Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:53, курсовая работа
В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.
Современный урок физической культуры не может удовлетворить природную потребность в двигательной активности учащихся.
Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Введение…………………………………………………………………
3
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования…............
6
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация»……………………........
1.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры…………………………………………
1.3. Сущность и ведение здорового образа жизни……………
1.4. Формы организации физического воспитания в школе…
6
15
26
29
2. Опытно-практическая работа по изучению мотивации школьников к занятиям физической культурой………………….…..
33
2.1. Диагностика мотивации к занятиям физической культурой…………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов исследования ………………………..
33
36
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………..
37
38
Приложения………………………………………………………………
40
- Установлена технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры.
- Выявлено отношение учащихся к урокам физической культуры в школе.
- Определены приемы и формы мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.
Разговор о физкультуре и спорте сегодня сводится в основном к отсутствию средств для улучшения материально-технического обеспечения учебных заведений, для сооружения спортбазы, для приобретения спортоборудования и спортинвентаря.
Но одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков. Выйти из положения можно, если своевременно выявить причины понижения мотивации к урокам физической культуры и своевременно разработать пути решения проблемы. Если этого не сделать, то ученики и дальше будут терять двигательную активность и, как результат, здоровье.
Список литературы
1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. – Спб.: Нева, 2003.
2. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.
3. Битянова М. «Фантом мотивации», «Школьный психолог» №45, 1999.
4. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: ЮНИТИ, 2004.
5. Круцевич Т.Ю. Концептуальные предпосылки совершенствования системы физического воспитания молодежи. – М.: Дело, 2004.
6. Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи. – М.: БЕК, 2004.
7. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов-на-Дону, 2003.
8. Б. Т. Лихачев «Педагогика», - М., «Прометей», «Юрайт», 1998.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
10. Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив». – М.: ОМЕГА-Л, 2004.
11. Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА-М. 2004.
12. Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с.2-10
13. Основы теории и методики физической культуры. /. Под редакцией А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 306с.
14. Осокина Т.И. Физическая культура в школе. М.: "Просвещение". 1978 – 170 с., ил.
15. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с., ил.
16 . Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 456с.
17. Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2004.-310с.
18. Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников 9-10-х классов. Киев, 1979. – 174с.
19. Ресурсы сети Интернет.
20. Савин Н.В. «Педагогика», - М., «Просвещение», 1978.
21. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы»/ Под ред. Г. П. Богданова, - М.. «Просвещение», 1986г. (стр.11-12, 13-24, 26-28)
22. Харламов И.Ф. «Педагогика», - М., «Гардарики», 1999.
23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания. - М., 2006.
25. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры
Приложения 1.
Таблица 1.
Как часто школьники пропускают уроки физкультуры
Варианты ответов | 5 классы | 6 классы | ||
М (23) | Д (18) | М (24) | Д (18) | |
1.Регулярно | - (0%) | - (0%) | - (0%) | 1 (6%) |
2.Освобожден по болезни. | 2 (9%) | 3 (17%) | 3 (13%) | 5 (28%) |
3.Иногда | 1 (4%) | 5 (28%) | 6 (25%) | 7 (39%) |
4. Стараюсь не пропускать. | 8 (35%) | 6 (33%) | 3 (13%) | 5 (28%) |
5. Не пропускаю никогда | 12 (52%) | 4 (22%) | 12 (49%) | - (0%) |
Приложение 2.
5 классы 6 классы
Рис.1. Диаграмма интереса учащихся 5-6 классов к урокам физической культуры
Приложение 3.
Таблица 2.
Что не устраивает школьников на уроках физической культуры
Варианты ответов | 5 классы | всего | 6 классы | всего | ||
М (23) | Д (18) | 41 | М (24) | Д (18) | 42 | |
1.Большие физические нагрузки | 1 (4%) | 3 (17%) | 4 (10%) | 1 (4%) | 3 (17%) | 4 (10%) |
2.Недостаточные нагрузки | 3 (13%) | - (0%) | 3 (7%) | 4 (17%) | - (0%) | 4 (10%) |
3.Отсутсвие упражнений, которые нравятся | 5 (22%) | 3 (17%) | 8 (20%) | 5 (21%) | 4 (22%) | 9 (21%) |
4.Направленность занятий | 1 (4%) | 2 (11%) | 3 (7%) | 1 (4%) | 1 (6%) | 2 (5%) |
5. Неинтересно | 2 (9%) | 4 (22%) | 6 (14%) | 2 (8%) | 4 (22%) | 6 (14%) |
6. Недостаточно соревновательных моментов | 6 (26%) | 1 (5%) | 7 (17%) | 7 (29%) | 1 (6%) | 8 (18%) |
7. Отсутствие музыкального сопровождения | - (0%) | 2 (11%) | 2 (5%) | 1 (4%) | 3 (17%) | 4 (10%) |
8. Мало игр | 5 (22%) | 3 (17%) | 8 (20%) | 3 (13%) | 2 (10%) | 5 (12%) |
Приложение 4.
36
Рис.2. Диаграмма отрицательных мотивов учащихся 5 и 6 классов к урокам физической культуры.
36
Приложение 5.
"Спортивный поезд"
Приглашает в путешествие объявление:
Внимание! Внимание!
30 января, в 15. 00 часов для учащихся 5-х и 6-х классов в путешествие по стране знаний отправляется спортивный поезд. Спешите на поезд без опозданий, возьмите с собой багаж своих знаний!
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы совершим интересное путешествие.
Наш веселый поезд необычный. По одним рельсам, в одном направлении проследуют четыре поезда: № 161, № 162, № 163 и №164. Вам предоставляется право обогнать друг друга. Но прежде вы должны купить билеты на поезд, цена его – ваши знания.
Напоминаем: “Будьте осторожны, в пути вас ожидают непредвиденные обстоятельства! Соблюдайте правила железнодорожного движения. Счастливого пути!”
В кассе командой покупается билет, но только после быстрого и правильного ответа на вопрос: “Какого цвета и сколько колец на олимпийском флаге?”
Команде, ответившей первой и правильно, в билете ставится 1 балл и дается зеленый свет для следования на следующую станцию. На этой новой станции диспетчер ставит время прибытия и время, которое ребята пробудут здесь, выполняя задание.
Спортивный поезд
Цели:
Проверка умений, знаний и навыков, полученных в процессе учебы;
Привитие любви и интереса к спорту, к природе.
Место проведения: спортивный зал, который разделен на станции.
Участники: учащиеся 5-6 классов – по 6 человек.
Каждая команда получает маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций. Придя на станцию, игроки получают задание и выполняют его, при выполнении задания диспетчер делает отметку в маршрутном листе (выставляет баллы). Получив отметку, команда движется дальше.
Станция “Спортивные игры”
Ответить на вопрос – Количество игроков и продолжительность игры?
1) Футбол (Ответ: 2 команды по 11 игроков, 2 тайма по 45 минут.)
2) Волейбол (Ответ: 2 команды по 6 человек, 3-5 партий, пока одна из команд не выиграет первой три партии, партия продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 25 очков (в решающей партии – 15 очков.)
3) Гандбол (Ответ: 2 команды по 7 человек, 2х30 мин.)
4) Водное поло (Ответ: 2 команды по 7 игроков, 4 тайма по 7 мин.)
5) Баскетбол (Ответ: 2 команды по 5 игроков, 4 периода (четверти) по 10 минут каждый).
Станция “Олимпийская”
1. Какого цвета олимпийский флаг? (Белый)
2. Сколько колец на олимпийском флаге? (Пять колец)
3. Какая страна является родиной Олимпийских игр? (Греция)
4. Через сколько лет проходят летние Олимпийские игры? (Через четыре года)
5. Кому посвящались олимпийские игры в Древней Греции? (Богу богов Зевсу)
6. Чем награждается чемпион современных Олимпийских игр? (Золотой Олимпийской медалью)
7. Чем награждали чемпиона Олимпийских игр, в Древней Греции? (Оливковым венком)
8. Сколько золота содержит Олимпийская медаль? (Не менее 6 грамм)
Станция “Аттракционная”
Тропа альпинистов. В руке участника ракетка, на ней шарик для настольного тенниса.
Задача: подняться на стол, наступив на табуретку, сойти с него без посторонней помощи, пройти по лежащему бревну. На всем пути шарик ронять нельзя.
Жонглеры:
1) Игрок берет в руки два теннисных мяча и проходит с ними 10 шагов, перебрасывая мячи одновременно из одной руки в другую.
2) Игрок с мячом в руках выполняет прыжок вверх, одновременно подбрасывая вверх волейбольный мяч, повернувшись в воздухе на 360 градусов, он должен поймать мяч и приземлиться, не выронив его из рук.
Станция “Угадайка”
Загадки:
1) Море есть – плавать нельзя, дороги есть - ездить нельзя, земля есть - пахать нельзя. (Географическая карта)
2) Не вода, не суша, ногами не пройдешь, на лодке не проплывешь (Болото)
3) Никого она не обижает, а все ее толкают. (Дверь)
4) Тянется нитка, а в клубок не смотать. (Дорога)
5) Меня ждут - не дождутся, а дождутся – разбегутся. (Дождь)
6) С ногами, без рук; с сиденьем без живота; со спинкой, без головы. (Стул)
Информация о работе Мотивация детей к здоровому образу жизни