Межгрупповые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить межгрупповые отношения на примере студенческой группы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общение как процесс взаимодействия между личностями;
2. Дать характеристику видам взаимодействия;
3. Охарактеризовать самочувствие личности в группе;
4. Провести исследование межгрупповых отношений.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений
1.1. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений 7
1.2. Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений 16
1.3. Психология человеческих отношений 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений 35
2.1. Описание методик и организация исследования 35
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая ксюша (1) (1).docx

— 232.70 Кб (Скачать файл)

         Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом.

 Влияние межгрупповых  отношений на внутригрупповые  процессы

          В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения знаний о самих группах. Характер межгруппового воздействия влияет на внутригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие процессы, удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и другое. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (то есть от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах. Это является показателем того, что недостаточная  интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.

          В более широком, методологическом плане  эти данные важны для понимания  того, что малая группа не может  ни при каких обстоятельствах  рассматриваться как изолированная  система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки  малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.

 Межгрупповые отношения   «по горизонтали» и «по вертикали»

           Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений включает в себя два  сечения:

1. Отношения между группами  «по  горизонтали», то есть  между группами, не связанными  отношениями подчинения, а существующими  как бы «рядом» (школьный класс  со школьным классом, бригада  с бригадой, если речь идет  о малых группах, или нация  с нацией, демографическая группа  с демографической группой, если  речь идет о больших группах,  и т. д.). Вариант этого сечения  - взаимоотношения разных, но не  соподчиненных групп: семья, школа,  спортивная секция и т. д.

  2. Отношения между  группами «по  вертикали», то  есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех, завод, объединение  и т. д.

             Этот  второй случай логично позволяет включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии - психологию организации. 

Основные теоретические  подходы к исследованию межгрупповых отношений

           Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью  тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались  объяснить. Прежде всего, это феномен внешне групповой враждебности. Все западные социальные психологи подчёркивают её универсальность и неизбежность в межгрупповом взаимодействии.

          Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристальность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки (Д. Манере).

           Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношении между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.

            У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса [10].

           Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3.Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности.

          Внешне групповая враждебность и агрессивность, как способ разрешения внутри личностных конфликтов и фрустраций, используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности (Т.Адорно), генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность (Л.Берковитц), роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас (Г.Олпорт, Т.Петтигрю, Л.Берковитц).

           И.Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность и оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

           С принципиально иных теоретических  позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп.

              Полевые эксперименты М.Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М.Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

            Но  концепция М.Шерифа не может объяснить многочисленные факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях (в том числе самого М.Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешне групповой враждебности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

            Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации) послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г.Тэджфела и Дж.Тернера. Г.Тэджфел, его сотрудники и последователи (М.Биллиг, Дж.Тернер и др.) провели серию лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп.

           Внутригрупповой фаворитизм и внешне групповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

           С.Уорчел считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.

            Теория  социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно подойти к проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в условиях социально-экономических изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальной стратификации. Она предполагает возможность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп [7].

             В итоге анализа состояния проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии, можно сказать, что в ней накоплен большой  опыт исследований, выражающих различные  теоретические и методические подходы. Они позволяют с разных точек зрения подойти к анализу теоретических проблем и наметить различные подходы к разрешению практических задач. Вместе с тем в западной социальной психологии проблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности.

Эффект «мы - они»

           Эффект  «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Понятие отношения «мы и они» как универсальную психологическую форму самосознания всякой общности людей в социальную психологию ввел В.Ф.Поршнев. Для того чтобы появилось субъективное «мы», считает он, требуется повстречаться и обособиться с каким-то «они», т.е. с другой группой людей. На основе общих целей и деятельности у членов группы формируется чувство принадлежности к совместной жизни, складываются отношения единства и целостности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития.

           Эффект  принадлежности к группе включает в  себя два более частных эффекта:

- эффект сопричастности;

- эффект эмоциональной  поддержки.

           Первый  выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той  группы, к которой он реально принадлежит  или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется  чувство ответственности за результаты деятельности группы.

          Эффект  эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Но этот эффект отражается не только на экспортациях отдельного человека. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» - принадлежности к группе, сопричастности ее делам, и возникает чувство «они», т.е. член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих  его интересы и заботы.

          Эффект  «мы» оказывается наиболее значимым психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому  эгоизму». В то же время недостаточное  развитие чувства «мы» приводит к  отсутствию единства и слаженности  в деятельности. Таким образом, чувство  принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии: оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели.

         Эффект  «мы и они» тесно связан с эффектами  группового фаворитизма и эгоизма [11, 2].  Эффект  «мы» выражает сопричастность индивида к группе, ответственность за действия других членов групп и противопоставления членам других групп.

 

1.3.Психология человеческих отношений

 

 Общение как взаимодействие

           Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями пo поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание peaлизyeтcя в нoвыx пoпыткax развить совместную деятельность, организовать ee. Это позволяет интерпретировать взаимодействие кaк организацию совместной деятельности.

         Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цель совместной деятельности - центральный компонент ee структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться нa более чacтныe и кoнкpeтныe задачи, поэтапное решение кoтopыx приближает коллективного субъекта к цели.      Обязательным компонентом психологической cтpyктypы совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, то есть такие ee элементы, кoтopыe нaпpaвлeны нa выполнение текущих (oпepaтивныx и достаточно пpocтыx) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, пoлyчeнный ee участниками.

Информация о работе Межгрупповые отношения