Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:06, реферат

Краткое описание

В любой области, связанной с воздействием на человека - от политики до средств массовой коммуникации, от педагогики до психотерапии, существует растущая опасность замаскированных и интенсивных форм манипулирования и психологического насилия.
В наше время огромной проблемой общества являются тоталитарные секты. Большинство ложно-христианских сект направлены на современную молодежь, на ее гибкую, не окрепшую психику. Целенаправленно идет пагубное воздействие на «душу», используя, своего рода, молодежные собрания, группы, музыкальные прославления, что, на языке молодых, называется «тусовкой».

Содержание

Введение
1.Понятие деструктивного авторитарного культа
2.Традиционные манипулятивные технологии сектантов при ведении беседы
2.1.Тактики вербовки
2.2.Обращение в полного приверженца
2.3.Поддержание верности новообращенных
3.Типичные проблемы жертв культового контроля сознания
4.Психологическое консультирование пострадавших от авторитарных культов и сект
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по психологии религии Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект.docx

— 47.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Фазы исцеления

Процесс выздоровления от влияния авторитарных культов и сект может охватывать любой отрезок времени по длительности и в основном разбивается на три главных фазы. Вот эти три фазы:

  • Осознание и уход
  • Понимание и способность чувствовать
  • Перестройка и мечты

Первая фаза - Осознание и уход

Первая фаза различается  по длительности и часто зависит  от метода выхода. Эта фаза характеризуется  переживаниями, которые предупреждают  членов об опасности группы, и постоянно имеет своим результатом выход члена из группы.Ключом к эффективному выходу является "прыжковый старт" професса критического мышления в мозгу. Этот процесс слишком долго сдерживался, потому что группа говорила последователям, что задавать вопросы и сомневаться в группе - значит предавать Бога (или что-то в этом роде). Ценой сомнений, говорили они, является вечная смерть. Это очень мощный страх, который трудно преодолеть.Осознание коварной природы культа и решение покинуть его к одним приходит медленно, к другим - быстро. Например, тот, кого насильственно депрограммировали, осознает происходящее и покидает культ очень быстро по сравнению с тем, кто выходит добровольно после нескольких месяцев или лет "внушенных дьяволом" сомнений.Даже после ухода некоторые экс-культисты не уверены в том, что они приняли верное решение, и "плавают" между старой культовой сущностью и новой освобожденной индивидуальностью или докультовым "я". (Смотрите "Плавание", стр. ). Чем больше информации и поддержки получают культисты в течение этой фазы, тем лучше они оснащены для того, чтобы справиться с болью и потерей второй фазы. 

Вторая фаза - Понимание и способность чувствовать

Вторая фаза полна спадами  и подъемами, ощущением того, что  вы только что вернулись с Марса, пробуждением новой свободы и  открытиями, и она также полна  яростью и болью. Она включает в себя необходимость согласиться  с тем, что тебя изнасиловали эмоционально и духовно. А для многих она  означает согласие с тем, что они  также были изнасилованы физически.Для  многих кажется невероятным, что  из-за того, что они хотели служить  Богу и своей стране, хотели пммогать людям и желали сделать мир  лучшим местом, - из-за всего этого  идеализма (или самоотверженности) их использовали так жестоко. Это  тот аспект опыта, с которым очень  трудно примириться. "Что же я такое сделал, чтобы со мной так обращались?" - это вопрос, который звучит глубоко в сердце любого экс-культиста. Ответ на этот вопрос коренится в понимании того, как работает методика контроля сознания.Следовательно, неудивительно, что ярость и гнев. Которые ощущает экс-культист, являются непреодолимыми и пугающими. И это тем более так, поскольку многие склонны подавлять или отвергать полное выражение своих эмоций. Однако понимание и способность почувствовать эмоции недеструктивным образом, я полагаю, является решающим для выздоровления.Эта вторая фаза может быть необычайным путешествием через боль и утрату к знанию и совершенному владению ситуацией. Она различается по длительности и зависит от того, насколько экс-культист способен пережить утрату и насколько он дисциплинирован в обучении, мышлении и работе в направлении досконального понимания пережитого.

Как научиться  вновь доверять

Одна из действительно  наиболее трудно дающихся составных  частей в работе с данным опытом заключается в самом том факте, что это очень большой труд. Экс-культист должен научиться вновь  доверять жизни, а обучение доверию  требует научиться подвергать проверке реальность. Поскольку культовые  фобии и доктрины часто касаются многих аспектов жизни, таких, как семья, правительство, образование, религия, взаимоотношения и экономика, экс-культист часто считает необходимым изучать  и реально подвергать проверке большинство, если не все доктрины, полученные в  культе из-за едва уловимых остаточных идей, которые продолжают манипулировать им.Кроме того, именно в этой фазе индивиды должны научиться снова  доверять самим себе и своей способности  принимать решения. Учиться вновь  доверять после того, как вас использовали и причиняли вам боль, может  быть очень жутко, но вера в себя и других может быть выстроена  заново при дисциплинированном мышлении и мужестве.Для тех, у кого было дисфункциональное прошлое, выздоровление  от культового опыта часто означает признание более ранних моделей  и исцеление от их последствий ( Black , 1982). К этим моделям относятся:

  • Применяющие насилие родители, родственники, братья или сестры, супруг
  • Собственное насильственное поведение по отношению к другим
  • Алкоголизм, насилие, инцест, беспорядочное питание, злоупотребление наркотиками
  • Трудности в интимной сфере, карьере, неприятности с органами юридического принуждения
  • Если экс-культисты готовы "засучить рукава" и "рыть землю копытами", а также тщательно разобраться со своим прошлым, они могут двигаться к третьей фазе, фазе перестройки своей жизни и строительства мечты.

 

 Третья фаза - Перестройка и мечты

  • Для того, кто находится посреди боли второй фазы, сама идея о том, чтобы иметь мечту и строить её, является просто печальной, бесполезной и болезненной насмешкой. Проведя много лет во второй фазе, я очень хорошо поняла это унылое чувство.
  • Перестроить свою жизнь вполне возможно. Вы не сможете компенсировать все те годы, которые культ у вас украл, но вы можете наверстать некоторые из этих утраченных лет. Я работала очень тяжко, чтобы исцелиться после сверхпротекционистской и деспотической семьи, семи лет в культе, изнасилования в период, когда я была в культе, двух насильственных депрограммирований, каждое из которых происходило в условиях наличия охраны, судебного процесса по оказанию помощи одному человеку, вышедшему из культа, чересчур многих перемен рабочих мест и слишком многих не удовлетворяющих меня взаимоотношений после культа.
  • Если вы готовы связаться со всем этим, работать с этим, разделаться с мифами, которые выглядят как истины, не только в культе, но и в обществе, и если вы готовы приобрести новые умения и улучшить старые, вы можете построить здоровую и хорошо функционирующую жизнь с мечтой, в направлении которой вы можете работать.

 

Заключение

Человеческая голова, т.е. сознание, никогда не была одинокой крепостью, она всегда была частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед  натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. В одной аудитории на вопрос, насколько же психологически податлив человек, я как-то ответил: «Если отдельному собеседнику надо сто раз сказать своему партнеру, что он свинья, чтобы тот захрюкал, то группе из ста человек достаточно один раз сказать отдельному своему члену, что солнце восходит на западе, чтобы тот поверил в это раз и навсегда».

Деструктивные культы интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь сразу  заполучить потенциальных адептов  на свои коллективные мероприятия: семинары, собрания, службы и т.п. Эмиссары группы Шри Чинмоя приглашают людей на бесплатные медитации или концерты «духовной  музыки», центры «дианетики» и «хаббард-колледжи»  — вербовочные структуры церкви сайентологии — приглашают на групповые  «одитинги» и на семинары по менеджменту, «Федерация семей за мир во всем мире» — вербовочная структура  мунистской церкви унификации — приглашает на семинары по проблемам семьи и  «философии Истинной Любви». Примеры  неисчислимы, но смысл их один —  в группе, тем более незнакомой, человеку легче что-то внушить, в  чем-то убедить, легче незаметно  им манипулировать. В то же время  присоединение к группе нередко  происходит посредством индивидуального  контакта со специально подготовленными  вербовщиками, которые приводят новичков под групповой пресс набором  приемов, как известный Крысолов уводил детей своей дудочкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 102-109.

2.Е.Н. Волков Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах © Журнал практического психолога. М., 1996. No 3.

3.Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи . –СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.– 400 с.

4.А. Г. Сафронов  Психология  религии  Киев  Ника-Центр  2002 

5.Форд, Венди. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ И ОТ АВТОРИТАРНЫХ ЛИДЕРОВ Нижний Новгород, 1997

 


Информация о работе Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект