Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:54, контрольная работа
Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1.Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?
2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологический явлений?
Введение. 2.
1.Общее представление о психодиагностике. 3.
2. Методы психодиагностики и их применение. 5.
2.1.Методы психодиагностики, их классификация. 9.
3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и
к деятельности практического психолога как диагноста. 11.
Заключение. 18.
Список использованной литературы. 19.
Третье место по частоте
использования занимают рисуночные
психодиагностические методики. В них
для изучения психологии и поведения
испытуемых используются созданные
ими рисунки. Которые могут иметь
как заданный тематически, так и
спонтанный характер. Иногда применяется
прием интерпретации
Первый и третий из описанных
типов психодиагностических методик
могут иметь два варианта: ручной
и компьютерный. При ручном варианте
методика с начала и до конца используется
без применения средств электронно-
Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Следующая группа методик – объективно – манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т. п.
Опираясь на представленную
попытку разделения психодиагностических
методик на группы, попробуем предложить
более развернутую их классификацию,
выделив вначале общие
1.Тип применяемых в методике тестовых задач.
2.Адресат используемого
в методике тестового
3.Форма представления
тестового материала
4.Характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики.
5.Наличие в методике тестовых норм.
6.Внутреннее строение методики.
По типу применяемых тестовых
заданий психодиагностические методики
делятся на опросные (в них используются
вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие
(в них употребляются
К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно – сосудистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.
По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго – проективные методики.
По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой – либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т. п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио -, видео – или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).
По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.
Наконец, по внутренней структуре
психодиагностические методики можно
разделить на мономерные и многомерные.
Первые характеризуются тем, что
в них диагностируется и
Одна и та же психодиагностическая
методика одновременно может рассматриваться
и квалифицироваться с разных
сторон, по различным критериям. Поэтому
почти любую методику можно отнести
не к одной, а сразу к нескольким
классификационным группам. В этой
связи выделенные и описанные
выше критерии классификации
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную, количественно – качественную характеристику. Например, в тесте А. Е. Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику: и количественную, и качественную одновременно.
Все методы психодиагностики
можно также разделить на научные
и практические, хотя такое деление
условно: большинство известных
психодиагностических методик используется
как в практической психодиагностике,
так и в научно – исследовательском
экспериментировании. Однако между
ними все же есть разница, которая
заключается в том, что научно
– исследовательские методики главным
образом ориентированы на выявление
и последующее изучение того или
иного психологического качества в
целях его сугубо научного познания,
а практические – на оценку степени
его развития и использования
в практических целях. Кроме того,
научная методика может быть уникальной,
трудоемкой, дорогостоящей и применяться
только в рамках научного исследования.
Будучи из – за указанных ее качеств
непригодной для широкой
Существование множества
психодиагностических методик объясняется
не только большим количеством свойств,
которые с их помощью приходится
оценивать, но также тем, что практически
все методики имеют ограничения
в применении, в силу которых приходится
создавать и использовать другие
методики, не обладающие подобными
ограничениями. Рассмотрим в этой связи
достоинств и недостатки некоторых
типов методик. Достоинство методик,
обращенных к сознанию, в том, что
они позволяют судить о психологии
данного человека непосредственно
на основе того, что говорит он о
себе или окружающие люди о нем. Однако
испытуемый может недостаточно искренне
ил некритично отвечать на адресованные
ему вопросы, в том числе под
влиянием субъективно воспринятой
инструкции, предвзятого отношения
к психодиагносту или ситуации психодиагностики.
Словом, сознательное субъективное искажение
результатов тестирования – один
из самых серьезных недостатков
данной группы методик. Правда, некоторые
специальные приемы, используемые конструкторами
подобных методик, в частности введение
в ее структуру контрольных
Преимущество объективных
методик, опирающихся не на словесные
ответы, самохарактеристики или самооценки,
а на не зависящие от сознания человека
непроизвольные действия и реакции,
а также продукты его деятельности,
заключается в том, что они
позволяют избежать субъективности,
и в этой связи достаточно надежны.
Вместе с тем их валидность и однозначность,
а также точность иногда оставляют
желать лучшего. Поясним сказанное.
Объективные показатели не всегда отражают
своими изменениями именно те психологические
свойства, для оценивания которых
они предназначаются. Например, физиологические
реакции не всегда соответствуют
психологическим свойствам и
состояниям человека. Они, кроме того,
связаны с сиюминутными физическими
состояниями организма, а не только
психологическими процессами, и в
этом смысле не вполне однозначны. Наконец,
для показателей подобного рода
трудно разработать тонкую измерительную
шкалу, позволяющую выявлять различные
степени проявления диагностируемого
качества и дифференцированно их
оценивать. Другими словами, объективные
показатели не являются точными мерками
силы отражаемого в них свойства.
Допустим, что для выводов о
наличий у ребенка
Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостаток их – трудоемкость и значительные временные затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата.
Методики, позволяющие получать
количественные данные, отражающие степень
развитости изучаемого свойства, дают
возможность использовать меры и
методы количественной обработки результатов
психодиагностики. В то же самое
время с помощью таких методик
невозможно отличить друг от друга
качественно различные
С другой стороны, методики,
которые опираются только на качественный
анализ экспериментальных данных, не
позволяют применять
3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и к деятельности практического психолога как диагноста.
Для того чтобы психолого – педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований в отдельности.
Термин «валидность» - евроязычного происхождения. Он буквально означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначается.
Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения.
Есть несколько разновидностей
валидности, каждую из которых следует
рассматривать и оценивать
Валидность теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик - таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая
проверяется по соответствию диагностических
показателей реальному