Межличностные отношения в медицинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы (30,С.127). Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель .

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………..2
2Межличностные отношения в медицинском коллективе…………….......5
2.1Межличностные отношения как видовое понятие ……………………..5
2.2 Психодиагностика межличностных отношений………………………. 6
2.3 Оценка межличностных отношений в медицинском коллективе …..7
3 Нарушения межличностных отношений в медицинском коллективе……………………………………………………………………….8
4 Причины нарушений межличностных отношений …………………….10
5 Тест……………………………………………………………………………. 17
6 Заключение……………………………………………………………………23
7 Литература ……………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц.психологии.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

а)меркантильные - мотивы заработка средств существования;

б)коммуникативные - мотивы общения с другими людьми;

в)мериториальные - мотивы заслужить положительную оценку, похвалу, награду со стороны других людей;

г)коллективистские - мотивы трудиться совместно с другими  людьми;

д)мотивы полезности - желание  трудиться на благо других, приносить пользу, быть необходимым и незаменимым в процессе совместной деятельности;

е)мотивы достижения - желание  достигнуть цели, получить результат совместного труда, стремление к успеху, самоактуализации. Эмоциональность. Проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, прежде всего в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации. Возникает при переживании людьми близких по направленности и интенсивности эмоциональных состояний. Групповые эмоции выражаются в сходных способах переживания членами организации одних и тех же событий, подобии настроений, особенностях эмоциональных взаимоотношений (симпатия, антипатия, дружба и пр.). Интенсивность и направленность эмоциональности группы может оказывать стимулирующее или подавляющее влияние на его эффективность.

 Стрессоустойчивость.  Характеризует способность организации  согласованно и быстро мобилизовать  эмоционально-волевой потененциал  людей для противодействия различного  рода деструктивным ;силам. Стрессоустойчивость обеспечивается степенью включенности членов группы в совместную деятельность и мобилизует внутренние резервы их трудовой активности. По мере усиления стрессогенного воздействия эффективность деятельности и уровень трудовой активности начинают резко падать.

Интегративность. Обеспечивает необходимый уровень единства мнений, согласованности действий, структурированности  обязанностей (функций). Высокая социально-психологическая  интегративность является важным условием эффективности организации и  свидетельствует о ее социально-психологической зрелости.

Организованность. Обусловленная  особенностями процессов управления и самоуправления, а также спецификой структурно-функционального взаимодействия членов группы, организованность является главной предпосылкой эффективности их совместной деятельности.

Таким образом, перечисленные  факторы эффективности организации  предстают как ее социально-психологические  характеристики, обеспечивающие достижение поставленных целей, получение необходимого результата, повышение производительности индивидуального и совместного труда. Тест К.Томаса (Методика адаптирована В. Гришиной)

5 ,Тест.»Оцените психологический климат в Вашем коллективе» и экспресс методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе

В ситуации конфликта:

1.А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать, в  чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2.А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить  его с помощью всех интересов  другого человека и моих собственных.

3.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б) Я иногда жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

4.А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.А) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого человека.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.А) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. 
Б) Я стараюсь добиться своего.

7.А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю все  усилия, чтобы добиться своего.

10.А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти  компромиссное решение.

11.А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.

12.А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может 
вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы  все было сделано по-моему.

14.А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому преимущество моих взглядов.

15.А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь  убедить другого в преимуществах  моей позиции.

17.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому  возможность остаться при своем  мнении, если он идет мне навстречу.

19.А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20.А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти  наилучшее сочетание выгод и  потерь для нас обоих.

21.А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

Б) Я отстаиваю свою позицию.

23.А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.А) Если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить  другого пойти на компромисс.

25.А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я  стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.А) Я обычно предлагаю свою позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь  удовлетворить интересы каждого  из нас.

27.А) Я зачастую стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает  другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих  разногласий.

30.А)Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б)Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Приложение 2

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе

1.Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:

А)большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди;

Б) в нашем коллективе есть всякие люди;

В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

2. Думаете ли Вы, что  было бы весьма неплохо, если  бы члены Вашего коллектива  жили неподалеку друг от друга?

1.нет;

2.скорее нет, чем да;

3.не знаю, не задумывался об этом;

4.скорее да, чем нет;

5.да, конечно.

3.Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

А)деловых качеств большинства членов коллектива ;

Б)личных качеств большинства членов коллектива .

1.нет;

2.пожалуй, нет;

3.не знаю, не задумывался об этом;

4.пожалуй, да;

     5.да.

4. Цифра «один» на  приведенной ниже шкале характеризует  коллектив, который Вам очень  не нравится, а цифра «девять»  — коллектив, который Вам очень  нравится. Какой цифрой Вы бы  охарактеризовали свой коллектив? 123456789

      5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над этим; В) это меня бы совершенно не устроило.

      6.Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?

А) нет, не мог бы;

Б) не знаю, не задумывался  об этом;

В) да, мог бы.

       7.Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 123456789

      8.Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?

1.нет;

    2.скорее нет, чем да;

3.не знаю, не задумывался об этом;

4.скорее да, чем нет;

5.да, конечно.

Оцените социально-психологический климат в Вашем коллективе

 

Тест  №2Ответы – «да», «нет», «затрудняюсь ответить».

Я оцениваю социально-психологический  климат в своем рабочем коллективе

1. Удовлетворены ли  Вы отношениями в своем коллективе? – Затрудняюсь ответить.

2. Удовлетворены ли Вы работой? – Нет.

3.Вы испытываете удовлетворение, общаясь со своим             руководителем?Нет.

4.Вам все нравится в расписании работы? – Нет.

5.Удовлетворены ли Вы заработной платой? – Нет.

6.Как Вы считаете, сплоченный ли у Вас коллектив? – Да.

7.Вы часто проводите совместный досуг с коллективом? – Нет.

8.Имеют ли место традиции в Вашем коллективе? – Да.

9.Можете ли Вы назвать деловые качества членов коллектива? – Нет.

10.Можете ли вы назвать личностные качества членов коллектива? Да. Ный 11.Сможете ли Вы охарактеризовать каждого члена коллектива по темпераменту и характеру? – Затрудняюсь ответить.

12.Хотели бы Вы работать в прежнем составе? – Да.

Оценка результатов:

«да» - 1 балл;

«затрудняюсь ответить» - 0,5 балла;

«нет» - 0 баллов.

ИТОГ - Общее количество баллов:

5 баллов – не совсем  благоприятный климат в коллективе.

6 Заключение

«Какие еще межличностные  отношения могут быть на работе? Работа есть работа. Нужно делом  заниматься, а не ерундой». Эти или  подобные слова часто можно слышать  от «жестких», «деловых» руководителей – и в чем-то с ними нужно согласиться. На работе действительно нужно заниматься делом. Но невозможно заниматься делом долго и продуктивно – и при этом оставаться совершенно равнодушным к этому делу и к людям, с которыми мы этим делом совместно занимаемся.

Мы всегда как-то относимся  к сути нашей работы, к распоряжениям  начальства и поведению подчиненных, к тем людям, с которыми мы делим  рабочие обязанности. Конечно, межличностное  и деловое, функциональное общение  – это две абсолютно разные, противоречащие друг другу реальности. Но это одновременно – и реальности, которые тесно связаны друг с другом, которые друг без друга не существуют.

Для того чтобы на деловые  отношения перестали влиять чувства  и желания людей – нужно  полностью устранить людей из этих деловых отношений, заменить машинами. Об этом мечтали многие люди. Все эти мечты оказались утопией.Чувства и отношения приходится вплетать в функционирование, приходится мирить с ним. И это – задача вполне выполнимая. Выполнимая, если принимать во внимание законы развития межличностных отношений в их применении к менеджменту и психологии организаций. Вот несколько бесспорных истин, каждая из которых, так или иначе, касается данной темы.Люди, чувствующие себя хорошо, лучше работают и достигают более впечатляющих результатов.С этим утверждением вряд ли кто будет спорить, и из него следует очень важный для нас вывод: забота о хорошем самочувствии сотрудников выгодна для владельца (руководителя) предприятия.На работе часто приходится заниматься делами, нам неприятными, скучными и отнимающими много нашего личного времени.Неприятными вещами приходится заниматься и другим людям – причем характер и сила неприятных эмоций у разных людей различаются. Более того, то, что приятно одному человеку, может сильно не нравится начальству, подчиненным, или сослуживцам. Все люди стараются избегать того, что доставляет им неприятные эмоции – и заставить их делать это будет очень и очень сложно. Они будут отлынивать от такой работы.

Информация о работе Межличностные отношения в медицинском коллективе