
К первому направлению
относятся авторы, которые считают,
что существенную роль в
Представители второго
направления, которое наиболее
разработано и в зарубежной
и, в отечественной психологии
придерживаются мнения, что успешность
поведения и деятельности
Успешность деятельностной
активности личности
Под успешной деятельностью нами понимается такая деятельность, результаты которой обладают необходимой социальной и личностной значимостью и, в целом, соответствуют первоначально поставленным целям деятельности. В этом случае, успешная профессиональная деятельность выступает как реализованная направленность личности на успех в конкретной сфере профессиональной активности в социуме.
Одна из наиболее
важных особенностей управленче
В общем, виде проблема
самосознания является, прежде всего,
проблемой определения
Исходя из этого, в развитии профессионального самосознания личности руководителя, правомерно актуализировать проблему диалектического единства процессов профессиональной адаптации управленца и его профессионального саморазвития с последующей творческой самореализацией в системе управленческой деятельности. При этом важно отметить, что одностороннее доминирование процессов профессиональной адаптации, в конечном счете, приводит к регрессу личности специалиста, в особенности, руководителя.
Осуществленный теоретический анализ проблемы исследования позволил нам сформулировать следующее определение профессиональных деструкций в системе управленческой деятельности. Под названными деструкциями мы понимаем постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры данной деятельности и личности управленца, негативно сказывающиеся на продуктивности управленческого труда и на профессиональном развитии руководителя.
По мнению ряда исследователей, барьерами для творческого развития личности управленца, развития его инновационного потенциала выступают конкретные противоречия амбивалентного характера, которые специалист не в состоянии разрешить самостоятельно. Неразрешенность этих противоречий и приводит ко всевозможным кризисам в развитии личности руководителя и как следствие всей организации в целом.
Исходя из требований к профессиональным и личностным качествам руководителя, нами были выделены общие признаки успешного профессионального поведения управленца:
На основе изложенного, можно
определить общий абрис стратегии
успешного поведения
Информация о работе Личность и ее структура. Роль личности в профессиональной деятельности