Моральное становление личности на примере произведения Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в английской литературе на примерах произведений Чарльза Диккенса.
Задача исследования:
- рассмотреть детские образы в английской литературе.
Объект исследования – изображение детства и детских образов в творчестве Диккенса.
Предмет исследования – тема детства и детских образов в английской литературе.
Методы исследования – теоретические: анализ ( сравнительный ) произведений английских авторов, анализ темы детства и детских образов в этих произведениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-5
I. Детство в английской литературе…………………………............................6-11
1.1. Детство и детские образы в разные эпохи………………………………...6-9
1.2. Детская английская литература……………………………………………9-11
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….12-17
2.1. Тема детства в произведениях Ч. Диккенса……………………………....11-13
2.2. Образы детей в творчестве Ч. Диккенса………………...………………...13-17
III. Моральное становление личности на примере произведения Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».........................................................................11-21
3.1.Условия формирования личности в буржуазном обществе .......................11-17
3.2. Образ Оливера Твиста ...................................................................................18-21
Выводы…………………………………………………………………………...21-22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ДИККЕНСУ2.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-5

I. Детство в английской  литературе…………………………............................6-11

1.1. Детство и детские  образы в разные эпохи………………………………...6-9

1.2. Детская английская  литература……………………………………………9-11

II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….12-17

2.1. Тема детства в  произведениях Ч. Диккенса……………………………....11-13

2.2. Образы детей в  творчестве Ч. Диккенса………………...………………...13-17

III. Моральное становление личности на примере произведения  Ч. Диккенса  «Приключения Оливера Твиста».........................................................................11-21

3.1.Условия формирования личности в буржуазном обществе .......................11-17

3.2. Образ Оливера Твиста ...................................................................................18-21

Выводы…………………………………………………………………………...21-22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных условиях накопления огромного количества фактов внутри наук о человеке возникает необходимость разрушения ведомственных границ и специализации, по выражению В. И. Вернадского, "не по наукам, а по проблемам". Такой комплексной проблемой является проблема "Ребенок в мире", "Детство" как особая психосоциокультурная категория.

Мир детства сложен и  содержит в себе другие миры. Это  мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Интерес  к Детству и само понятие детства  практически отсутствовало до XVIII века. Исследования ученых в области  изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи того времени встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. В средневековой литературе Западной Европы ребенок занимал место бедняка или даже зачумленного.

В литературе классицизма детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как классицизм интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает как возрастное уклонение от нормы (незрелость), так же как сумасшествие - психическое отклонение от нормы (неразумие).

Повествуя об образах  Детства в художественной литературе и искусстве нового времени, И. С. Кон отмечает, что они меняются и развиваются. У сентименталистов и романистов "невинное детство" выглядит безмятежной порой счастья. В реалистическом романе 1830-1850 годов, особенно у Диккенса, появляются образы бедных обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и, особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. Художественному исследованию подвергается семейное "гнездо" и выясняется, что под теплой оболочкой здесь часто скрываются жесткое рабство, гнет и лицемерие, калечащие ребенка.

Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в английской литературе на примерах произведений Чарльза Диккенса.

Задача исследования:

- рассмотреть детские  образы в   английской литературе.

Объект исследования – изображение детства и детских образов в творчестве Диккенса.

Предмет исследования – тема детства и детских образов в английской литературе.

Методы исследования – теоретические: анализ ( сравнительный ) произведений английских авторов, анализ темы детства и детских образов в этих произведениях.

Своеобразие восприятия мира, свойственное в детстве, не исчезает бесследно. Где-то там, в укромных уголках "взрослого сознания", оно продолжает жить. Время от времени заявляет о себе.

Велика трагедия людей, лишившихся детства. "Сироты земного  шара" - так называет Платонов своих  героев, людей, давным-давно лишившихся своих родителей, поневоле "покинувших детство" и не могущих оторваться от него полностью. По словам Л. В. Карасева (статья "Знаки покинутого детства («постоянное" у Платонова)"), это люди, каждого из которых, подобно Платонову, жизнь превращала из ребенка во взрослого, лишая юности. Поэтому так "томятся" они в жизни, доплакивая то, чего не доплакали в своем "покинутом детстве".

Мир Детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим  проблемам нашей жизни. Открытие таинственного "племени" детей, живущего в мире взрослых по своим собственным законам, имеет важные теоретические и практические последствия. Творческие, интеллектуальные, нравственные возможности ребенка неисчерпаемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Детство в американской и английской литературе

    1. . Детство и детские образы в разные эпохи.

Ребенок и детство - одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного  временного периода, хотя в некоторые  эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство - такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе.

Отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы. История детства связывается с жанровым подходом. Произведения о детях рассматриваются в рамках традиционных жанров. В то же время одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. Как уже было отмечено, образ ребенка присутствует в мировом искусстве и литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план.

Новое отношение к  детству в культуре по сравнению  с прошедшими веками связано с  идеологией Просвещения.

Исследователи отмечают, что XVII! в. ознаменован "зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности". Если в XVII в. тема детства -преимущественно поэтическая, то в следующем столетии она отступает из поэтического "центра". В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Это связано с борьбой за установление "царства Разума", с повышенным вниманием к воспитанию и образованию вообще. Книги, в которых присутствует ребенок, - это скорее программы, адресованные не столько детям, сколько их воспитателям ("Мысли об образовании" Дж. Локка, "Эмиль" Ж.-Ж. Руссо). Меняется и само значение детства - "Это возраст, который необходимо преодолеть, переделать... Детскость в ребенке - это препятствие. В пуританской традиции оно - трудное, в локковской традиции - легкое".

Заслуга следующей эпохи - Романтизма - в том, что детство  уже не воспринимается как подготовительный период жизни или возрастное отклонение от нормы; романтики почувствовали  детство как совершенно самостоятельный, неповторимый, особый и драгоценный мир.

Если для Классицизма "взрослость" была нормой, а детские  годы - отклонением от нее, то для  романтиков характерно принципиально  иное соотношение между возрастами: взрослое состояние становится ущербной порой, а детство - идеальной эпохой человеческой жизни. В связи с этим вспомним обостренный интерес романтиков к истории и - особенно к фольклору. Недаром одним из самых распространенных жанров у художников этого направления были сказки (Арнимо и Брентано, братьев Гримм, Гауффа, Андерсена и др.), в основе своей восходящие к устному народному творчеству. Таким образом, в эстетике романтизма детство приобретает огромную значимость - детство не только отдельной личности, но и человечества вообще.

 С развитием литературы в ней все больше утверждалось внутреннее начало личности, достигшее своего расцвета в начале XIX в. Как пишет И.С.Кон, эта "интимизация мира" особенно интенсивно начала развиваться в XVII-XVIII вв., что проявилось во многих областях человеческой жизни. Если говорить о религии, то в протестантизме общение с Богом приобретает более интимно-личностный характер, а у пиетистов XVII-XVIII вв. Бог также превращается в интимного собеседника и даже друга. Подобные явления можно проследить и в истории языка: если в староанглийском языке существовало всего тринадцать слов с морфемой “self”, то со второй половины XVIII в. их количество сильно возрастает; в том же столетии широко распространяются слова, обозначающие внутренние психические состояния, настроения, переживания и т.п.

Повышенный интерес романтиков к изображению детства связан и с изменениями в общественной жизни. Общество, создавшееся в результате индустриального развития конца XVIII - начала XIX в., было не заинтересовано в искусстве и часто враждебно ему. Как отмечает П. Кавени, в этой обстановке изоляции, отчуждения, сомнения художник не мог не увидеть привлекательность темы детства как литературной темы. Ребенок мог стать символом глубокой неудовлетворенности художника обществом, воображения и чувствительности, незащищенности и одиночества, страха и удивления и, конечно, изначальной чистоты и наивности.

Романтическое представление  о детстве было противоположно рационалистической школе. Если обратиться к сфере образования, то это различие станет еще более  явным. Рационализм практически не учитывал природу ребенка как такового и обращался с ним как с маленьким взрослым. Для романтиков же образование важно как развитие природных склонностей ребенка ("Эмиль" Ж.-Ж.Руссо).

Подготовленный поэзией  романтизма, в 1830 - 1840-х гг. образ детства перемещается в прозу и занимает в ней центральное место. По мнению ряда исследователей, именно в середине XIX в. интерес к детству достигает своего апогея. Ребёнок становится центральной фигурой всех сфер социальной и культурной жизни.

Рассмотрению детской темы в английской литературе посвящены работы Р.Паттисона "Фигура ребенка в английской литературе", П.Кавени "Образ детства. Личность и общество: Изучение темы в английской литературе". Особенное внимание авторы уделяют новой концепции детства в Романтизме и образам детей в произведениях Ч.Диккенса. Л.С.Маркус сужает временные рамки своего исследования. Предметом ее работы становится поэзия XVII в., рассмотренная в широком социокультурном контексте эпохи. Анализ детских образов в литературе XVII в. продолжен в отечественном литературоведении в кандидатской диссертации М.И.Свердлова "Тема детства в английской оде XVII - начала XIX века" [11].

1.2. Детская  английская литература.

Английская детская  литература — одна из самых значительных среди детских литератур Европы. Ее формирование и развитие, подчиненное общим типологическим закономерностям, во многом сходно со становлением таких детских литератур, как русская и французская, но в то же время наделено и определенными специфическими национальными чертами. Сама основа формирования круга детского чтения: произведения, специально предназначавшиеся для детей, и литература «взрослая», отбираемая временем для детей,— определяет неразрывную связь детской литературы со всей национальной литературой английского народа.

Вплоть до второй половины XIX века, когда в Англии появляется подлинно художественная литература, специально предназначенная для  детей, можно говорить лишь о книгах, вошедших в детское чтение, но ориентированных  первоначально на взрослого человека. В то же время некоторые национальные особенности литературного процесса в Англии как нельзя лучше способствовали «внедрению» взрослых книг в чтение ребенка.

И для устного творчества  английского народа, и для ряда  «взрослых» произведений XVII—XIX веков в той или иной степени был характерен своеобразный эксцентризм мышления, известный под названием «английского юмора» и проявлявшийся в очень широких жанрово-стилистических рамках: от ироничной лирики до острейшей социальной сатиры. Именно эти свойства национального художественного мышления способствовали тому, что английская детская литература во многом развивалась под влиянием «взрослой» литературы: это касается и системы художественной образности, и поэтики, и жанровых особенностей. Произведения английского фольклора перво-Англинскии фольклор начально адресовались взрослому слушателю (читателю). Наиболее старые формы устного народного творчества: эпические произведения, первые из которых, в частности «Беовульф», восходят к концу VII — VIII векам,— так и не стали достоянием детского читателя. Зато более «молодые» жанры, также бывшие первоначально литературой для взрослых, легко и органично вошли в состав детского чтения, пережили своеобразное второе рождение. Среди этих жанров надо прежде всего назвать балладу. Английская и шотландская баллада возникает и оформляется как жанр уже в XIII веке, однако подлинного расцвета она достигает в полном исторических бурь XV веке, во времена войны Алой и Белой розы. Записанные в основном в Х\Л1П веке и позже, баллады сохранились в удивительном сюжетном разнообразии, хотя лишь некоторые из известных в Англии балладных сюжетов впоследствии (часто в переработке)  вошли в детское чтение.

Баллады — особый устный жанр: баллады пели в течение столетий, баллады передавались в устной форме от отца к сыну, они исполнялись и. коллективно, хором, и отдельными певцами. На протяжении веков на баллады оказывали сильнейшее влияние эпические поэмы и рыцарские романы. В определенной мере на баллады воздействовали предания из цикла о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Историко-легендарная  основа балладного жанра, его широкие  возможности возродили интерес  к балладе в конце XVIII — начале XIX века, особенно после выхода в  свет сборника баллад, подготовленного  Вальтером Скоттом (1802—1803). Восхищение стариной, ее нравами, обычаями, поэзией, столь характерное для романтического художественного мышления, не только направило усилия писателей на собирание старых, но и на создание собственных баллад. Так жанр баллады был не только искусно стилизован, но и действительно возродился в рамках сентиментализма и романтизма. Среди лучших образцов этой «обновленной» баллады можно назвать такие произведения, как «Старый моряк» С. Колриджа, баллады Т. Чаттертона, Р. Бернса, Р. Саути, О. Уайльда. Балладный жанр был в немалой степени переосмыслен, и Р. Киплингом [12].

Информация о работе Моральное становление личности на примере произведения Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»