Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:07, реферат
Цель настоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в детском и подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение понятия «агрессия»
· Изучить влияние семьи на развитие детской агрессии
· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков
· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения
· Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Введение……………………………………………………………стр.3-5
Глава I. Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков…………………………………………………………..…стр. 6
1.1 Понятие термина агрессия, виды агрессии……………….…стр.6-8
1.2 Влияние семьи на развитие детской агрессии……………..стр.8-11
1.3 Детская агрессия……………………………………………..стр.11-14
1.4 Девиантное поведение детей и подростков………………стр.14-18
1.5 Специфика агрессии в подростковом возрасте………….стр.18-22
1.6. Половые различия в проявлении агрессивности подростков..стр.22
1.7. Профилактика и коррекция агрессивного поведения..…стр.23-24
Глава II. Эмпирическое исследование проявления агрессии детей и подростков…………………………………………………………….стр.25
2.1. Программа эмпирического исследования проявления агрессии детей и подростков……………………………………………….стр.25-28
2.2 Результаты исследования……………………………..………стр.28
Заключение…………………………………………………….стр. 29-31
Список использованной литературы…………………………стр.32-34
В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.
Перед началом исследования все испытуемые получают инструкцию следующего содержания:
«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».
Оценка результатов и выводы об уровне развития
Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:
1. Агрессивные реакции.
2. Неагрессивные реакции.
К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.
К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.
В заключение подсчитывается
соотношение агрессивных и
2.2 Результаты исследования
Полученные результаты эмпирического исследования представлены в т приложениях №1и №2.
Исходя из результатов исследования, мы выяснили, что из 40 исследуемых подростков с явными признаками агрессивности выявлены 16 человек.
Из 20 исследуемых мальчиков с явными признаками агрессивности выявлены - 11 человек, Из 20 девочек - 5 человек.
Можно сделать следующий вывод: выдвинутая нами гипотеза №1 частично не верна, так как в исследуемом нами коллективе преобладает невысокий уровень агрессивности.
Выдвинутая нами гипотеза №2 о том, что в подростковом возрасте у мальчиков уровень агрессии выше, чем у девочек подтвердилась. Так как установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии:
12 лет и 14-15 лет.
Заключение
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.
Причины, по которым подростки
совершают агрессивные
· врожденные побуждения или задатки;
· потребности, активизируемые внешними стимулами;
· познавательные и эмоциональные процессы;
· актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
Воспитательно-профилактическая
деятельность не может ограничиваться
лишь мерами индивидуального воздействия
и коррекции, применяемыми непосредственно
к несовершеннолетнему. Социального
оздоровления и социально-педагогической
коррекции требует
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
-выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
-современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Список использованной литературы:
1.Айхорн А. Трудный подросток/А.
Айхорн- М., 2001.-187с.
2. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте
и субъекте воспитания // Избранные
психологические труды//Б.Г. Ананьев- Т.2-
М.: Наука, 1980.-218с.
3.Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния семейных отношений/А.бандура. М., 1999. -265с.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия/А.Бандура- М.:Эксмо - Пресс,2000.- 238с.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль/Л. Берковиц -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-192с.
6. Берулова Г.А. Методологические
основы деятельности практического психолога/Г.А.
Берулова- М., 2003г.-251с.
7.Беличева С.А. Основы превентивной психологии./С.А.
Беличева- М.: Просвещение, 1993.-286с.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия/Р.Бэрон, Д. Ричардсон- СПб.: Питер, 1997.-306с.
9. Васильев Н.Н., Васильева Е.А.
Технологии профессионального общения/Н.Н.
Васильев, Е.А. Васильева- Ярославль, 2000.-412с.
10. Горьковая И.А. Медико-психологическое
исследование формирования характера
делинквентных подростков: автореферат
диссертации кандидата психологических
наук./И.А. Горьковая- СПб, 1992.-194с.
11. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики,2001.-78с.
12. . Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис. на соиск уч. ст. д-ра психол. Наук/В.В. Гульдан- М., 1985.-272с.
13. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения/Д.Д. Исаев, И.И. Журавлев, В.В. Дементьев.- СПб.: С- Пб. Изд-во, 1997.-348с.
14. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/О.Ф. Кенберг- М., 1998.-269с.
15. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. дис… на соиск. уч. степ. канд. пс. н./П.А. Ковалев-СПб., 1996.- 321с.
16. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно //Советская педагогика/Л.Г.Кулагин.- 1991.- № 6.- с. 141-142.
17. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков/А.Е. Личко- М,: Наука, 1988.-230с.
18. Лоренц К. Агрессия/К.Лоренц- М.: Прогресс: Универс, 1994.-232с.
19. . Мак-Вильмс Н. Психоаналитическая диагностика/Н. Мак-Вильмс- М.: Класс, 1998.-358с.
20. Масагутов Р.М. Детская подрастковая агрессия/Р.М. Масагуров- Уфа: УГНТУ, 2002.-340с.
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие: в 3 кн./Р.С. Немов- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- Кн. 3 Психодиагностика-352с.
22. Паренс Г. Агрессия наших детей/Г.А. Паренс.- М.: Просвещение, 1997.-189с.
23. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков/Е. Першанина //Советская педагогика.- 1984.- № 5.- с.141
24.Платонова Н.М. Агрессия у
детей и подростков/Н.М. Платонова-СПб.:
Речь,2004.-336с.
25 . Психология человека от рождения до
смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб.: прайм
– ЕВРОЗНАК, 2002.-157с.
26.Ратинова Н.А. Саморегуляция
поведения при совершении агрессивно-насильственных
действий: дис. канд. психол. Наук/Н.А. Ратинова-
М.,1998.-307с.
27. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности/А.А. Реан// Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18.
28. Слотина Т.В. Смысложизненная
концепция и агрессивность учащихся-подростков/Т.В.
Слотина// Автореферат дисс. на соискание
уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2002. -32с.
28. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л.М. Семенюк - М.: Просвещение, 1996.-268с.
29. Сафуанов Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект/Ф.С. Сафуанов // Современная психология мотиваций/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.-с.312-313.
30. . Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции/З.Фрейд- М.: Наука, 1989.-157с.
Приложение №1
Код |
Агрессивные ответы |
Неагрессивные ответы |
Уровень агрессивности | ||||
М 1 |
11 |
13 |
неагрессивен | ||||
М 2 |
10 |
14 |
неагрессивен | ||||
М 3 |
16 |
8 |
агрессивен | ||||
М 4 |
14 |
10 |
агрессивен | ||||
М 5 |
9 |
15 |
неагрессивен | ||||
М 6 |
14 |
10 |
агрессивен | ||||
М 7 |
13 |
11 |
агрессивен | ||||
М 8 |
16 |
8 |
агрессивен | ||||
М 9 |
11 |
13 |
неагрессивен | ||||
М 10 |
10 |
14 |
неагрессивен | ||||
М 11 |
15 |
9 |
агрессивен | ||||
М 12 |
17 |
7 |
агрессивен | ||||
М 13 |
14 |
10 |
агрессивен | ||||
М 14 |
15 |
9 |
агрессивен | ||||
М 15 |
10 |
14 |
неагрессивен | ||||
М 16 |
7 |
17 |
неагрессивен | ||||
М 17 |
13 |
11 |
агрессивен | ||||
М 18 |
9 |
15 |
неагрессивен | ||||
М 19 |
8 |
16 |
неагрессивен | ||||
М 20 |
14 |
10 |
агрессивен |