Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть влияние материнской депривации на развитие ребенка.
Задачи: Дать определение понятию «психическая депривация»; Выделить и кратко охарактеризовать виды деприваций; Выявить роль матери в воспитании ребенка; Рассмотреть особенности развития ребенка в условиях материнской депривации. Изучить вопрос об обратимости эффекта материнской депривации.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Психическая депривация как объект психологического исследования.
1.1 Понятие Психической депривации…………………………………..................4
1.2. Виды Психической депривации………………………………………………...8
Глава 2 Последствия материнской депривации для развития ребенка
2.1. Последствия материнской депривации вследствие формирования ее у индивида с рождения …………………………………………………………………………..14
2.2. Последствия материнской депривации: Когда депривация возникла вследствие разрыва с матерью …………………………………………………………………..21
2.3 Обратим ли эффект депривации?........................................................................33
Заключение………………………………………………………………………......41
Список использованной литературы………………………………………….........42
Все эти три положения нельзя считать несовместными. Представляется весьма правдоподобным, что некоторое нарушение может быть полностью исправлено обучением после снятия депривации, но другое нарушение в той или иной степени не поддается полному исправлению из-за более или менее глубоко укоренившихся защитных действий или привычных схем поведения, а третье нарушение вообще не поддается исправлению, поскольку сензитивная фаза нормального развития соответствующего процесса уже прошла. М. Айнсворз [15].
Бесчисленные источники свидетельствуют, что причиной всех бед является именно лишение матери. Во-первых, ряд исследований совершенно ясно показал, что чем продолжительнее депривация, тем ниже уровень развития ребенка. Во-вторых, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у ребенка, даже отстающего в стенах приюта, но получающего от «заместителя» матери дополнительную заботу, уменьшаются нездоровые проявления. Около двадцати лет назад были исследованы две группы двухлетних детей, живших в одном приюте. К детям одной группы почти не проявляли нежности, хотя и заботились о них во всех отношениях. В другой группе к каждому ребенку была приставлена сиделка, так что недостатка в любви и нежности они не испытывали. Через полгода первая группа отставала от второй и в умственном, и в физическом развитии.
Есть, и данные о видимых изменениях в состоянии ребенка после его воссоединения с матерью. Один специалист говорит:
«Поразительна та скорость, с которой исчезают «госпитальные» симптомы после того, как ребенок попадает в хороший дом. Ребенок быстро становится оживленнее и отзывчивее; если у него был жар, он проходит в срок от двадцати четырех до семидесяти двух часов; очевидны и прибавка в весе, и улучшение цвета лица». В качестве примера он приводит четырехмесячного мальчика, который два последних месяца провел в больнице и весил меньше, чем при рождении. Его состояние было критическим. Его внешний вид напоминал облик бледного, морщинистого старика. Его дыхание было настолько слабым и поверхностным, что, казалось, оно вот-вот остановится. Через двадцать четыре часа пребывания дома он уже лепетал и улыбался. И хотя в его диете не произошло никаких изменений, он начал быстро набирать вес и к концу первого года достиг возрастной нормы. Во всех отношениях это был нормальный ребенок.
Очевидны и те трагические изменения в поведении и чувствах детей, лишенных матери, и благотворные результаты воссоединения детей с матерями. [15]
Существует идея монотропности, впервые сформулированная Дж. Боулби, суть, которой состоит в следующем. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы тепло и забота сосредоточивались в одном человеке. Это не обязательно должна быть биологическая мать ребенка, но важно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым.
Выразительное доказательство этого можно найти в книге американского психолога Ю. Бронфенбреннера (1969), где описываются две группы умственно отсталых детей, живших в специальном приюте в одном из городов США. В каждой группе – экспериментальной и контрольной – было по 13 малышей. Дети из экспериментальной группы в трехлетнем возрасте были отданы на попечение женщин, также находившихся в учреждении для умственно отсталых. Контрольная группа оставалась в приюте и воспитывалась так, как это принято в подобных учреждениях.
Эксперимент проводился около полутора лет. За это время коэффициент умственного развития детей из экспериментальной группы в среднем вырос на 28 баллов (с 64 до 92), а в контрольной – снизился в среднем на 26 баллов. По окончании эксперимента детей, воспитывавшихся умственно отсталыми женщинами, усыновили психически полноценные родители.
Наиболее выразительные результаты были получены через тридцать лет после эксперимента. Анкетирование выявило, что все те, кто ранее входил в экспериментальную группу, за исключением двоих, окончили среднюю школу, а четверо даже учились в колледже, все стали совершенно самостоятельными и неплохо адаптированными к жизни людьми. В контрольной группе многие испытуемые умерли, а остальные находились в учреждении для умственно отсталых.
Ю. Бронфенбреннер объясняет полученные результаты в первую очередь огромной заинтересованностью умственно отсталых «матерей» в детях: они проводили со «своими» детьми много времени, играя, разговаривая и всеми способами обучая их. Детям постоянно оказывали внимание, дарили подарки, их водили на экскурсии и предоставляли самые различные возможности проявить себя. Каждый ребенок чувствовал себя любимым и необходимым конкретной женщине.
Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями изучал бы воспитанников, разрабатывал и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности.
Вывод: В литературе, посвященной влиянию депривации на развитие ребенка, до сих пор не существует единой точки зрения относительно возможных последствий этого состояния для формирования личности ребенка и подростка.
Среди западных психологов в 40-50-е гг. Материнская депривация традиционно рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние, приводящее к «аффективной бесчувственности», способствующее формированию специфического типа личности, отличающего воспитанника детского заведения.
Материнская депривация у детей в условиях детских учреждений ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Считается, что отклонения в психическом развитии проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Так, в монографии Л.М. Шипицыной и соавторов, указывается, что дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления и т.п. Те предличностные образования, которые возникают у детей на первом году жизни и лежат в основе формирования личности ребенка (17), у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны [25].
Обсуждая проблему развития ребенка вне семьи, в детском учреждении, исследователи отмечают, что последствия материнской депривации в значительной степени зависят от того, в каком возрасте ребенок был разлучен с матерью, семьей, так как проблемы ребенка, оказавшегося вне семьи сразу после рождения, и того, который попал в детский дом в год, различны и при этом отличаются от проблем ребенка, который был направлен в детский дом в 7 лет.
Заключение
В этой работе были рассмотрены Психическая депривация, виды Психической депривации и отдельно как вид - Материнская депривация, и ее последствия для развития ребенка.
В ходе работы были решены поставленные задачи:
Дано определение понятию «психическая депривация» с точки зрения многих деятелей, психоаналитиков, детских психологов. Были выделены и охарактеризованы виды деприваций. Рассмотрены особенности развития ребенка в условиях Материнской депривации. И изучен вопрос об обратимости эффекта материнской депривации.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – 464с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Издание 2-е, стереотипное, Под редакцией Д. И. Фельдштейна., Москва - Воронеж 1997 .
3. Боулби Джон. Привязанность: Пер. С анг./ Общ. ред. и вступ. Статья Н.В.Бурменской. – М.:Гардарики, 2003. - 477с.
4. Буянов М. И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатрии. - 1970. - № 3. - С. 453-462.
5. Исаев Д. Н., Попов В.Н. Влияние госпитализма на психическое состояние детей, воспитывающихся в психоневрологических домах ребенка // Вопр. охр. мат. - 1991. - № 1. - С. 38-41.
6. Калинина М. А., Козловская Г. В., Королева Т. Н. Депрессивные состояния в раннем возрасте // Журн. невропатол. и психиатр. -1997. - № 8. - С. 8-12.
7. Кириченко Е. И. Типология реактивных депрессий у детей младшего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. - 1988. - № 8. - С. 1464-1466.
8. Кириченко Е. И., Шевченко Ю. С., Бобылева Г. И. Психопатологическая структура реактивных депрессий у детей раннего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. - 1986. № 10.
9. Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации,- Санк.-Петербург, 1997.
10. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984. 228 с.
11. Лисина. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 31-57с
12. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Марцинковская, Татьяна Давыдовна. - М.: Гардарики, 2003.- 255 с.
13. Мейер Л. Ф. Госпитализм детей грудного возраста. - М.,1914. - С.11-14.
руководство"
14. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер, 2001. 256 с.
15. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и Ин-тов/Ред.-сост. В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1991. –223с.
16. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа //Вопросы психологии. 1989. №1.
17. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. Ин-тов/ Под ред. Л.А.Венгера. – 2-е изд., 1985. 272 с.
18. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
19. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. – СПб.: Питер. 2007. – 416 с.: ил.
20. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь. 2004. – 432 с.
21. Проселкова М., Козловская Г.В., Башина В.М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. 1995. № 5.
22. Проселкова М. Е. Формирование психопатологической структуры симптоматики у детей в депривационных условиях // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М., 1998.
23. Н. А. Рычкова. Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно - практическое пособие.
24. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
25. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
26. Р. Шпиц «Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.,1991 с 166-167.
27. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка. Задачи воспитания. Гл. 1. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». М., Медгиз, 1960.
.
.
8
Информация о работе Материнская депривация в детском возрасте