Методы исследования психологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Психология ищет и исследует законы, управляющие отражательной и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические состояния, как формируются из них психические процессы, как они закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.

Содержание

Введение
1.Методика и методология
2.Методы психологических исследований
3.Методы практической психологии
4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование
5. Проективные методы
6.Вспомогательные методы исследования
7.Тесты специальных способностей и достижений
8.Тесты личности
9.Тесты интеллекта
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология - копия.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

         1.Методика и методология

2.Методы психологических исследований

3.Методы практической психологии

         4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование

5. Проективные методы

6.Вспомогательные методы исследования

7.Тесты специальных способностей и достижений

8.Тесты личности

9.Тесты интеллекта

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Психология ищет и исследует  законы, управляющие отражательной  и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические  состояния, как формируются из них  психические процессы, как они  закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.

Главная сложность здесь состоит  в том, что одна из сторон изучаемой  деятельности скрыта от наблюдения. Она  протекает в чужой «душе», в  чужой голове, в чужом сознании. Поэтому психология - особенно трудная  область исследования. В психологии одна сторона ее объекта невидима принципиально, в нее не залезешь, ее не увидишь. Это и составляет огромную сложность и трудность психологии как науки.

Именно по этой причине многие психологи  считают, что внутренняя «духовная» сторона психической деятельности вообще недоступна для объективного научного исследования. Но это не так.

Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое - это не замкнутый мир, начисто  отрезанный от реальности и не имеющий  с ней ничего общего. Психическое  порождается материей мозга и  возникает в ходе взаимодействия человека с окружающим миром как  отражение его свойств и структуры. Это отражение существует не само по себе и осуществляется мозгом не для собственного удовольствия. Оно  служит для регулирования поведения  и деятельности человека в соответствии отраженными объективными свойствами окружающего мира Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология. -- СПб., 2000. Поэтому наблюдаемые действия и поведение человека позволяют до определенной степени судить о том. Как отражается окружающий мир его психикой, как протекает и осуществляется ее отраженная деятельность. Именно это обстоятельство и делает возможным существование психологии как науки. Вместе с тем следует всегда помнить, что связь между внешними условиями и наблюдаемым поведением человека не является прямой, однозначной. В отражения мира, которые управляют его поведением, входят и весь его прошлый личный опыт, и освоенный через обучение опыт общества. И потребности человека, и его желания, цели, ценности, отношения к миру.

Всю эту совокупность информации, отношений к окружающему миру, стремлений и способов поведения, которыми располагает и руководствуется  человек, называют внутренними условиями. Соответственно, можно сказать, что  внешние условия воздействуют на поведение человека через внутренние условия. Именно по этому по внешнему наблюдаемому поведению человека, как правило, нельзя однозначно судить о внутренних процессах, которые протекают в его психике. Это-то и составляет главную трудность психологического исследования. Тот же самый поступок может быть вызван у разных людей самыми разными соображениями и причинами. И, наоборот, то же самое чувство, цель, идея могут у разных людей выразиться в совсем разных действиях.

Задача всех методов научной  психологии как раз и заключается, прежде всего, в том, чтобы создавать  условия, при которых связь между  наблюдаемым поведением и обуславливающими его психическими причинами становилась  бы по возможности наиболее однозначной.

 

         1.Методика и методология

Наука - это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определяет ее методы. Методы, т.е. пути познания - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки в единственном числе - можно понимать систему ее методов в их единстве . Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: не даром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую - рациональной, характеризуя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается. И метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Точно также понимание предмета психологии предопределяет соответствующее ему решение основных вопросов о ее методе.

Осознает ли это исследователь  или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует  ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращаясь в форму, извне механически накладываемую  на конкретное содержание науки, чтобы  она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его  собственного развития.

 

         2.Методы психологических исследований

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова  под методом понимается: 1) способ теоретического исследования или практического  осуществления чего-нибудь; 2) способ действовать, поступать каким-нибудь образом; 3) прием.

Метод также может рассматриваться  в разных смыслах. Метод в широком смысле - всякое понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта. В узком смысле метод - регулятор сбора данных, построения вывода. Так, в психологии основными методами являются наблюдение и эксперимент. Таким образом, все, что регулирует деятельность, по сути и выступает ее методом. Методы бывают теоретические и практические, в зависимости от того, какова деятельность, ими регулируемая. Методы различаются уровнем обобщения. Принцип также является методом, но не сбора данных, а постановки проблемы, интерпретации, обобщения, переноса выводов на другие сферы.

В науке представлены различные  классификации методов как способов изучения предмета. Первая классификация  включает:

Интроспекцию.

Экстероспекцию.

Понимание.

Интроспекция - метод, используемый в исследованиях В.Вундта. В современной психологии проводится самонаблюдение. Оно включает: 1) анализ самоотчетов испытуемых, данные их самонаблюдений; 2) оценку субъективной составляющей в процессе внешнего наблюдения, оценку суждений испытуемых.

Экстероспекция - это наблюдение за человеком или группой. Позиции «испытуемого» и наблюдателя, психолога-исследователя, разделены. В узком понимании экстероспекция - это наблюдение за поведением. Но этот метод изучает и ненаблюдаемые прямо психические процессы, не подводимые обычно под категорию поведения.

Экстероспекцию проводит психолог, знающий контекст ситуации и имеющий необходимые знания о психике. Что может увидеть наблюдатель, т.е. диапазон наблюдаемой реальности, зависит от теории, которую он применяет. Психоаналитик видит то, что не видит бихевиорист. Куликов Л.В. Психологическое исследование. -- СПб, 199

Метод понимания не используется в  естественнонаучных исследованиях, потому что опирается на личностные способности  психолога к постижению другого  человека. Этот метод прежде всего характерен для деятельности практика-психотерапевта.

Т.В. Корнилова приводит определение  понимания как восприятия чужой  души и анализирует это определение: оно связано с представлением души как предмета психологии. Это  означает, что те, кто говорит  о понимании, единственно и полагают, что понимают глубокое и духовное в человеке, а остальные психологи  не касаются этого.

Это определение понимания также  обращается к необходимости общих  переживаний клиента и психолога, что обеспечивает понимание. Понимание  предполагает проявление со стороны  психолога интуиции, жизненного опыта  и требует глубокой проработки собственных  психических проблем.

Психологическая наука отличается большим разнообразием классификаций, типологий и систематик своих  методов. Так, если рассматривать методы психологии сквозь призму перечисленных  выше парадигм, то их можно классифицировать следующим образом.

Методы описательной психологии: метод  включенного наблюдения; биографический; интроспективный; самоотчета; беседы как  диалога; эмпатического слушания; идентификации; интуиции; герменевтический.

Методы объяснительной психологии

Общенаучные: наблюдение; эксперимент;

Конкретно-научные: анализ продуктов  деятельности; опрос; тестирование.

Метанаучные: моделирование; статистический анализ.

3.Методы практической психологии

Диагностики: анкетирование, личностные опросники, тесты способностей, проективные методики, репертуарные методики, тесты достижений, экспертное оценивание.

Консультирования, обучения (тренинговые): поведенческий тренинг; Т-группы; группы встреч. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -- СПб., 2000

Терапии: гипноз; психосинтез; психоанализ; логотерапия; телесная терапия; клиент-центрированная терапия; психодрама; трансактный анализ; поведенческая терапия; танцевальная терапия; рациональная терапия; терапия искусством; гештальттерапия.

Для решения теоретических и  прикладных задач, возникающих перед  практическими психологами, используется несколько другая типология методов:

Первая группа - методы феноменологизации и концептуализации - позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации, интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация - путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.

Ко второй группе методов - исследования и диагностики - можно отнести наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: что наблюдать? Как фиксировать результаты?

В случае опроса большое значение играет желание испытуемых искренне отвечать, мотивация, их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования (экспертиза, платное участие или консультация). В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление интересующего исследователя феномена. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -- СПб., 2000

Что-либо выяснить о психологических  явлениях, процессах, состояниях и характеристиках  также можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и  т.п. Эффективность этого метода зависит от объема информации и оптимальности  выделения единиц анализа.

Моделирование предполагает конструирование второй реальности модели, обеспечивающей возможность представить, выяснить соотношения различных сторон объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Моделирование предполагает анализ моделей явлений на компьютере.

В отличие от методов исследования, где акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена, методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики например, общительности человека, сплоченности группы или интенсивности взаимодействия между людьми.

Для этой цели используются тесты  и экспертные оценки. Выбор методов  диагностики определяется целью обследования и ограничениями по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п. , учет которых необходимым для более точного измерения.

Третья группа психологических  методов включает методы обработки  и интерпретации данных. Для обработки  полученных данных чаще всего используются статистические методы нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов.

Такие методы позволяют вскрыть  имеющиеся закономерности, представить  информацию в обобщенном и наглядном  виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *-- М., 1983.

Другими словами, эти методы позволяют  перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные числа, закономерностях с языка математики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Психологические исследования проводятся не только для исключительно научных целей, но также и для решения каждодневных, практических проблем общностей людей, руководителей или участников группы и т.д. К таким методам можно отнести методы психокоррекции и психотерапии.

Эти методы позволяют улучшать различные  личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п., осуществлять лечение психики людей средствами взаимодействия между ними, межличностного взаимодействия.

Информация о работе Методы исследования психологи