Механизмы социального познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Объектом исследования является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.
Предмет исследования - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции.

Содержание

1. Введение.............................................................................................................3
2. Понятие социальной перцепции.......................................................................4
3. Перцептивный процесс......................................................................................5
4. Перцептивные крючки.......................................................................................6
4.1. Мимика и глаза................................................................................................6
4.2. Жесты и позы человека...................................................................................7
4.3. Голос и речь человека.....................................................................................7
5. Функции социальной перцепции. .....................................................................8
6. Механизмы социального познания...................................................................8
6.1. Социальная рефлексия.....................................................................................8
6.2. Аттракция...........................................................................................................9
6.3. Иллюзорные корреляции.................................................................................9
6.4. Ошибка ложного согласия................................................................................9
6.5. Стереотипизация...............................................................................................9
6.6. Идентификация................................................................................................10
7. Самоподача и проблема открытости.................................................................10
8. Заключение..........................................................................................................13
9. Список используемой литературы...............

Вложенные файлы: 1 файл

Соц перцепция.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, в данной работе мы выяснили, что социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его  зависимости не только от характеристик  объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.

    В структуре  социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемый и социальная ситуация общения; каждый из структурных компонентов  влияет на успешность социально-перцептивного  процесса.

     Среди  наиболее важных, с точки зрения  успешности, характеристик наблюдателя  выделяются: возраст, профессия,  состояние самооценки и содержание  «Я-образа», социально перцептивные  умения и навыки.

     Наблюдаемый  — автор перцептивного сообщения,  он формирует его с помощью  набора экспрессивных средств,  имеющих культурное и индивидуальное  значение: мимики, дистанции, контакта  глаз, пантомимики и др.

     В  соответствии с социальной ситуацией  общения для осуществления социальной  перцепции наблюдателем могут  быть использованы различные  механизмы социального познания.

    Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему  субъекту. Воздействуя на субъект  восприятия, воспринимаемый человек  стремиться трансформировать представление  о себе в благоприятную для  своих целей сторону.

    Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции  сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных  интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется  большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой  структуры деятельности воспринимающего  субъекта.

    Мы выяснили, что область исследований, связанная  с выяснением механизмов образования  различных эмоциональных отношений  к воспринимаемому человеку - это  исследование аттракции. А аттракция  как механизм социальной перцепции  рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности  другого человека, результат данного  процесса, качество отношений. И результатом  действия этого механизма является особый вид социальной установки  на другого человека, в которой  преобладает эмоциональный компонент. 

    Список  используемой литературы. 

1. Брунер Дж. Психология  познания. М., 1977.

2. Андреева Г.М.  Социальная психология. М., 1996-а.

3. Ковалевский М.М.  Социология. Т.1. Спб., 1910.

4. Артемов В.А.  Введение в социальную психологию. М., 1927.

5.  Найссер У.  Познание и реальность. М., 1981.

6. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.

М., 1990.

7. Андреева Г.М.  Психология социального познания. М., 1997.

8. Бехтерев В.М.  Внушение в общественной жизни.  Спб., 1908.

9. Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Механизмы социального познания