Методика исследования интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:40, реферат

Краткое описание

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.
Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов

Вложенные файлы: 1 файл

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

3. Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого  строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием  любого психического процесса  являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования,  конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психологии было восприятие. При этом основным принципом исследований было деление объекта восприятия на «фигуру» и «фон». Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к «хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симметричной).

 Впоследствии  законы, открытые при изучении  восприятия, были перенесены и  на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.

 Некая исходная  ситуация, составляющая задачу для  мышления, является неуравновешенным  полем, наглядным по своему  содержанию. В этом поле имеются  места неопределенности, незаполненности  содержанием. В результате этого  возникает напряжение, для снятия которого необходим переход в другую наглядную ситуацию. Таким образом, в ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации.

 Она перестает  быть проблемной, не вызывает  напряжения. Задача оказывается  решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.

4. Бихевиоризм  (психология поведения). Одним из наиболее видных представителей данного направления был Дж. Уотсон. Он полагал, что предметом изучения психологии может являться только поведение. Уотсон ввел понятие основной структурной единицы поведения – связи стимула и реакции. Сложное поведение, на уровне человека, представляет собой целые системы таких связей. Кроме того, как уже упоминалось в лекции о мотивации, впоследствии в цепочку «стимул – реакция» были введены дополнительные факторы, влияние которых сказывалось на степени реагирования при прочих равных условиях. Понятие мышления, согласно представлениям Уотсона, толковалось очень расширенно, как один из таких факторов. Оно включало как все виды внутренней речевой деятельности, так и любых невербальных форм выражения мысли, таких как жесты и мимика. «Таким образом, – писал Уотсон, – мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение».

 Дж. Уотсон  выделял три основные формы мышления:

1) простое развертывание  речевых навыков (воспроизведение  стихов или цитат без изменения порядка слов);

2) решение задач  не новых, но редко встречающихся,  так что они требовали бы  пробного словесного поведения  (попытки вспомнить полузабытые стихи);

3) решение новых  задач, требующие словесного решения  до того, как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие.

5. Психоаналитическая  концепция. В рамках психоанализа  мышление рассматривается в первую  очередь как мотивированный процесс.  В лекции, посвященной мотивации,  мы уже останавливались на  том, что базовыми мотивами психоанализ считает сексуальность и агрессию. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения, оговорки, обмолвки, симптомы болезней (преимущественно неврозов).

 Сновидения  рассматриваются как разновидность непроизвольного образного мышления. Широко применяемый в психоанализе метод свободных ассоциаций (проговаривание подряд всего, что приходит на ум человеку) позволяет изучать некоторые особенности мыслительной деятельности, точнее, той ее части, которая обусловлена влиянием бессознательной сферы психики. Именно при свободном ассоциировании и происходят так называемые фрейдовские оговорки, ошибки, обмолвки, которые анализируются специалистом. Сновидение также может быть рассмотрено как свободная цепочка ассоциаций.

 Еще одним  подходом психоанализа к мышлению  является теория сублимации З.  Фрейда. Он утверждает, что творчество  является продуктом сублимирования  – удовлетворения подавленных  и вытесненных в бессознательную  сферу первичных потребностей. Мнение  это более чем спорно – сложно представить, чтобы шедевры мировой культуры были созданы только на основе подавленной сексуальности или агрессии. Хотя такие случаи и могут наблюдаться, но обобщать все же неправомерно.

 В целом  концепция З. Фрейда признана  биологизаторской – человек в ней полностью лишается осознанного творческого начала, эстетических потребностей, осознанного стремления к самореализации. Однако позитивные моменты в психоаналитическом подходе, безусловно, существуют. Это акцент на важности проблемы мотивов, анализ проявлений мотивов в мышлении, значимость бессознательного в мышлении.

6. Концепция  мышления Ж. Пиаже. Пиаже рассматривает  мышление как биологический процесс.  Он использует понятие «интеллект»,  поскольку критически воспринимает  трактовку мышления вюрцбургской школы. Если рассматривать его трактовку интеллекта в самом общем виде, то это совокупность биологических характеристик, являющихся фундаментальными для человеческой психики. В качестве таких характеристик выступают организация и адаптация – основные функции интеллекта.

 Под организацией  в интеллекте понимается его  структурированность, т. е. возможность  в любой интеллектуальной активности  выделить нечто целое и элементы  с их связями, составляющие  это целое.

 Адаптация  же включает в себя два взаимосвязанных  процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция в переводе с латинского означает «уподобление, слияние, усвоение». У Пиаже этот термин подчеркивает воссоздание субъектом некоторых характеристик познаваемого объекта, т. е. до некоторой степени «уподобление» ему, «слияние» с ним в ходе познавательной активности.

 Аккомодация  (от лат. ассоmodatio – «приспособление,  приноровление») – это процесс  приспособления самого познающего  субъекта к разнообразным требованиям,  выдвигаемым объективным миром.

 Таким образом,  процесс познания мира является двусторонним – происходит не только воспроизведение субъектом характеристик познаваемого объекта, но и изменение самого субъекта в ходе познавательной активности.

 В ходе  познавательной деятельности человек  накапливает некоторый опыт. Данный опыт применительно к определенному периоду развития человека Пиаже называет познавательной структурой текущего периода. Он делает вывод, что не всякое содержание объективного мира может быть ассимилировано человеком, а лишь то, которое в определенной мере соответствует его познавательной структуре на данный момент.

 На основе  этого вывода Пиаже разрабатывает  учение о стадиях развития  интеллекта, которым посвящено большинство  его исследований. Он выделяет IV такие стадии.

I – сенсомоторный  интеллект (от 0 до 2 лет).

II – дооперациональное  мышление (от 2 до 11 лет).

III – период  конкретных операций (от 7–8 до 11–12 лет).

IV – период  формальных операций.

7. Когнитивная  психология. Этому направлению свойствен  подход к мышлению как процессу  переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться комплексный междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на психологическую науку. В результате перенесения понятий кибернетики в изучение поведения возникла новая теория поведения Д. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама.

 Психология  же в целом стала рассматривать  в качестве своего предмета  процесс обработки информации  в мозгу человека. Появились информационные теории восприятия, внимания, памяти, эмоций, личности.

 Для когнитивной  психологии характерен синтетический  подход, стремящийся рассматривать  все психические процессы в  совокупности, избегая ограниченности  изолированного рассмотрения отдельных функций. Однако преобладают все же исследования восприятия и памяти – они являются аналогами процессов вычислительной техники, нежели остальные психические функции.

 Что же  касается мыслительных процессов,  то они рассматриваются исходя из определения познавательной активности человека как активности, связанной с приобретением, организацией и использованием знания. Но в данной формулировке отсутствует важнейшее для психологии мышления звено порождения новых знаний, поскольку термин «приобретение» может быть понят лишь как приобретение готовых знаний. Тем самым познание изолируется от мотивационно-эмоциональной сферы личности.

 Помимо этого,  трактовка мышления как системы  обработки информации обладает  еще рядом ограничений. Не проводится  различий информационно-вычислительных и психологических систем, не рассматриваются процессы целеобразования и смыслообразования, соотношение осознанного и неосознанного в мыслительной деятельности, не анализируется развитие мышления.

 В отечественной  психологии за основу изучения психики принят деятельностный подход. Это касается и мышления. Мышление рассматривается в контексте деятельности субъекта. Методологическим принципом, лежащим в основе этого подхода, является принцип деятельностного опосредствования. Он отражает детерминацию мыслительных процессов в сознании индивида содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности. В рамках деятельностного подхода также принято рассматривать мышление в единстве его фило– онто– и социогенетических аспектов. Отечественные исследователи полагают, что возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, становления человеческой психики, возникновения языка. Развитие мышления отдельного человека выступает прежде всего как часть исторического развития мышления, познания всего человечества. Для того чтобы понять то новое, что возникает на уровне человека, необходимо постоянно соотносить психику человека и животных, деятельность человека и поведение животных.

 Изучение  развития мышления в филогенезе  позволяет вычленить общие черты,  присущие мыслительным процессам  каждого индивида. Изучение социогенеза  показывает влияние на развитие  мышления человека конкретно-исторической  ситуации, того общества, в котором он живет и развивается, его непосредственного, ближайшего окружения.

 Общие характеристики  мышления были рассмотрены в  предыдущей лекции. Но не был  еще затронут вопрос индивидуальных  особенностей мышления.

 Прежде всего  индивидуальные различия в мышлении проявляются в разном соотношении и взаимодополнении трех основных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Не в меньшей степени зависят они и от доли присутствия в индивидуальном типе мышления и таких видов, как практическое или теоретическое, реалистическое или аутистическое, интуитивное или логическое и т. п. Но существуют и другие качества познавательной деятельности, формирующие индивидуальный тип мышления. Это гибкость, быстрота, самостоятельность и творческие характеристики мышления.

 Гибкость  мышления заключается в способности  изменять намеченный вначале  путь (план) решения задач, если  он не удовлетворяет тем условиям  проблемы, которые постепенно выявляются  в ходе ее решения и которые  не удалось учесть с самого начала. Как составляющую гибкости можно рассматривать еще характеристику подвижности мышления – способности в большей или меньшей степени быстро переключаться с одной задачи на другую в случае необходимости.

 Подвижность  не надо путать с быстротой мышления. Под быстротой понимают способность принять верное решение в очень короткий срок.

 Самостоятельность  мышления проявляется прежде  всего в умении самостоятельно  увидеть и поставить новый  вопрос, новую проблему и затем  решить их своими силами.

 Творческие  характеристики мышления – способность  находить новые пути в решении  задач. Понятие творческого мышления  будет более подробно освещено  в следующей лекции.

 Выше было  упомянуто, что мышление по  одной из классификаций делится  на репродуктивное и продуктивное (или творческое). Существует ряд качеств, которые характеризуют творческое мышление:

1) свобода от  стереотипов, т. е. нетривиальность  мышления, выражающаяся в поиске  новых подходов к решению творческих  задач, а не использовании привычных  шаблонов;

2) критичность  мышления – способность объективно  оценивать продукт своей мыслительной деятельности;

3) глубина мышления  – степень проникновения субъекта  в сущность познаваемых явлений;

4) широта (или  эрудированность) – возможность  привлечения для решения поставленной задачи знаний из различных областей;

5) независимость  мышления, определяемая способностью  самостоятельно и оригинально  сформулировать задачу и решать  ее, не поддаваясь постороннему  влиянию, умением отстаивать свою  позицию;

Информация о работе Методика исследования интеллекта