Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в английской литературе на примерах произведений Чарльза Диккенса.
Задача исследования:
- рассмотреть детские образы в английской литературе.
Объект исследования – изображение детства и детских образов в творчестве Диккенса.
Предмет исследования – тема детства и детских образов в английской литературе.
Методы исследования – теоретические: анализ ( сравнительный ) произведений английских авторов, анализ темы детства и детских образов в этих произведениях.
Введение………………………………………………………………………....3-5
I. Детство в английской литературе…………………………............................6-11
1.1. Детство и детские образы в разные эпохи………………………………...6-9
1.2. Детская английская литература……………………………………………9-11
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….12-17
2.1. Тема детства в произведениях Ч. Диккенса……………………………....11-13
2.2. Образы детей в творчестве Ч. Диккенса………………...………………...13-17
III. Моральное становление личности на примере произведения Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».........................................................................11-21
3.1.Условия формирования личности в буржуазном обществе .......................11-17
3.2. Образ Оливера Твиста ...................................................................................18-21
Выводы…………………………………………………………………………...21-22
Список использованной литературы…………………………………………...23
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса
2.1 Тема детства в произведениях Диккенса.
Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой за жизнь, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не оставляло к последним дням, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности у современников в потому, что Диккенс остро ощущал изменения в жизни Англии, был выразителем ожиданий и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали подвергать острой критике, и лишь в XX столетии стало целиком очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отображение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму. Диккенс сызмала самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображает современные события и старается объясниться в причинах, которые их вызвали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и злая, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отбивает борьбу добра и злая в нем. Поэтому тема детства - одна из главных в его творчестве.
Роман «Приключения Оливера Твиста» - первый « роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожая: ребенок, который бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством и хотят использовать беззащитность ребенка; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей бедности, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе. В начале творчества, и это отобразилось в «Оливере Твисте», Диккенс считает, что материальная награда, благосостояние - цель, к которой следует идти, которая делает человека счастливой. Зло в «Оливере Твисте» имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное в «работных домах», где содержатся обездоленные дети; но Диккенс изображает зло, объяснить которое ни писатель, ни читатель не могут, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеальный, его характер не изменяется на протяжении романа, он не подвергается влиянию обстоятельств, даже находясь среди мошенников.
В следующих романах тема детства углубляет. Диккенс сознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автору немало ставили в укор и за жизнь, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» - это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радость жизни, гармонию, дает надежду, что человек некогда не будет одинокая. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он изменяет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастья. Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Этот роман имеет автобиографические черты и отбивает не только развитие героя, а и пути, которыми шел сам автор. В этом романе граница между злом и добром не такая четкая: героев тяжело поделить на сугубо положительных и сугубо отрицательных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует прием смерти персонажей, которая помогает решить немало конфликтов. В «Девиде Копперфилде» этот прием имеет совсем другое содержание: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает равнодушие общества в отношении к детям [9].
2.2 Образы детей в творчестве Ч. Диккенса.
Обращение к образам детей, которые, с одной стороны, считаются хрестоматийными в творчестве Ч.Диккенса, а с другой – являются обязательной составляющей жанра рождественского рассказа.
Праздник Рождества – один из самых почитаемых в христианском мире. С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа. Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих символах идей праздника, соотносящихся, прежде всего с евангельскими текстами и духовной сферой человеческой жизни. С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли Святочными) издавна были окружены мистическим, таинственным ореолом. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события.
Есть еще одна сторона
праздника Рождества –
Подобная смысловая неоднозначность восприятия Рождества нашла отражение в произведениях Чарльза Диккенса. Религиозный смысл и евангельские образы Рождества в творчестве Диккенса уступают место обыденности, «поэтизации действительности» [6; 39]. Часто в понимании Рождества писатель следует старым английским традициям. И, как пишет в своей книге Г.К.Честертон, «идеал семейного уюта принадлежит англичанам, он принадлежит Рождеству, более того, он принадлежит Диккенсу» [8; 118].
Рождественские рассказы (Christmas stories) Ч. Диккенса, который правомерно считается основоположником этого жанра в западноевропейской литературе, дали толчок к возникновению и развитию святочного рассказа в России.
О детских образах в творчестве Ч.Диккенса уже достаточно сказано в отечественном и зарубежном литературоведении. Созданные писателем образы, такие, как Оливер Твист, Николас Никльби, Нелли Трент, Поль и Флоренс Домби, Эмми Доррит и многие другие, навсегда вошли в мировую историю Детства. Эти персонажи поражают своей реалистичностью, узнаваемостью, и в то же время трогательностью, искренностью и лиризмом, а подчас и точно подмеченными комическими деталями. Во многом это связано с особым отношением Диккенса к собственному детству, его воспоминаниям о той поре жизни. Не случайно А.Цвейг в статье «Диккенс» характеризует своего героя следующим образом: «…сам Диккенс – писатель, обессмертивший радости и печали своего детства, как никто другой» [7; 260].
Образы детей, которые мы находим в Рождественских рассказах Диккенса, во многом продолжают уже укоренившуюся в творчестве писателя реалистическую традицию в изображении детей, а с другой стороны, именно эти образы привносят новое звучание, оригинальные идеи и мотивы.
Первый мотив, имеющий христианскую основу – это мотив «божественного дитя» - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества. Спасение можно трактовать не только в буквальном смысле слова, как идею Мессии, но и с точки зрения простых человеческих чувств и отношений. У Диккенса в «Сверчке за очагом» (1845) роль «божественного ребенка» исполняет сын Крошки и Джона Пирибингла – «Блаженный юный Пирибингл» [4; 242]. Автор вслед за молодой мамой восхищается младенцем, его здоровым видом, спокойным характером и примерным поведением. Но главная отличительная черта этого образа и связанного с ним мотива заключается в следующем. Именно этот ребенок, ну и еще сверчок, воплощают собой идею счастливого домашнего очага. Без ребеночка юной Крошке раньше было скучно, одиноко, а подчас страшно. И хотя роль юного Пирибингла – это «роль без слов», но именно этот ребенок становится главным объединяющим центром семьи, основой ее веселья, счастья и любви.
Всем детям, независимо от национальности и социальной принадлежности, свойственна вера в чудо. Чудо, волшебство так же естественно для маленького человека, как солнце, ветер, день и ночь. Поэтому второй мотив, который связывает образы детей у Диккенса и у русских писателей, это мотив «рождественского чуда» [5; 211].
Третий мотив - это мотив «нравственного перерождения». По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей. Вспомним, какое потрясение переживает Скрудж, когда видит мальчика и девочку рядом с Духом Нынешних Святок («Рождественская песнь в прозе»). «Тощие, мертвенно-бледные, в лохмотьях, они глядели исподлобья, как волчата… Имя мальчика – Невежество. Имя девочки – Нищета» [3; 74]. Так, используя аллегорию в обрисовке детских образов, автор пытается воздействовать не только на Скруджа, но и на всех разумных людей. «Ради меня, во имя мое, помоги этому маленькому страдальцу!» [1; 507] – этот крик отчаяния звучит со страниц произведений Диккенса, он звучит в каждом образе ребенка, им созданном. Писатель был глубоко убежден в том, что «сердце, в котором действительно не найдется любви и сочувствия к этим маленьким созданиям, - такое сердце вообще недоступно облагораживающему воздействию беззащитной невинности, а значит, являет собою нечто противоестественное и опасное» [1; 501]. Классическим примером образа ребенка, который заключает в себе идею добродетели и нравственного благородства, ребенка, способного изменить окружающий его мир, является образ Малютки Тима («Рождественская песнь в прозе»).
Существует еще один
аспект, связанный с мотивом «
Точки зрения диккенсоведов
относительно героев-детей в произведениях
Диккенса не всегда совпадают. К примеру,
С.Крозерс в книге «Дети
Характерологический тип «идеального ребенка» наибольшим образом воплощается в ряде взрослых персонажей писателя. Этот тип подразделяется на три подтипа («ребенок-жена» - «блаженные» - «мнимые носители детских качеств»), которые также структурируются по степени «убывания» признаков «идеального детского характера». Каждый из указанных подтипов от романа к роману характеризуется определенной творческой эволюцией, что связано с углублением психологизма и увеличения роли символов в изображении героев [16].
Характерологический тип «мальчишки» особенно актуален для художественной системы Диккенса в силу биографических факторов и мировоззренческих установок писателя. Тип «мальчишки», в отличие от предыдущего типа «идеального ребенка», воплощен как раз в детских персонажах или в персонажах, чьи детские годы подробно восстанавливаются по контексту. По степени «убывания» ведущих признаков «идеального детского характера» тип «мальчишки» подразделяется на подтипы: «истинный мальчишка» - «маленький хищник» - «мальчишка-дикарь» [16].
Эволюция в понимании и изображении детей и детского характера прослеживается и на протяжении всего творчества в целом. В характере главных героев-детей внимание писателя сосредоточено не на том, что создает и формирует время, а на том, что оно выявляет уже существующее, но скрытое до определенного момента, поэтому кажется, что персонажи не испытывают ни влияния времени, ни меняющихся обстоятельств. Отсюда их изначальная и неизменная доброта [16].
III. Моральное становление личности на примере произведения Ч. Диккенса « Приключения Оливера Твиста »
3.1.Условия формирования личности в буржуазном обществе.
Конец 30-х годов - период обострения общественных противоречия и классовой борьбы в Англии. В политическом жизни этих лет происходят важные СОБЫТИЯ. В 1837 г. чартисты обратились в парламент с требованием всеобщего избирательного права. Власть отбросила требования рабочих. В ответ на это организованный в 1893 г. Великий Северный Союз призвал рабочих к к борьбе за свои права. В промышленных центрах Англии вспыхивают восстания, проводятся массовые демонстрации протеста. Напуганная размахом и силой движения в стране, буржуазии жестоко расправляться с повстанцами.В этих условиях и создавался роман «Приключения Оливера Твиста». В нем Диккенс впервые обратился к вопросу о взаимоотношениях личности и общества, человека и окружающей её среды. Поэтому это произведение и может быть назван первым социальным романом Диккенса. Если другие герои Диккенса (такие как мистер Пиквик и его друзья) проходят через жизнь, не чувствуя настоящих мучений, если их приключения вызывают смех и улыбки, но не сочувствия, то маленький Оливер Твист познает и голод, и одиночество, и боль унижения . Он не зритель жизни, а его участник, не только свидетель несправедливости существующих порядков, но и их жертва, которая, несмотря на все, находят в себе силы и мужество выстоять, сохранить человеческое достоинство. У судьбы своего героя Диккенс отразил тяжелую жизнь многих тысяч простых людей провел их через Кудла нищеты, познакомил с жизнью воров и преступников; отразил глухие окраины города , населенные беднотой, грязные «лавочки», трактиры, рабочие дома, рассказал о жестоких и дикие нравы, которые цветут в частных школах, о страданиях и одиночество детей-сирот, которые стали жертвами нелюдей и невежественных людей, которые называли себя «учителями» и «воспитателями». Он выступил защитником обездоленных, но при этом не ограничился жалостью. В обычных людях Диккенс видит не только объект сострадания, им присущи высокие моральные качества, нравственные принципы, ставит их выше богатых и выдающихся, вызывает симпатию и уважение. В тяжелых условиях жизни у героев постепенно развиваются эти качества и понимания мира. То же происходит и с Оливером Твистом. С начала произведения и на протяжении его происходит нравственное становление главного героя.
Жизнь сироты Оливера Твиста, одного из тех, кто ощутил на себе всю тяжесть жизни в приюте для бедных, началось в рабочем доме.
Так как в 1834 году в
Англии был издан «закон о бедных»,
появилось много рабочих домов,
которые рекламировались