Межгрупповые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить межгрупповые отношения на примере студенческой группы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общение как процесс взаимодействия между личностями;
2. Дать характеристику видам взаимодействия;
3. Охарактеризовать самочувствие личности в группе;
4. Провести исследование межгрупповых отношений.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений
1.1. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений 7
1.2. Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений 16
1.3. Психология человеческих отношений 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений 35
2.1. Описание методик и организация исследования 35
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая ксюша (1) (1).docx

— 232.70 Кб (Скачать файл)

Групповой фаворитизм

           Фаворитизм  групповой [от лат.  favor - благосклонность] - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не "работают", а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян [12].

          Наличие группового фаворитизма, степень его  выраженности и конкретные формы  проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов - уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.

 

Выводы по главе 1

 

 

         Межгрупповые  отношения - совокупность социально-психологических  явлений, характеризующих субъективное  отражение (восприятие) многообразных  связей, возникающих между социальными  группами, а также обусловленный  ими способ взаимодействия групп.

           Понятие межгрупповой дифференциации охватывает два специфичных социально-психологических процесса, связанных с установлением различий между своей и другими группами. Во-первых, процесс формирования внутригруппового предпочтения как проявление эмоциональной приверженности к своей группе, являющейся необходимым условием сохранения психологического единства группы. Во-вторых, процесс межгруппового сопоставления и сравнения, являющийся необходимым условием и предпосылкой согласованной совместной деятельности и межгруппового взаимодействия, какую бы форму это взаимодействие ни принимало.  

  Эффект «мы» выражает сопричастность индивида к группе, ответственность за действия других членов групп и противопоставления членам других групп. 

Наличие группового фаворитизма, степень его выраженности и конкретные формы проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов —  уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого  из ее конкретных членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений

2.1. Описание методик и организация исследования

 

           Исследования проводились среди студенческой группы обучающихся по специальности «юрист» (г. Иркутск, Национальный Исследовательский Иркутский Государственный Технический Университет), в период с 17 мая по 20 мая 2013 года.

           Выборочную совокупность составили 9 человек (все девушки).

В исследовании использовались методики:

-  Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»

Инструкция к тесту

        «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

         Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

         После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3-5;

б) разрешается полная свобода  выбора (каждый может записать столько  решений, сколько пожелает);

в)  испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

             Каждый респондент имеет право  выбрать только трех человек.  Вопросы в прямой форме составлены  по позитивному критерию.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, индексологический и графический.

-Анкета «Изучение сплоченности группы»

Инструкция к тесту

             Данная анкета включает 35 качеств  личности, проявляющихся в основных  сферах деятельности учащихся. Каждый  исследуемый выбирает из анкеты 5 наиболее важных, с его точки  зрения, качеств личности, необходимых  для успешного выполнения совместной  учебной деятельности.

Полученные результаты (по каждому студенту) сводятся в таблицу  результатов эксперимента. Вычисляется  «C» – коэффициент, характеризующий  степень ценностно-ориентационного  единства учащихся.

           В данном примере максимальное  число выборов получили дисциплинированность (5 человек). Выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям, это умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок, взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания. Это умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного и не замечая его, это основа самовоспитания.

          Трудолюбие (6 человек). Ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с другой — на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Когда при выполнении абсолютно любой работы вы делаете это с максимальной отдачей. Трудолюбие не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей.

           Коллективизм (5 человек).  Как свойство личности - выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы личности, ее стремление к общению с людьми и совместной работе с ними, умение сочетать общественное с личным и при необходимости предпочесть интересам личным интересы коллектива и общества. Коллективизм - принцип организации взаимоотношений и деятельности совместной людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. 

            Самостоятельность (5 человек). Способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. Это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих. Способность рассчитывать только на свои силы, независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств и творчество. Умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще, умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.      

            Общительность (5 человек). Качество личности, обеспечивающее коммуникацию, процесс взаимодействия и построения отношений между людьми. Это и способность найти общий язык с другим человеком,  талант находить нужные слова в различных ситуациях, умение выражать четко свои мысли без скованности и страха. Это способ самовыражения, который позволяет завоевать уважение окружающих людей к себе и своей точке зрения. Это возможность отстоять свою честь без конфликтов и споров. 

С=(1,4*26–9)/6*9=0,5

           С (коэффициент, характеризующий  степень ЦОЕ – ценностно-ориентационного  единства группы из 9 человек)  равен 0,5, т.е. если C – в пределах 0,3–0,5 группа расценивается как  промежуточная по уровню развития.

          Таким образом, мы видим, что:  Эта группа находится на промежуточном  уровне развития коллектива. И  так как в ней наиболее ценными  качествами личности служат: дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, самостоятельность,  общительность, то можно предположить, что студенты этой группы - успех  в своей совместной учебной  деятельности связывают именно  с ними, т.е. с положительным  отношением к учёбе, с отношением  к себе и с характером товарищеских  взаимоотношений.

 

2.2. Анализ полученных  данных и интерпретация результатов

 

 Результаты изучения  межгрупповых отношений в студенческой группе Юр-09-1 представлены в таблицы 2.1

 

 

 

Таблица 2.1

Результаты выбора испытуемого в группе

Испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Статус%

Эм уд-ть%

1

1)

 

*

       

º

 

+

12,5%

0%

2

2)

   

*

   

º

   

+

37,5%

66,6%

3

3)

 

*

     

+

º

   

62,5%

40%

4

4)

   

+

     

º *

   

12,5%

100%

5

5)

   

+ º

     

*

   

0%

0%

6

6)

   

*+

     

º

   

25%

50%

7

7)

     

*+ º

         

75%

16%

8

8)

*+

           

º

 

0%

0%

9

9)

 

*+

º

           

25%

50%

 

Кол-во выборов

1

3

5

1

0

2

6

0

2

 

35,8%-средняя.

 

Кол-во вз-ых выборов

0

2

2

1

0

1

1

0

1

   

 

 

 

Социограмма, выстроенная по результатам ответов испытуемых, где:

№ от 1 до 9 по вертикали и  по горизонтали – порядковый номер  каждого испытуемого;

Столбик Испытуемый – от 1) до 9) все, принявшие участие в опросе;

Кол-во выборов – количество выборов каждого испытуемого  в группе;

Кол-во вз-ых выборов – количество взаимных выборов по каждому испытуемому;

Статус% - статус каждого  испытуемого, указанный в процентах;

Эм. уд-ть% - эмоциональная удовлетворенность каждого испытуемого в группе, указанная в процентах;

Средняя – средняя эмоциональная  удовлетворенность группы, указанная  в процентах;

Знаком * отмечены непосредственно  выборы каждого участника опроса на вопрос № 1;

Знаком + отмечены непосредственно  выборы каждого участника опроса на вопрос № 2;

Знаком º отмечены непосредственно  выборы каждого участника опроса на вопрос № 3.

 

Рис.1

Рисунок, где:

Лидеры – испытуемые, имеющие наибольший статус;

Приближенные – испытуемые, имеющие статус наиболее близкий  к статусу лидеров;

Нейтральные – испытуемые, имеющие нейтральный, средний статус.

           Из таблицы видно, что лидерами являются испытуемый 7 (75 %) и 3 (62,5 %), статус аутсайдеров имеют 8 и  5 (по 0%), близкий к статусу аутсайдеров имеют 4 и 1 (по 12,5%),  2, 6 и 9 можно назвать приближенным к лидерам, так как у них (25%-37.5%).

             Так как и 7 и 3 выбирают одни и те же испытуемые мы исключаем наличие в группе нескольких группировок. 7 является  лидерами по учебной деятельности, а 3 силовым лидером. В группе присутствуют аутсайдеры, которые имеют статус равный 0%. При этом они участвуют в исследовании, отвечают на вопросы, выбирая  людей из группы, но у них нет взаимных выборов.

            В результате нашего исследования мы видим, что наличие двух лидеров в группе отражается низким уровнем эмоциональной удовлетворенности группы. Средняя эмоциональная удовлетворенность группы равна 35,8 %. В группе имеется 1 человек со 100% эмоциональной удовлетворенностью, минимальная эмоциональная удовлетворенность равна 0%. В группе присутствуют аутсайдеры, которые не имеют взаимных выборов, что позволяет нам говорить о том, что испытуемые хотят общаться, но не умеют этого делать, а значит, отношения испытуемых можно назвать неблагоприятными.

             Таким образом, социальный статус и уровень эмоциональной удовлетворенности каждого члена и группы в целом выявлены, все результаты предоставлены, выводы сделаны.

Информация о работе Межгрупповые отношения