Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:40, реферат
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.
Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов
3. Гештальтпсихология.
Основным положением, вокруг которого
строилась вся концепция
Впоследствии законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.
Некая исходная
ситуация, составляющая задачу для
мышления, является неуравновешенным
полем, наглядным по своему
содержанию. В этом поле имеются
места неопределенности, незаполненности
содержанием. В результате
Она перестает быть проблемной, не вызывает напряжения. Задача оказывается решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.
4. Бихевиоризм (психология поведения). Одним из наиболее видных представителей данного направления был Дж. Уотсон. Он полагал, что предметом изучения психологии может являться только поведение. Уотсон ввел понятие основной структурной единицы поведения – связи стимула и реакции. Сложное поведение, на уровне человека, представляет собой целые системы таких связей. Кроме того, как уже упоминалось в лекции о мотивации, впоследствии в цепочку «стимул – реакция» были введены дополнительные факторы, влияние которых сказывалось на степени реагирования при прочих равных условиях. Понятие мышления, согласно представлениям Уотсона, толковалось очень расширенно, как один из таких факторов. Оно включало как все виды внутренней речевой деятельности, так и любых невербальных форм выражения мысли, таких как жесты и мимика. «Таким образом, – писал Уотсон, – мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение».
Дж. Уотсон выделял три основные формы мышления:
1) простое развертывание
речевых навыков (
2) решение задач
не новых, но редко
3) решение новых
задач, требующие словесного
5. Психоаналитическая
концепция. В рамках
Сновидения
рассматриваются как
Еще одним
подходом психоанализа к
В целом концепция З. Фрейда признана биологизаторской – человек в ней полностью лишается осознанного творческого начала, эстетических потребностей, осознанного стремления к самореализации. Однако позитивные моменты в психоаналитическом подходе, безусловно, существуют. Это акцент на важности проблемы мотивов, анализ проявлений мотивов в мышлении, значимость бессознательного в мышлении.
6. Концепция
мышления Ж. Пиаже. Пиаже
Под организацией
в интеллекте понимается его
структурированность, т. е.
Адаптация
же включает в себя два
Аккомодация
(от лат. ассоmodatio – «приспособление,
приноровление») – это процесс
приспособления самого
Таким образом, процесс познания мира является двусторонним – происходит не только воспроизведение субъектом характеристик познаваемого объекта, но и изменение самого субъекта в ходе познавательной активности.
В ходе
познавательной деятельности
На основе
этого вывода Пиаже
I – сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет).
II – дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет).
III – период конкретных операций (от 7–8 до 11–12 лет).
IV – период формальных операций.
7. Когнитивная
психология. Этому направлению свойствен
подход к мышлению как
Психология
же в целом стала
Для когнитивной
психологии характерен
Что же
касается мыслительных
Помимо этого,
трактовка мышления как
В отечественной психологии за основу изучения психики принят деятельностный подход. Это касается и мышления. Мышление рассматривается в контексте деятельности субъекта. Методологическим принципом, лежащим в основе этого подхода, является принцип деятельностного опосредствования. Он отражает детерминацию мыслительных процессов в сознании индивида содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности. В рамках деятельностного подхода также принято рассматривать мышление в единстве его фило– онто– и социогенетических аспектов. Отечественные исследователи полагают, что возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, становления человеческой психики, возникновения языка. Развитие мышления отдельного человека выступает прежде всего как часть исторического развития мышления, познания всего человечества. Для того чтобы понять то новое, что возникает на уровне человека, необходимо постоянно соотносить психику человека и животных, деятельность человека и поведение животных.
Изучение
развития мышления в
Общие характеристики
мышления были рассмотрены в
предыдущей лекции. Но не был
еще затронут вопрос
Прежде всего индивидуальные различия в мышлении проявляются в разном соотношении и взаимодополнении трех основных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Не в меньшей степени зависят они и от доли присутствия в индивидуальном типе мышления и таких видов, как практическое или теоретическое, реалистическое или аутистическое, интуитивное или логическое и т. п. Но существуют и другие качества познавательной деятельности, формирующие индивидуальный тип мышления. Это гибкость, быстрота, самостоятельность и творческие характеристики мышления.
Гибкость
мышления заключается в
Подвижность не надо путать с быстротой мышления. Под быстротой понимают способность принять верное решение в очень короткий срок.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении самостоятельно увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами.
Творческие
характеристики мышления –
Выше было
упомянуто, что мышление по
одной из классификаций
1) свобода от
стереотипов, т. е.
2) критичность
мышления – способность
3) глубина мышления
– степень проникновения
4) широта (или
эрудированность) –
5) независимость
мышления, определяемая способностью
самостоятельно и оригинально
сформулировать задачу и