Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:46, контрольная работа
Проблема межличностных отношений одна из важнейших в вопросе формирования человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения человека в современном обществе. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологического развития человека, так и для общественной жизни, будь то исследования психологии человеческих взаимоотношений в или обществе изучения межличностных отношений в малой группе и коллективе.
Введение………………………………………..……………………………….3
1. Короткая характеристика понятия «межличностные
взаимоотношения»……………………………………………….…………….3
2. Основные составляющие регулирования поведения людей………………4
3. Основные методы изучения межличностных отношений……………..….7
4. Анализ методики Д. Морено……………………………………..…………8
5. Анализ метода экспертной оценки межличностных отношений
в группе…………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………..…………18
Таблица 1
№ з/п |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
1 |
Антонов |
X |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
Борисов |
0 |
X |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
Васин |
0 |
1 |
X |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
4 |
Денисов |
0 |
0 |
0 |
X |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Иванов |
0 |
0 |
0 |
0 |
X |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
6 |
Игнатов |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
X |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
7 |
Мамин |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
X |
1 |
0 |
1 |
3 |
8 |
Петров |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
X |
0 |
0 |
1 |
9 |
Сидоров |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
10 |
Яковлев |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
X |
2 |
Всего |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Тут: 1 – присутствие выбора, 0 – отсутствие выбора.
Таблица 2
№ з/п |
Ф.И.О. |
Он выбрал |
Его избрали |
1 |
Антонов |
4,5 |
6,10 |
2 |
Борисов |
3,6 |
3,6 |
3 |
Васин |
5,8 |
2 |
4 |
Денисов |
9 |
1,9 |
5 |
Иванов |
7,10 |
1,3,7 |
6 |
Игнатов |
1,2 |
2,8 |
7 |
Мамин |
5,8,10 |
5,9 |
8 |
Петров |
6 |
3,7 |
9 |
Сидоров |
4,7,10 |
4,10 |
10 |
Яковлев |
1,9 |
5,7,9 |
Индекс интегрированности группы можно измерить как отношение единицы к числу студентов, которые не получили никаких выборов. Наконец, социометрический статус любого члена группы равна сумме полученных им выборов, деленной на число членов без одного. Результаты отношение студентов друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены в виде социограммы (см. рис.1.), что дает наглядное представление о положении каждого студента в структуре взаимоотношений в группе, о наличии в учебной группе определенных замкнутых объединений, их состав, об отношениях между юношами и девушками. В центре индивидуальной социограммы (рис.1) располагается тот член группы, чьи отношения данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружочками сказывается остальные участники группы, с которыми у данного человека установились определенные отношения (те, кого он избрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил). Те члены группы, с которыми сложились тесные положительные или отрицательные отношения, на индивидуальной социограмме располагаются ближе к центру, а те, с кем сложились менее тесные отношения, - дальше к периферии. Первые изображаются с помощью кружочков большей, а другие - меньшей величины.
В зависимости от количества выборов, которые получают ученики, они занимают определенное положение в иерархической системе неформальных отношений в группе. Ученики, не избранные никем в группе, называются «аутсайдерами» или «изолированными». Если участник никого не выбирает, то это «индивидуалист», если его никто не выбирает, но он выбирает по меньшей мере одного, то это « примкнувший», наконец, если студента никто не выбирает, и он никого не выбирает, то это «изолированный». «Индивидуалист», «изолированных» и «примкнувших» называют периферийными членами. Студенты, которые имеют средний социометрический статус, называются «инсайдерами». Студент, получивший наибольшее количество выборов (причем больше половины возможных), является лидером. Следует отметить, что лидерство может проявится как минимум в трех сферах: в сфере деятельности, в сфере генерации идей, в человеческих отношениях.
Таким образом, студентам необходимо предложить не менее трех вопросов для выбора, в результате чего можно будет определить так называемых функциональных лидеров. Если ученик является одновременно лидером во всех трех вышеуказанных сферах, то это универсальный лидер. Напомним, что оптимальным считается такое положение в группе, когда формальный и неформальный статусы участника тестирования совпадают.
Рисунок 1. Пример социограммы - мишени группы, состоящей из 10 человек.
- юноши, -девушки; - выборы; - отклонения.
Проявляя систему предпочтений внутри группы, социометрическая методика тем не менее не дает возможности понять, почему один индивид в группе оказывается противостоящим коллектива, а другой получает статус лидера или преобладающего, т.е. давая верный срез отношений, оставляет неизвестными мотивы, которыми руководствуются студенты, выбирая один друга. При диагностике взаимоотношений в коллективе необходимо использовать данные социометрической методики, но не ограничиваться ими. Социальная психология в связи предлагает еще одну методику, которая бы дополняет традиционную социометрию.
Студенту предлагается оценить, в какой степени предлагаемые для оценки качества направленности личности выражены у каждого члена группы. Минимальный балл - 1 (единица), максимальный - 7 (семь).
Оценку заносят в таблицу 3 .
Таблица 3
Качество |
Порядковый номер члена группы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
... | |
Искренность |
||||||
Доброта |
||||||
Акуратность |
||||||
Скромность |
||||||
Правдивость |
||||||
Целенаправленость |
||||||
Общая активность |
||||||
Широкий кругозор |
||||||
Доброжелательность |
Далее испытуемому предлагается представить, что группа может быть расформирована. В этой ситуации, он должен поставить знак «плюс» у фамилий трех одногруппников, с которыми он особенно хотел бы учиться дальше, и знак «минус» около трех, с которыми, в случае необходимости, он мог бы расстаться. После этого, предлагается расположить фамилии студентов, указанных знаком «плюс», в порядке убывания предпочтения (в верхней строке желанными, во втором - менее). По такому же принципу расположить фамилии студентов, указанных знаком «минус». В таблицу 4 заносят фамилии трех выбранных студентов, отмеченных знаком «плюс», оценки их качеств и находят среднюю оценку по каждому качеству М.
Таблица 4
№ |
Ф.И.О. |
Оцениваемое качество |
|||
з/п |
Искренность |
Доброта |
Акуратность |
и т.д. | |
1 |
Антонов |
||||
2 |
Баранов |
||||
3 |
Воронин |
||||
… |
Средняя оценка М =
В таблицу 5 заносят фамилии избранных студентов, отмеченных знаком «минус», и оценки ее качества. Находят среднюю оценку по каждому качеству Мн.
Таблица 5
№ з/п |
Ф.И.О. |
Оцениваемое качество | |||
Искренность |
Доброта |
Акуратность |
и т.д. | ||
1 |
Иванов |
||||
2 |
Петров |
||||
3 |
Сидоров |
||||
... |
Средняя оценка Мн =
После этого подсчитывают коэффициент «силы мотива » по формуле
где М - средняя оценка качеств личности при положительном выборе, Мн - средняя оценка качеств личности при отрицательном выборе. Для установления мотивационного ядра индивидуальной преимущества выписывают три-пять наиболее высоких коэффициентов. Оценивая полученные результаты, можно составить шкалу индивидуальной преимущества качеств личности, предложенных для оценки, выявить относительный вес каждой из качеств, сопоставляя между собой коэффициенты «силы мотива», установить группу качеств, которым соответствуют высокие коэффициенты «силы мотива». Эта группа и образует мотивационное ядро выбора. Установив его, можно говорить о том, какое из качеств доминирует в выборе. На основании проделанной работы и использования данной методики можно сделать выводы:
О существующей структуре неформальных отношений в их коллективе;
О возможности коррекции неформальных отношений;
О наличии в группе определенных замкнутых объединений;
О системе предпочтений внутри группы и мотивы выборов.
5. Анализ метода экспертной оценки межличностных отношений в группе
В.В. Шпалинским на достаточно большом экспериментальном материале был разработан один из возможных вариантов портативной диагностики уровня развития межличностных отношений в учебной группе. Специальная проверка показала надежность этой методики. Это позволило рекомендовать ее руководителям, воспитателям, кураторам. При разработке методики была обнаружена и обработана серия утверждений, которые охватывают многочисленные стороны взаимоотношений в группе. При этом степень выраженности качеств, заложенных в ситуациях, позволяла определить, на каком уровне развития находится данная группа (низком, среднем высоком или корпоративно - эгоистическом) [6, c. 39].
Ход исследования можно представить в такой последовательности. Каждый участник опроса выступает в роли эксперта, который оценивает состояние межличностных отношений в группе по четырехбалльной ранговой шкале:
«А» - это утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в группе,
«В» - это утверждение в общем характерно для нашей группы,
«С» - это утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе,
«Д» - это утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе, у нас все наоборот.
Процедура обработки полученных данных проста: руководитель подсчитывает общий процент ответов каждого типа и на этом основании делает вывод, какой характер носят межличностные отношения между студентами, в каком направлении идет развитие группы и что он должен сделать в плане целенаправленного управления их формированием и развитием.
Текст опросника.
1. В нашей группе главный критерий ценности человека - его отношение к труду, общего дела.
2. Дух бескорыстия и взаимопонимания всегда отличает нашу группу.
3. В нашей группе новичок не почувствует себя чужим, он встретит доброжелательность и радушие.
4. В нашей группе не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, для нас чужая мораль" моя хата с краю».
5. В нашей группе нет «козлов отпущения».
6. Отступление от намеченных планов и принятия решений всегда горячо переживается большинством членов группы.
7. Каждый из нас достаточно инициативный, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за любое дело.
Информация о работе Методы психодиагностики межличностных отношений