Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения, особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании.
Задачи исследования:
- показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;
- раскрыть сущность понятия «наблюдение»;
- отследить историю возникновения метода наблюдения;
- охарактеризовать специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-педагогическом исследовании;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сущность понятия «наблюдение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 История возникновения метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2 Особенности метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании .15
2.1 Специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-
педагогическом исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Организация психолого-педагогического исследования методом
наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3 Виды организации психолого-педагогических наблюдений . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . .
В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:
1.
Проводить многократные
2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.
3.
Сопоставлять частные условия
появления наблюдаемого
Еще одна особенность психологического наблюдения состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Есть несколько способов для этого: а) «примелькаться», то есть часто присутствовать в окружающей наблюдаемого среде, будучи углубленным в свое дело и как бы не обращая внимание на наблюдаемого; б) объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, например, объяснить школьному учителю свое присутствие на уроке желанием освоить методику преподавания его предмета; в) заменить наблюдателя регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше смущает наблюдаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию; г) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от того помещения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней проводимостью света - стеклом Гезелла и д) фото- и киносъемка скрытой камерой. Три последние способа не всегда доступны, а два последние, кроме того и главным образом ставят сложную этическую проблему, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения. Поэтому можно согласиться с П. Фрессом, который считает, что поскольку наблюдатель чаше всего открыто присутствует я тем самым вносит новые условия в сам наблюдаемый процесс, только его скромность, такт, способность быть как можно ближе к наблюдаемому ослабляют неизбежное влияние его присутствия [12].
Специфические трудности для наблюдения в психологии представляют такие особенности психических явлений как их уникальный характер, неповторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая длительность. В силу зависимости от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одного и того же психического свойства или процесса неповторимы. Здесь имеются в виду не только такие сложные образования как личность или межличностные взаимодействия - даже простые рабочие движения в строго постоянных условиях становятся стереотипны, идентичны одно другому после тысячекратных повторений. В экспериментах Лэндиса в которых испытуемые переживали подлинные эмоции страха, смущения, не удалось установить типичной непроизвольной мимики, их выражавшей: у каждого испытуемого был свой характерный для него набор мимических реакций3.
Очень
кратковременные действия недоступны
прямому визуальному
Вторая
группа специфических характеристик
наблюдения в психологии связана
с особенностями человека-
Одна из основных характеристик восприятия человека - избирательность, которая определяется общей направленностью деятельности (ребенку «бросаются в глаза» игрушки, портному - пошив одежды и т.п.). Отбор в восприятии происходит под влиянием смысловых, целевых и операциональных установок человека, а также зависит от физических параметров объекта - его интенсивности, близости, величины и т.д. Известно, что благоприятное действие установок состоит в сенсибилизации восприятия (то есть обострении чувствительности) к значимым для наблюдателя воздействиям. Однако излишне фиксированные установки являются своего рода шорами на глазах, ведут при некоторой неопределенности стимуляции к ошибкам восприятия и содержат опасность ненужной предвзятости в интерпретации наблюдаемого.
Другим источником предвзятости в суждениях наблюдателя может быть известный феномен проекции собственного «я» на наблюдаемое поведение. Наиболее отчетливо он выступил в антропоморфных интерпретациях поведения животных. Феномен проекции провоцируется тем, что самонаблюдению открыта внутренняя сторона поведения, у человека возникает иллюзия, что многое становится понятно, и потому возникает соблазн переноса этого объяснения на поведение другого. Нужна, особая критическая в свой адрес позиция наблюдателя при интерпретации данных наблюдения, чтобы исключить влияние этого источника ошибок [12].
Возможности прямого наблюдения ограничиваются также рядом индивидуальных характеристик наблюдателя. Объем симультантного восприятия человека не превышает 5-7 дискретных объектов. Для одновременного наблюдения за большим числом объектов нужно либо увеличивать число наблюдателей, либо использовать помимо восприятия человека регистрирующую аппаратуру (кино, видеозапись). Наблюдатели различаются _ по восприимчивости к воздействиям разных модальностей (преимущественно зрительный или слуховой типы), преимущественным развитием способности концентрировать или распределять внимание, особенностями памяти, когнитивным стилем, темпераментом, эмоциональной устойчивостью и т.д.4 Все эти индивидуальные свойства наблюдателя накладывают отпечаток на качество и содержание наблюдений и являются одной из причин, приводящих к существенному различию наблюдений, сделанных одновременно несколькими наблюдателями за поведением одного и того же объекта. Некоторого уменьшения влияния перечисленных факторов можно добиться только направленной тренировкой наблюдательности.
Связь
наблюдения с теорией. Одна из существенных
специфических характеристик
Таким образом, теоретическое представление о природе и свойствах изучаемой психической реальности входит в методику наблюдения определяющей ее составной частью.
Справедливость
утверждения о связи наблюдения
с теорией очевидна для наблюдений,
имеющих целью проверку гипотез.
Думается, однако, что это утверждение
следует распространять и на поисковые
исследования, в которых общая направленность
интерпретации наблюдений определяется
всей суммой психологических знаний и
представлений исследователя и, следовательно,
его теоретической ориентацией.
2.2
Организация психолого-педагогического
исследования методом
наблюдения
Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:
- Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе.
- Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются.
- Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.
- Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.
- Эти основные черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации научного наблюдения [21].
После того, как в соответствии с целью наблюдения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможные интерпретации результатов наблюдения с принятой теоретической позицией.
Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных наблюдения часто оказываются тоже разными.
Общие требования к записи наблюдений: 1. Основное требование – запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами. «Всякий факт, всякое наблюдение должно быть зафиксировано в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное». 2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие. 3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность [21].
Запись наблюдений в поисковом исследовании. Поскольку при проведении поисковых исследований предварительные знания изучаемой действительности минимальны, задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии, запись должна быть достаточно полной, чаще всего она производится в виде свободного описания в понятиях естественно сложившегося языка. Записывать нужно события как таковые – что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем. М.Я. Басов считает, что по полноте, точности и отсутствию оценок и интерпретационных моментов запись наблюдений должна приближаться к фотографии и называет ее «фотографической» в отличие от истолковательной и обобщенно-описательной. Однако, это требование «фотографичности» записи не должно пониматься буквально. Как правило, наблюдателю очень трудно обойтись в описании совсем без включения психологического истолкования некоторых моментов, которые не могут быть сами по себе предметом наблюдения извне и выводятся наблюдателем из поведенческих фактов как их внутренняя основа. По замечанию А.П. Болтунова одно-два метких слова, дающих психологическую характеристику переживаний наблюдаемого человека, усматриваемых из его поведения, лучше потока длинных описаний, в которых из-за деревьев не видно леса, поскольку при этом объективность описания не понижается, а понимание внутренней стороны становится более доступным и обоснованным благодаря наличности непосредственного субъективного впечатления. Примером хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме может служить следующая. Подчеркнутые в тексте слова дают психологическое истолкование наблюдаемому. «Тогда она встает (с кровати), берет доски и с этими досками бросается на старших девочек, которые пришли за мной. Замахивается на лежавших в постели; те с испугом вскакивают; начинается крик, рев. Она очень довольна, что все это произвела она: «Эх, как они меня боятся!» – говорит она со смехом» [21].