Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – обосновать педагогические условия оптимального использования подвижных игр и выявить их влияние на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Провести анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
4) Отобрать и экспериментально апробировать подвижные игры в целях активизации формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Использование подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема …………………………………………….
6
1.1. Сущность и характеристика подвижных игр ……………………………
6
1.2. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……
11
Глава 2. Методика применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……………..
14
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……………………………………………………
14
2.2. Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр …
18
2.3. Оценка эффективности применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста …………………
25
Заключение ……………………………………………………………………..
27
Список использованной литературы …
Изучив оснащение
Вторым этапом было анкетирование
родителей, с целью определения
отношения родителей к
Участвовали 15 родителей. Им были заданы следующие вопросы:
1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?
2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?
3) Объясняете ли вы своему ребенку, как он может стать хорошим человеком?
На формирование нравственных качеств всегда обращают внимание 50% родителей; 30 % - редко, в зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка. К сожалению 70% родителей не объясняют ребенку, что значит быть честным; 30% родителей стараются объяснить, что значит быть справедливым.
Почти все родители (80%) отвечали, что необходимо начинать формировать нравственные качества с рождения и лишь некоторые (10%) родители считают, что это необходимо делать с 4-х – 6-ти лет.
Наиболее приемлемые общения в семье – чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, мало используется произведений для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.
Анализируя в целом
понимание необходимости
С целью выявления уровня сформированности нравственных качеств детей в индивидуальной беседе каждому ребенку было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.
Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.
Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.
За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.
Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.
Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок, дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.
Детям задавались следующие вопросы: «Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»
На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети должны были правильно подобрать варианты нравственного поведения:
1) «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада»;
2) «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее»;
3) «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу»;
4) «нельзя отказываться
на вежливую просьбу помочь
собирать игрушки
Низкий уровень
Средний уровень - если ребенок оценил неправильно от 1 до 2 ситуаций.
Высокий уровень - если ребенок оцени все ситуации правильно.
Результаты 1 этапа исследования представлены в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1 - Диагностика сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на 1- м этапе исследования
Уровень |
Экспериментальная гр. |
Контрольная гр. |
Кол-во чел. в % |
Кол-во чел. в % | |
В |
10 |
30 |
С |
30 |
30 |
Н |
60 |
40 |
Рис.1 Диагностика сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на 1- м этапе исследования
Итак, высокий уровень сформированности нравственных качеств присущ 10 % детей экспериментальной группы, в контрольной группе этот показатель равен 30 %. Низкий уровень показали 60% детей экспериментальной группы и 40 % - контрольной.
Из 10 детей экспериментальной группы, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 1 человек, 3 определили как неправильные 1 и 2 поступка из пяти соответственно, 5 детей выделили лишь одну- две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), один – выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.
Анализируя результаты 1-го этапа исследования, мы видим, что уровень сформированности нравственных качеств дошкольников в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной.
2.2. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была организована работа по развитию нравственных качеств детей.
Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по воспитанию у них нравственных качеств были использованы подвижные игры.
Характерной чертой ребенка этого возраста является стремление воплотить в игре образы своей фантазии, проявить свою активность, показать свою индивидуальность, самостоятельность, что, несомненно, способствует формированию нравственных качеств личности [7].
В связи с этим определилась цель дальнейшей работы: повышение уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр.
Таким образом, цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма [5].
Подвижная игра «Ястреб и ворона»
Цель: воспитание самостоятельности, дружбы, дисциплинированности, ответственности, коллективизма.
Содержание:
Что за птица на березе
Серая – пернатая?
Всех прохожих испугала,
Очень громка каркая! (Ворона)
С помощью считалки выбирают двух ястребов. Остальные дети – вороны. Ястребы находятся в двух маленьких обручах, в больших обручах по две по две вороны. По сигналу педагога вороны бегают, прыгают, ходят. На слово «Ястреб!» вороны убегают в свои гнезда. Пойманные вороны занимают место ястреба.
Игра «У ребят порядок строгий»
Цель: воспитание внимательности, дружбы, коллективизма.
Содержание: ученики по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют (на мотив марша):
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
По окончании этого куплета учитель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становитесь!» Ученики стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному учителем (самый высокий по росту становится позади учителя, в трёх шагах от него). Когда все участники игры построятся, учитель командует: «По носкам – равняйся!», «Смирно!», «Прыжком направо!» «Шагом марш!». С началом движения, под ритм шага, ученики повторяют куплет. Все стремятся пройти в колонне как можно лучше. По окончании куплета учитель произносит: «Разойтись!». Ученики расходятся по разным направлениям, запевая песню сначала. Затем учитель подаёт снова команду «Становись!», указывая ученикам новое направление для построения шеренги. Быстрота построения проверяется по громкому подсчёту учителя: «Раз, два, три и т. д.». Ученики, ставшие в шеренгу последними или прошедшие в колонне с плохой осанкой (опустив голову, сгорбившись), проигрывают.
Правила.
1. При построении в шеренгу каждый должен уступать товарищу дорогу.
2. Запрещается толкаться и «напором» занимать своё место.
Игра «Дерево дружбы»
Цель: воспитание дружбы, коллективизма, дисциплинированности.
Содержание: все берутся за руки. Один человек – «дерево». Он стоит на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг «дерева».
Игра: «Звонок на урок»
Цель: формировать дисциплинированность, собранность и ученическую ответственность.
Содержание: с обеих сторон площадки линиями очерчены два «класса». В них нарисованы квадраты «порты» (на 3-4 меньше, чем игроков в каждой команде). В центре площадки ребята образуют круг. По команде руководителя начинают движение по кругу и произносят:
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что когда звенит звонок,
Он зовёт всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
Бегут и стараются занять парты в своём классе. Выигрывает тот, кто не разу не опоздает на урок.
Игра «Белки, орехи, шишки»
Цель: воспитание коллективизма, дружелюбия, умение действовать вместе.
Содержание: играющие рассчитываются по три. Первые номера – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места – водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки. В разгар можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны поменяться местами.
Игра «Цветы»
Цель: воспитание дружелюбия, умения действовать вместе, возможность почувствовать себя членом коллектива.
Содержание: каждый игрок выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, тюльпан, лилия, пион и др.). Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По считалке или жребию выбранный цветок начинает игру. Например: Роза. Она вызывает какой-нибудь цветок, например – гвоздику. Гвоздика убегает, а мак его догоняет. Когда гвоздика чувствует, что может быть пойманной, она называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок. (Игроки могут называться не только названием цветов, но и рыб, животных и т. п.).
Игра «Заяц и морковь»