Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:53, курсовая работа
В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.
Современный урок физической культуры не может удовлетворить природную потребность в двигательной активности учащихся.
Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Введение…………………………………………………………………
3
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования…............
6
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация»……………………........
1.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры…………………………………………
1.3. Сущность и ведение здорового образа жизни……………
1.4. Формы организации физического воспитания в школе…
6
15
26
29
2. Опытно-практическая работа по изучению мотивации школьников к занятиям физической культурой………………….…..
33
2.1. Диагностика мотивации к занятиям физической культурой…………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов исследования ………………………..
33
36
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………..
37
38
Приложения………………………………………………………………
40
36
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ЖЕРДЕВА АЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050720
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬУТРА
КУРС 5, ГРУППА 521
ОТДЕЛЕНИЕ ОЧНОЕ
РУКОВОДИТЕЛЬ:
РЕПИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОГОУ СПО
«КАРАСУКСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КАРАСУК 2009
Введение………………………………………………………… | 3 |
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования…............ | 6 |
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация»……………………........ 1.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры………………………………………… 1.3. Сущность и ведение здорового образа жизни…………… 1.4. Формы организации физического воспитания в школе…
| 6 15 26 29 |
2. Опытно-практическая работа по изучению мотивации школьников к занятиям физической культурой………………….….. |
|
33 | |
2.1. Диагностика мотивации к занятиям физической культурой……………………………………………………… 2.2. Анализ результатов исследования ………………………..
|
33 36
|
Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………… | 37 38 |
Приложения…………………………………………………… | 40 |
Введение
В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.
Современный урок физической культуры не может удовлетворить природную потребность в двигательной активности учащихся.
Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще; чем заниматься конкретно ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание школьника заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями.
Теория мотивации учебной деятельности раскрывается в работах Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.К. Марковой. Проблемами мотивации занимались и классики педагогики – Эльконин, Гальперин, Коломинский.
Е.П. Ильин мотивы занятий физической культурой связывает с процессом деятельности и ее результатом. По мнению Е.П. Ильина мотивы посещения уроков физкультуры у старших подростков тоже разные: те, кто доволен уроками, ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), ходят на урок ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов [4].
Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, а, следовательно, не будет основы здорового образа жизни.
Объект исследования – процесс формирования мотивации школьников к занятиям физической культурой.
Предмет исследования – приемы и формы мотивации как средство развития потребностей к ведению здорового образа жизни.
Цель: выявить отношение учащихся к урокам физической культуры и определить приемы и формы к ведению здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу
2. Изучить мотивацию учения школьников к занятиям физической культурой.
3. Описать приемы и формы мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-практической работы, включающая в себя наблюдение, беседу, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.
База исследования: МОУ СОШ №2, г. Купино 5-6 классы, учитель физической культуры Миденко Сергей Иванович.
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1 Понятие «мотив» и «мотивация»
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации [9].
Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. [3].
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?»,
«зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах. А во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения [3].
Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами. [9].
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней
освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.
Информация о работе Мотивация детей к здоровому образу жизни