Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:00, контрольная работа
Очевидно, что для глубоко понятия сущности конфликта и своевременного предупреждения его необходимо его психологическое исследование, методы сбора, определения и анализа информации о конфликте, собранной непосредственно в сфере человеческих отношений. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов. Итак, рассмотрим методологию исследования конфликтов в психологии.
Введение…..
1. Понятие методологии. Методологические принципы исследования конфликтов. Универсальная понятийная схема описания конфликтов….
2. Этапы, программа и основные методы психологического исследования конфликтов….
3. Ситуационный метод изучения конфликтов…
4. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе…
Заключение…
Список использованной литературы….
Каждый из рассмотренных
этапов по-своему важен для достижения
конечной цели анализа: получения новых
знаний о конфликтах, выработки на
их основе практических рекомендаций,
которые улучшили бы регулирование.
Тем не менее, качество изучения в
первую очередь определяется добросовестностью
его программы. Плохо разработанная
программа изучения неизбежно приведет
к ложным выводам, даже если психолог
будет отлично действовать на
остальных этапах. Это вызывает необходимость
более подробного рассмотрения порядка
разработки программы исследования конфликтов.
Опыт показывает, что составление программы
вызывает затруднения у психолога. Это
естественно. Четкая формулировка проблемы,
логический анализ понятий, выдвижение
гипотез и составление плана изучения
требуют кропотливой работы.
Программа психологического исследования
конфликта представляет собой изложение
основных задач, методологических предпосылок
и гипотез изучения конфликта с указанием
правил, процедуры и логической последовательности
операций по проверке гипотез. Она наиболее
фундаментально разработана в социологии
и обычно включает в себя результаты теоретической
проработки следующих вопросов.
Обоснование и формулировка проблемы анализа. Психолог должен выбирать для изучения реальные проблемы, имеющие наибольшее значение для познания и регулирования конфликтов. Это вызвано важностью проблемы конфликта для жизни человека и общества, необходимостью быстрого развития конфликтологии, малым количеством профессиональных конфликтологов.
В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили более точное отражение проблемная ситуация, противоречие, определяющее ее. Важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Проблема не должна быть слишком широкой. Если не удается сразу придать формулировке проблемы достаточную четкость, то это может быть сделано по мере разработки других частей программы. Изучать несколько проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.
Определение объекта и предмета исследования. Конфликтологическая проблема не существует сама по себе, а всегда предполагает своего носителя - людей, социальные группы, их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом изучения для психолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета анализа. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему.
Определение цели изучения.
Конечной целью изучения является познание
конфликтов и выработка практических
рекомендаций по их конструктивному регулированию.
Ценность анализа определяется не объемом
выполненной работы, а реальной пользой,
которую изучение дало для решения задач,
стоящих перед психологией конфликта.
Логический анализ основных понятий предполагает
точное объяснение их содержания и уяснение
соотношения элементов и свойств изучаемого
конфликта, поочередный анализ которых
дает целостное представление о его состоянии.
При изучении, например, конфликтных
взаимоотношений среди
а) выявление главных сторон предмета изучения, полное и точное определение его сущности;
б) выявление совокупности подчиненных понятий, на которые “раскладывается” основное понятие.
На данном этапе психолог помимо анализа основных понятий осуществляет предварительный системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ объекта исследования.
Выдвижение рабочих гипотез. “Гипотеза - это система умозаключений, посредством которой делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным”. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику процесса изучения. Грамотно сформулированные гипотезы подсказывают правильный выбор объекта анализа, повышают его оперативность, определяют в общих чертах методики, которые целесообразно использовать. Исследование, проводимое без достаточно проработанных гипотез, обычно малоэффективно, поскольку психолог не имеет четкого представления о том, какие связи он хочет установить. Выявить связи и отношения здесь помогает случай. Вместе с тем важно, чтобы гипотезы не сковывали мысли психолога, заранее не предопределяли результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая расплывчатых понятий.
Определение задач исследования конфликтов включает ответы на вопросы: каковы пути и средства решения проблемы? каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?
Составление принципиального (стратегического) плана изучения необходимо для эффективной работы на следующих после составления программы этапах. Уже в начале изучения важно представлять весь его ход, хотя бы в общих чертах. В процессе предварительного планирования можно выявить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или невозможно в ходе него.
Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирование. Отличие в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.
Даже эта краткая
После разработки программы изучения
конфликта и определения выборки психолог
приступает к разработке методики исследования,
которая базируется на умении применять
на практике методы психологии конфликта.
В психологии конфликта применяют следующие
основные методы.
С целью изучения внутриличностных конфликтов
могут применяться: индивидуальная беседа;
методика T.Лири; шкала депрессии; методика
Г.Келлера; опросник К.Томаса; методика
по определению уровня внутриличностной
конфликтности.
Для определения уровня межличностной конфликтности личности могут быть применены следующие тесты и личностные опросники: опросник Басса-Дарки; диагностика МЛО; опросник Айзенка; 16-факторный опросник Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности; методика Q-сортировка; опросник К.Томаса и другие.
Межличностные конфликты
в группе обычно изучаются с помощью
следующих методов и методик:
наблюдение; социометрия; модульная
методика диагностики межличностных
конфликтов; цветовой тест отношений;
ретроспективный анализ конфликтов
(ситуационный метод); изучение документов;
различные типы опросов; проективные
методики, в частности детский
рисунок “Моя семья”; эксперимент
и т.д.
Большинство методов, применяемых для
изучения межличностных конфликтов, нельзя
использовать для исследования межгрупповых
конфликтов. Поэтому для них шире применяются
качественные методы научного познания:
анализ, синтез, индуктивный, дедуктивный,
исторический, логический методы, обобщение,
сравнение и другие.
Более подробно остановимся на ситуационном
методе изучения конфликтов и модульной
методике диагностики межличностных конфликтов
в группе.
3. Ситуационный метод изучения конфликтов.
Социальный конфликт - сложное,
малоизученное явление
Понятие “ситуация” довольно широко
употребляется как в психологической,
так и других гуманитарных науках. Сложилось
три подхода к пониманию сущности ситуации.
Сторонники первого подхода понимают
под ситуацией часть объективного мира,
в условиях и под воздействием которого
человек осуществляет свою деятельность.
Представители второго подхода считают,
что основным элементом в структуре ситуации
является субъективный образ. Человек
не отражает бытие, а создает ситуацию
в своем сознании индивидуально. Это направление
представлено в основном западными психологами,
философской основой воззрений которых
является экзистенциализм. Сущность третьего
подхода составляет понимание ситуации
как единства объективного и субъективного.
В отечественной психологии ситуация
чаще понимается как система объективных
обстоятельств, в условиях которых разворачивается
деятельность. Однако многие сторонники
данного подхода отмечают необходимость
учета субъективного компонента при характеристике
ситуации. Так, согласно С.Л.Рубинштейну
(1976), “ситуация - это лишь один из компонентов,
детерминирующих его действия”. Ситуация
объективна, она окружает человека. Отмечая
объективность ситуации, автор подчеркивает,
что само присутствие человека в ситуации
изменяет отношение сил в ней. Отношение
человека к ситуации определяет, что он
находит в этой ситуации, как он ее воспринимает.
Разное отношение людей к одной и той же
ситуации зависит от того, “... какое начало
видит как преобладающее в ней и вносит
входящий в нее человек. Иными словами,
ситуация включает в себя и человека...”,
относящегося тем или иным образом к тому,
что в ней происходит (Рубинштейн, 1976).
Приоритет в разработке понятия
“ситуация” пока в большей степени
принадлежит не столько социальной,
сколько общей психологии. Можно
предположить, что объяснительный потенциал
такого понятия как “конфликтная
ситуация” после его разработки
окажется высоким. Но “конфликтная ситуация”
- это не просто ситуация, а определенный
тип ситуаций, которые можно отнести
к числу трудных для человека.
Сущность ситуационного метода исследования
заключается в выборе ситуации в качестве
единицы анализа изучаемого явления. Во
многих отраслях науки анализ явлений,
основанный на выделении единиц, традиционно
выступает альтернативой анализу, основанному
на выделении элементов. Элемент явления
не обладает всеми основными свойствами
целого. Единица анализа представляет
собой минимальное, далее не разложимое
образование, являющееся частью целого
и обладающее всеми основными свойствами
последнего.
В качестве единицы анализа деятельности Б.Я.Швединым (1989) в психологии была предложена и успешно апробирована “ситуация”. Она позволяет анализировать деятельность не вообще, абстрактно, а в субъектно-объектной определенности. Ситуация рассматривается в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности, объективные условия деятельности. Ситуация - целостная часть деятельности, за определенное время развития которой решается одна из задач деятельности.
Ситуационный метод
Особенности ситуационного исследования конфликтов.
Конфликты так же, как деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам. Например, анализ конфликтов на территории бывшей Югославии по элементам может иметь следующие варианты. Можно изучать роль сербов в этих конфликтах, их политику за последние десять лет. Можно оценивать за это же время политику НАТО на Балканах. Можно изучать конфликт сербского и хорватского руководства в течение 1998 года. Все это будет анализ конфликтов по элементам, поскольку в первых двух случаях изучаются действия только одной стороны конфликта или одного третьего участника. В последнем случае, казалось бы, исследуется конфликтное взаимодействие в целом. Однако здесь не учитывается роль других участников конфликта помимо двух основных. Кроме того, берется только часть конфликта длительностью один год, что приводит к потере целостного представления о нем.
Изучение этих конфликтов
с помощью единицы, в качестве
которой выступает конфликтная
ситуация, предполагает следующий подход.
Устанавливаются все основные и второстепенные
участники конфликта. Определяются пространственные
границы конфликтного взаимодействия.
Выделяются фазы в развитии конфликта,
в течение которых характер взаимодействия
основных его участников качественно
не изменяется. Другими словами, конфликтная
ситуация - это наименьшая, целостная,
неделимая часть конфликта, обладающая
его всеми основными свойствами. После
определения пространственных, временных
и содержательных границ конфликтной
ситуации проводится ее системный анализ.
Конфликты на территории бывшей Югославии
состоят из многих конфликтных ситуаций.
Их выделение и последующий анализ дают
возможность установить ряд существенных
закономерностей в развитии этого макроконфликта.
Использование в качестве единицы анализа
конфликтной ситуации дает возможность
стандартизировать, хранить и накапливать
информацию о реальных конфликтах. Конфликтная
ситуация позволяет изучать характеристики
конфликтов не “вообще”, а на основе систематизации
конкретной информации о поведении конкретных
людей и социальных групп.
Структурные границы конфликтной
ситуации определяются составом ее основных
и второстепенных участников. Важным
компонентом ситуации является социальная
среда и объективная
Объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами также входят в конфликтную ситуацию. Временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы один из этих трех основных компонентов качественно изменился, начинается развитие новой конфликтной ситуации. Конфликт может состоять из многих, нескольких или одной конфликтной ситуации.
Конфликтные ситуации могут анализироваться ретроспективно и непосредственно. Ретроспективный анализ может осуществляться путем, во-первых, изучения документов, характеризующих конфликт; во-вторых, опроса участников и свидетелей конфликта. Непосредственный ситуационный анализ конфликта осуществляется исследователем во время реального развития событий.
Для проведения ситуационного
анализа разрабатывается
Анализ базы данных, созданной на основе
ситуационного исследования межличностных
конфликтов, позволил обнаружить ряд важных
особенностей и закономерностей их развития.
Наиболее интересные из них следующие:
заметное возрастание вероятности конфликтов,
если оппоненты находятся в отношениях
подчиненности; влияние интенсивности
взаимодействия оппонентов на частоту
конфликтов между ними; цикличный характер
изменения частоты конфликтов в группе
в течение года; убывание частоты конфликтов
с сослуживцами по мере адаптации сотрудника
к новой должности; различный характер
влияния конфликта на настроения, взаимоотношения,
деятельность участников и свидетелей;
различное влияние третьей стороны на
разрешение конфликта в зависимости от
стратегии ее действий и т.д. Использование
системно-ситуационного метода при изучении
конфликтов разных уровней позволяет
выявить такие закономерности развития
конфликтов, которые другими методами
установить затруднительно. Этим методом
можно успешно пользоваться во всех отраслях
конфликтологии.
Информация о работе Методология исследования конфликтов в психологии