Механизмы социального познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Объектом исследования является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.
Предмет исследования - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции.

Содержание

1. Введение.............................................................................................................3
2. Понятие социальной перцепции.......................................................................4
3. Перцептивный процесс......................................................................................5
4. Перцептивные крючки.......................................................................................6
4.1. Мимика и глаза................................................................................................6
4.2. Жесты и позы человека...................................................................................7
4.3. Голос и речь человека.....................................................................................7
5. Функции социальной перцепции. .....................................................................8
6. Механизмы социального познания...................................................................8
6.1. Социальная рефлексия.....................................................................................8
6.2. Аттракция...........................................................................................................9
6.3. Иллюзорные корреляции.................................................................................9
6.4. Ошибка ложного согласия................................................................................9
6.5. Стереотипизация...............................................................................................9
6.6. Идентификация................................................................................................10
7. Самоподача и проблема открытости.................................................................10
8. Заключение..........................................................................................................13
9. Список используемой литературы...............

Вложенные файлы: 1 файл

Соц перцепция.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

     —  интимная дистанция — 0 — 30 см;

    — личная дистанция — 30 — 120 см;

    — социальная дистанция — 120 — 360 см;

    — публичная  — 360 см и более. 

Голос и речь человека.

     С  одной стороны, каждый человек  обладает уникальным, неповторимым  набором голосовых и речевых  особенностей: интонация в сочетании  с громкостью и длиной фраз, характерные паузы и вкрапления  в речь... С другой стороны, очень  многие параметры голоса несут  социально значимую информацию, помогающую «расшифровывать» его  владельца в ситуации общения. 

     Громкость  голоса отражает то, насколько  человек владеет пространством  общения. Субъективно громкий  голос ассоциируется с такими  чертами человека, как уверенность,  социальная смелость, компетентность.

     Паузы  — еще один показатель уверенности.  Отсутствие пауз часто интерпретируется  как тревожность, неуверенность  в своих словах. Пауза — известное  средство управления разговором, манипулирования состоянием человека.

     Темп  речи связывается с темпераментом  (что достаточно справедливо), реже  чутким наблюдателем он используется  для диагностики физического  состояния человека. Важный аспект  общения — сочетание темпов  речи собеседников. Замедляя или  ускоряя темп собственной речи, можно активно влиять и на  разговор, и на состояние собеседника. 

Функции социальной перцепции.  

    Существуют  основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания  и установление определенных эмоциональных  взаимоотношений. Взаимопонимание  это социально - психическое явление, центром которого является эмпатия.

    Эмпатия - способность к сопереживанию, желание  поставить себя на место другого  человека и точно определить его  эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

    Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого  человека, что он переживает, как  оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше  человек способен представить себе, как одно и то же событие будет  воспринято разными людьми, и насколько  он допускает право на существование  этих точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных  душевных переживаний, потому что трудно вообразить чувство другого, которое  сам никогда не испытывал. Таким  образом, в определенном смысле эмпатия  — это способность делать вывод  по аналогии, хотя подобное определение  не дает исчерпывающего ответа на вопрос природе этого феномена. 

    Механизмы социального познания. 

    Социальная  рефлексия.

     Социальная  рефлексия — это внутреннее  представительство другого во  внутреннем мире человека. Вот  что пишет об этом Е. Мелибруда:  «Человек, который является объектом  моего восприятия, не просто источник  сигналов, которые я получаю и  обрабатываю. Я воспринимаю его  также как субъекта, воспринимающего  меня, думающего обо мне, оценивающего, понимающего меня... Я не только  ввожу его в свой внутренний  мир... но и делаю эту личность  как бы присутствующей во мне  в качестве кого-то, кто в свою  очередь вводит меня в свой  внутренний мир». Представление  о том, что думают обо мне  другие, — важный момент социального  познания. Это и познание другого  через то, что он (как я думаю)  думает обо мне, и познание  себя гипотетическими глазами  другого. 

    Аттракция.

     В  данном контексте этот термин  означает механизм понимания  партнера по общению на основе  глубокого чувства к нему. Причем  не важно, какого знака это  чувство: легче понять друга  и врага, чем чужого и чуждого  вам человека. Аттракция не гарантирует  формирования «объективного» взгляда  на человека, она дает понимание  его чувств, состояний, представлений  о жизни. Хотя, с точки зрения  А. Маслоу, аттракция — это  путь к объективности: «... восприятие  любящего человека... позволяет любящему  так тонко чувствовать объект  своей любви, так полно познать  его, как никогда не сможет  тот, кто не любит». Источник  таких богатых познавательных  возможностей аттракции А. Маслоу  видит в том, что любящий  человек менее склонен к управлению, манипулированию, «улучшению» объекта  любви. Если принимаешь человека  таким, какой он есть, считает  замечательный психолог-гуманист, значит, ты объективен в своих оценках.

    Иллюзорные  корреляции.

     Увы,  люди склонны придавать решающее  значение одним факторам, совершенно  игнорируя другие, не менее значимые. «...Сущее будет для них таковым,  каким они его будут считать» (Анаксагор). Иллюзорные корреляции  появляются у человека в силу  прошлого опыта, семейных сценариев,  профессиональных или иных стереотипов,  возраста, пола... Причин много, результат  один: искаженное восприятие некоторой  социальной ситуации и действующих  в ней людей.

    Ошибка  ложного согласия.

     Принцип  прост: если другой поступает  так же, как поступил бы я  в данной ситуации, — его поведение  нормально, если склонен к противоположным  реакциям — что-то с ним  самим не то, видимо, какие-то личностные  особенности. Ошибка ложного согласия  проявляется и в тех случаях,  когда в поступки другого человека  вкладываются собственные смыслы: если бы я так поступал, то  только по какой-либо причине.

Стереотипизация.

    Стереотип — это устойчивый образ или  устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация — процесс  формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой  стереотипов.

    Разные  социальные группы, реальные (нация) или  идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации  вещей. Это вполне логично, так как  стереотипизация — необходимый  и полезный инструмент социального  познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его  понятным, а следовательно, прогнозируемым.

    Рождение  социальных стереотипов связано  с определенными социальными  ситуациями. В каждой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные выше функции и  потому закрепился в виде стереотипа. Но социальная ситуация жизни группы и входящих в нее людей меняется значительно быстрее, чем порожденные  ими стереотипы. В результате стереотип  начинает жить собственной жизнью, влияя на развитие отношений данной группы с другими, данного человека — с другими людьми.

     При  своем рождении групповые стереотипы  часто проходят стадию, связанную  с закономерностью формирования  «социальных местоимений»: «они  — мы — я». Конкретно, вначале  именно другая группа (та, по отношению  к которой формируется стереотип)  имеет качественную определенность. Своя же группа дословно определяется  как «та, которая не...», то  есть через отрицание. Лишь  позднее возникают собственные  качества, не обязательно построенные  по принципу «наоборот». 

    Идентификация.

     Идентификация  — уподобление себя другому.  Это попытка понять состояние,  настроение человека, его отношение  к миру и себе, поставив себя  на его место, слившись с  его «Я». При этом неизбежен  пусть временный, но отказ от  собственного «Я». При идентификации  с другим человеком усваиваются  его нормы, ценности, поведение,  вкусы и привычки. Человек ведет  себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации  свое поведение этот человек.  Идентификация имеет особое личностное  значение на определенном этапе  развития, чаще всего в старшем  подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет  характер отношений между юношей  и значимыми для него взрослыми  или сверстниками (например, отношение  к кумиру).

Самоподача  и проблема открытости

     Самоподача — это предъявление себя другим. Поведение и внешние признаки наблюдаемого человека являются текстом, с помощью которого он транслирует некоторый авторский замысел: свое состояние, чувства, отношения, мнения и другое. Эффективность прочтения этого текста зависит не только от проницательности и перцептивной умелости наблюдателя, но и от того, насколько предложенный наблюдаемым текст соответствует замыслу. 

      Самоподача может  быть искренней  и манипулятивной.  

     В  первом случае человек транслирует  свои истинные чувства и состояния  в тех экспрессивных формах, которые  ему доступны. Успешность социальной  перцепции со стороны самого  наблюдаемого в данном случае  обеспечивается осознанностью своего  замысла, использованием адекватных  средств самовыражения и тем  трудно определяемым состоянием  души, которое именуется искренностью.

    Под искренностью К. Роджерс понимал естественность и спонтанность реакций на слова  и чувства собеседника.

     Все  эти три компонента самоподачи  вместе в гуманистической психотерапии  принято называть самораскрытием, открытостью. 

    «Открытость, — отмечает Е. Мелибруда, — это  прежде всего умение быть честным  и естественным в отношениях с  людьми. Подобное поведение хотя и  не является гарантией абсолютного  взаимопонимания, но все же помогает другим лучше понимать вас». И очень  важное продолжение: «Чтобы открытость и искренность были взаимными, нужно  уметь еще так реагировать  на проявления откровенности со стороны  партнера, чтобы он чувствовал, что  его принимают и поддерживают».

     Самораскрытие  — это искусство. Это особое  отношение к себе, другому и  тому отношению, которое способствует  формированию доверительности, освобождает  мощный терапевтический потенциал  общения. Самораскрытие — обоюдоострое  оружие. Оно может провоцировать  и разрушительные силы. Например, в тех ситуациях, когда партнер  не готов к принятию искренности  и открытости поведения коммуникатора.

     Так,  Р. Бернс предостерегает педагогов  от поспешности в установлении  открытых отношений «по Роджерсу»  со своими учениками. Он справедливо  отмечает, что традиционный стиль  отношения взрослого к ученику  в школе — сдержанность, дистанцированность. Неожиданная или чрезмерная открытость  педагога может привести их  в замешательство. Особенно если  педагог выбрал для такого  самораскрытия публичную ситуацию.

     Манипулятивная  самоподача — это управление  вниманием наблюдателя, целенаправленное  формирование впечатления о себе. Она не предполагает глубокого  знания себя (более того, такое  знание бывает разрушительным  для манипулятора) и, естественно,  не предполагает искренности.  А вот технологический аспект  — владение экспрессивными средствами  — выходит на первый план. При  самоподаче такого типа важно  знать культурно закрепленный  набор выражения тех или иных  состояний и уметь его реализовать  в своем поведении и оформлении  облика.

     В  повседневной жизни многие люди, не считающие себя и не являющиеся  по сути «профессиональными»  манипуляторами, применяют приемы  управляемой самоподачи. Для этого  очень активно используют элементы  оформления внешности: цвет, силуэт, цена одежды и прочих аксессуаров,  а также различные поведенческие  приемы: изменение походки, управление  своей жестикуляцией, мимикой.  В ряде случаев такое управление  восприятием достаточно оправданно. Например, стиль одежды школьного  педагога влияет на отвлекаемость  его учеников. Очень яркая, неформальная  одежда не способствует их  общей концентрации на содержании  занятия. 

     Кроме  того, есть целые области социальной  жизни, где на грамотно осуществленной  манипулятивной самоподаче основывается  статус, властные возможности, слава  и известность человека.

     Становится  очевидным, что тип самоподачи  зависит от изначальных целей  общения, общих социальных установок  человека. Ритуальное, монологическое  и диалогическое общение несомненно  отличаются характером самоподачи  их участников. В ритуальном общении  автор сообщения прежде всего  ориентирован на предъявление  тех культурных «крючков», которые  помогли бы наблюдателю понять, что перед ним компетентный  в ритуале человек. В монологическом  общении самоподача призвана  обеспечить достижение «субъектом»  его целей. Здесь главное сформировать  у наблюдателя нужный автору  образ. В диалогическом общении  самоподача основывается на искренности,  поэтому человек постарается  транслировать наблюдателю свое  истинное состояние. При этом  облекает самоподачу в формы,  удобные для восприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

Информация о работе Механизмы социального познания