Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:43, реферат
Гарри Стэк Салливан (Sullivan, Harry Stack), (21.02.1892-14.01.1949) -американский социальный философ, психиатр и психолог; автор оригинальной концепции психиатрии как научной дисциплины о межличностных взаимоотношениях. Представитель неофрейдизма. Подобно другим последователям этого направления произвел социологическую модификацию классического психоанализа.
Введение
Глава 1 Биография
Глава 2 Межличностная теория психиатрии
2.1.Межличностный контекст
2.2.Структура личности
2.2.1.Динамизмы
2.2.2.Я-система
2.2.3.Персонификация
2.2.4.Когнитивные процессы
2.3.Динамика личности
2.3.1.Напряжение
2.3.2.Боязнь и страх
2.3.3.Хорошая и плохая мать
2.3.4.Управление матерью
2.3.5.Трансформация энергии
2.4.Развитие личности
2.4.1.Стадии развития
2.4.2.Детерминанты развития
2.5.Статус в настоящее время. Общая оценка
Заключение
Глоссарий
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курганский государственный университет
Автор - студент факультета ПВиС, специальности «психология», 5-го курса,
Трофимов Анатолий Владимирович
РЕФЕРАТ
Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливана
Содержание:
Введение
Глава 1 Биография
Глава 2 Межличностная теория психиатрии
2.1.Межличностный контекст
2.2.Структура личности
2.2.1.Динамизмы
2.2.2.Я-система
2.2.3.Персонификация
2.2.4.Когнитивные процессы
2.3.Динамика личности
2.3.1.Напряжение
2.3.2.Боязнь и страх
2.3.3.Хорошая и плохая мать
2.3.4.Управление матерью
2.3.5.Трансформация энергии
2.4.Развитие личности
2.4.1.Стадии развития
2.4.2.Детерминанты развития
2.5.Статус в настоящее время. Общая оценка
Заключение
Глоссарий
Литература
Курган, 2008
Введение
Гарри Стэк Салливан (Sullivan, Harry Stack), (21.02.1892-14.01.1949)
-американский социальный философ, психиатр
и психолог; автор оригинальной концепции
психиатрии как научной дисциплины
о межличностных
Салливан был убежден в том, что личность и личностные расстройства зависят в первую очередь от характера межличностных отношений.
Так же у него развивается проблемы беспокойства, тревоги и тревожности - которые выступает в созданной им теории краеугольным камнем.
Меня же заинтересовала тема Салливана,
тем, что затрагивает сферу моих
исследовательских интересов
Из того, что нам известно об этом ученом, абсолютно достоверная информация ограничивается послужным списком и укладывается в несколько скупых строк. (За свою не такую уж долгую жизнь Салливан успел поработать во многих медицинских и учебных учреждениях по всей Америке.) Остальное — хитросплетение фактов и вымысла, догадок и слухов, намеков и мнений.
В разных источниках можно прочесть, что Салливан, крупнейший специалист по шизофрении, сам страдал этой болезнью, по крайней мере в юности пережил ее тяжелое обострение. Основанием для такого суждения, вероятно, послужил его замкнутый, даже аутичный характер. Что же касается клинических фактов, то достоверность их спорна. Есть основания заподозрить Салливана в нетрадиционной сексуальной ориентации. Тут доподлинно известно лишь то, что в его личной жизни никогда не присутствовала ни одна женщина и всю его семью составлял приемный сын Джеймс Инско (что нисколько не проясняет пикантную ситуацию, но еще больше ее запутывает). В свое время много говорилось о житейской непрактичности Салливана, о его неумении обращаться с деньгами. Это суждение, пожалуй, наиболее справедливо — известно, что он постоянно занимал деньги у коллег, но не всегда отдавал, а в 30-е годы, чтобы избежать расплаты с долгами, даже дважды официально объявлял себя банкротом. Так или иначе, следует иметь в виду: не все, написанное о нем, заслуживает доверия — в разных источниках в зависимости от отношения автора к Салливану и его идеям акцентируются те или иные стороны его личности без достаточных на то оснований.
Глава 1 Биография
Гарри Стак Салливана
(1892-1949)
В 1892 году 21 февраля, в провинциальном городке Норидже, на севере штага Нью-Йорк, в небогатой фермерской семье родился Гарри Стэк Салливан. Его родители были потомками ирландских иммигрантов. Его отец, Тимоти Салливан, был фермером, а его мать, Элла, происходила из семьи юристов и священников. Она гордилась, что её предки были люди культурные и образованные. И к тому же Элла Стак была на несколько лет старше своего мужа. Семейная ферма также была ее собственностью, перешедшей к ней по наследству, и отец Гарри явно не был жене ровней, что сильно тяготило обоих.
В двойном имени Салливана Стак на самом деле является частью фамилии. Такова была девичья фамилия его матери, которую она продолжала с гордостью носить и после замужества.
Гарри с трёх лет жил
на ферме. Он был единственным ребёнком
в единственной католической семье
среди протестантского
Семейная напряженность сказывалась и на мальчике. Он был единственным выжившим ребенком в семье, однако близостью с родителями никогда похвастаться не мог. Отец скрывал свою неудовлетворенность за маской нелюдимости, постоянно был погружен в дела. По признанию самого Гарри, ему лишь в зрелом возрасте, после смерти матери, удалось найти с ним общий язык. Внимание матери к сыну также было весьма своеобразным. О ней Салливан написал: «Я избежал многих зол, связанных с положением единственного ребенка в семье, исключительно благодаря тому, что моя мать никогда не брала на себя труда замечать истинные черты ребенка, которому она дала жизнь. А воображаемый ею сын так отличался от меня настоящего, что я чувствовал, что моя мать совершенно бесполезна для меня и не способна дать мне ничего, кроме причудливых иллюзий».
По мнению одного из биографов Салливана, А.Г. Чэпмена, мать «перекладывала на плечи сына свой бессильный гнев, беспомощное любование былой известностью своей семьи и бесплодные мечтания о лучшем будущем». Убежденная в своем превосходстве над худородным мужем, Элла рассказывала сыну легенды о славном прошлом своей фамилии.
Особенно зачаровала юного Гарри материнская сказка об одном славном предке по прозванию Западный Ветер, который, преодолевая всяческие препятствия, мчался на коне на восход солнца, чтобы встретить там свое блестящее будущее. Образ отважного всадника навсегда запечатлелся в душе мальчика. Став профессиональным доктором, он заказал себе личную печать, на которой были изображены две лошадиные головы, заключенные в круг. Но, хотя Гарри занимали рассказы матери, он, казалось, чувствовал, что она никогда не любила его по-настоящему. Неудовлетворенность матери своей долей передалась и ребенку. Не в этой ли убийственной оценке содержится ключ ко многим его последующим душевным страданиям: «Она была совершенно бесполезна для меня»?..
В 1897 г. он поступил в «Юнион скул», где получил начальное и среднее образование. Отношения с одноклассниками у него не сложились, а потому все свое свободное время Гарри Салливен посвящал книгам. В возрасте 16 лет, в 1908 г, Салливан окончил школу, своими блестящими оценками заслужив стипендию штата для продолжения образования. Однако дальнейшее образование отчего-то не заладилось — год проучившись в Корнельском университете, он был в июне 1909 года оттуда отчислен, поскольку в весеннюю сессию ухитрился провалиться по всем предметам.
Последующие два года являют собой белое пятно в его биографии, оставляющее широкое поле для домыслов. По некоторым данным, в ту пору он пережил тяжелый личностный кризис (который в некоторых источниках безапелляционно назван приступом шизофрении), из-за чего вынужден был подвергнуться психиатрическому лечению. Называется даже конкретная клиника, в которой он якобы лечился. Однако архивы этой клиники оказались уничтожены пожаром, так что никаких документальных свидетельств болезни Салливана не сохранилось.
В 1911 г. Салливан объявился в Чикаго, где поступил в местный медицинский колледж, где стал изучать медицину, психиатрию — одно из самых авторитетных медицинских учебных заведений той поры, которое, однако, закрылось в тот же год, когда Салливан его закончил — 1917. Получив степень доктора медицины (степень магистра), Салливан занялся частной практикой в области психиатрии, сосредоточившись на самом, пожалуй, сложном контингенте — шизофрениках.
Рано возникший у него интерес к психоанализу мало способствовал успехам его практики. Ведь по мнению психоаналитиков, шизофрения представляет собой крайне тяжелую и практически неизлечимую болезнь. К этому можно добавить: не излечимую методом психоанализа. Вероятно, это и побудило Салливана, надолго сохранившего приверженность психоанализу, пересмотреть впоследствии многие фрейдистские постулаты и сформулировать собственную концепцию социализации, душевного здоровья и болезни. На этом основании его традиционно причисляют к неофрейдистам, хотя сам он всячески открещивался от этого ярлыка.
Как и Фрейд, Салливан понимал взрослую личность как арену, на которой разыгрываются неразрешенные конфликты детской жизни, и идея о призраках прошлого, преследующих человека в его настоящем, составила психоаналитический фундамент его теории, роднящий ее с фрейдизмом. Однако Фрейд настаивал на первостепенной значимости эдипова комплекса, энергии либидо и на идее о том, что личность человека в основном формируется уже к трем годам.
Что касается Салливана, то он рассматривал жизнь не как воспроизведение эдипова конфликта, а как процесс постоянного развития с рождения человека и до самой его смерти. В своей долговременной реконструкции психоанализа Салливан продемонстрировал, что личность является не только продуктом действия внутренних сил, но и результатом отражения представления о нас окружающих.
Салливан был одним из первых,
кто ввел в научный обиход понятие
«тревожность». Анализируя жизнь человека,
или, что для него почти равнозначно,
систему межличностных
Cогласно Салливану, во-первых, тревожность порождается межличностными отношениями; во-вторых, потребность в избегании или устранении тревожности, по сути, равна потребности в межличностной надежности и безопасности. Это приводит его к заключению, что тревожность сопутствует человеку везде, где он вступает в контакт с другими людьми, а поскольку человек живет среди других людей, то тревожность сопровождает его повсюду и постоянно. Она является основным источником психической энергии, на ней во многом основывается личностная динамика. При этом Салливан отмечал, что если у ребенка с самого начала будет создано чувство межличностной надежности, то оно не даст развиться тревожности, и что дети существенно отличаются друг от друга по уровню тревожности. Однако, по его мнению, тревожность может возникнуть и позже у некоторых людей при условиях, которые он образно называет «шизофреническими расстройствами жизни». Таковы, по его мнению, условия жизни в подростковый период. Не личный ли опыт определил это суждение?
В 1917 служил в армии в Мексике, затем работал в больнице Сент-Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия) - одном из ведущих центров американской психиатрии того времени. Особое внимание он уделял подбору персонала, работающего с пациентами. Во многом благодаря этому он быстро добился успеха. В этот период Салливан, активно поощряемый директором больницы, знаменитым врачом Уильямом Алансоном Уайтом (White, W.A.), проявил интерес к изучению и лечению шизофрении. В последние годы работы в больнице Салливен разработал метод лечебного социального окружения, основанный на его теории межличностных отношений, подробно разработанной позднее. Суть метода заключалась в том, что лечение пациента должно основываться на освобождении от ситуации, вызвавшей начало шизофренических процессов. Задача, которую ставил перед собой Салливен, заключалась в попытке помочь пациенту обрести свободу общения с другими людьми. На основании этого метода в больнице, в отделении, где работал ученый, были заведены особенные правила. Так, например, общение пациентов между собой поощрялось, но Салливен предпочитал объединять в группы общения пациентов одного возраста и заболевания, с тем чтобы нивелировать чувство одиночества и незащищенности. Несмотря на то что в больнице постоянно бывали студенты, ученые, исследователи, изучающие различные патологии и методы их лечения, в отделении Салливена было запрещено наблюдать за пациентами без разрешения врача. Это опять же делалось для того, чтобы не провоцировать чувство незащищенности и беспокойство, преследующие больных шизофренией.
Начиная с 1923 продолжал свои исследования в больнице Шеппарда и Пратта в Таусоне (шт. Мэриленд). В этот период жизни он осуществлял исследования в области шизофрении, которые составили ему репутацию как клиницисту. В 1923 году он прошел курс дидактического анализа у Клары Томпсон (Thompson,C.) (1893-1958), ученицы Шандора Ференчи (1873-1933). Будучи студентом медиком, он прошел около 75 часов анализа. В 40-х Гарри Салливан, Клара Томпсон, Карен Хорни (1885-1952) и Эрих Фромм (1900-1980) составили группу американских реформаторов психоанализа. На протяжении двадцати пяти последних лет жизни деятельность Салливана была связана с Американской Психоаналитической Ассоциацией (АЛА), членом которой он стал в 1924 году, и уже в 1929 - был избран в ее Исполнительный совет.
С 1923 года он является профессором психиатрии а Университетской Мерилендской медицинской школе, в 30—40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных университетах.
Затем он оставляет Мэриленд и открывает собственный кабинет на Парк Авеню в Нью-Йорке со специальной целью изучения обсессивных процессов у пациентов (невроз навязчивых состояний). Так, в 1930 занялся частной практикой. В 1930 основал фонд Уайта, а одновременно с ним - Вашингтонскую школу психиатрии.
Информация о работе Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливана