Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение мотивации достижения успеха у студентов1-го курса профессионального училища № 16 г. Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Определение методов исследования.
3. Провести исследования (определить выборки).
4. Анализ результатов исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные теории мотивации 5
1.1. Потребностные теории мотивации 5
1.1. Бихевиористские теории мотивации 7
1.3 Психоаналитические теории мотивации 8
1.4. Мотивация в работах отечественных ученых 10
1.5. Понимание термина «мотивация» 11
Глава 2. Исследование мотивации достижения успеха у студентов и старшеклассников 18
2.1. Методическое обеспечение исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Анализ результатов 23
Заключение 26
Литература 28
Приложение 1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 30
Приложение 2.Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 32

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов1.docx

— 98.12 Кб (Скачать файл)

В 40-х годах мотивацию, с позиции  «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую  он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для  организма, но чем он в данный момент не обладает [4, С. 70-72].

1.5. Понимание термина «мотивация»

 

Впервые слово «мотивация» употребил  А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Затем  этот термин прочно вошел в психологический  обиход для объяснения причин поведения  человека и животных.

В настоящее время мотивация  как психологическое явление  трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и  определяющее ее направленность. Кроме  того, мотивация рассматривается  как процесс психической регуляции  конкретной деятельности, как процесс  действия мотива и как механизм, определяющей возникновение, направление  и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации  можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию  со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирования намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация выступает как  вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает  как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать  имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации  начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена  тем, что мотив понимается как  предмет удовлетворения потребности, т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а  надо просто актуализировать.

Однако при таком подходе  остается не понятным, во-первых, что  же придает побудительность - ситуация или мотив, во - вторых, каким образом  возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация.

В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется  в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся  в форме мотива. Следовательно, в  данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решение действовать в определенном направление для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи  под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю  и внутреннюю мотивацию.

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается  и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости  личности через систему устойчивых побуждений, т. е. через мотивы, в  другом случае - как процесс формирования мотива поведения, в третьем - как  совокупность мотивов, как сложная  и противоречивая, изменчивая динамическая система.

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между  мотивацией и мотивов нет единства взглядов. Во многих работах эти  два понятия используются как  синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка)[1. С, 65].

Термином мотивация в современной  психологии обозначаются как минимум  два психических явления:

1. совокупность побуждений, вызывающих  и определяющих активность индивида, т. е. система факторов, детерминирующих  поведение.

2. процесс образования, формирования  мотивов, который стимулирует  и поддерживает поведенческую  активность на определенном уровне.

Существует теория мотивации, направленная на достижение успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижение не имеют линейного характера, что особенно ярко проявляется, когда речь идет о связи с качеством работы. Она наилучшее при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком или очень высоком. Мотивационное явление, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К ним можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться в различных  видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудач - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных  с оценкой другими людьми результатов  его деятельности и общения.

Локус контроль - характеристика локализации  причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин вне человека, в окружающей его среде.

Самооценка - оценка человеком себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди  других людей.

Уровень притязаний (в рассматриваемом  контексте) - желаемый уровень самооценки личности (уровень я), максимальных успехов в том или ином виде деятельности (общение), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие  мотивационные явления, как потребность  в общении (аффиляция), стремление к власти, желание оказать помощь людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, поскольку они определяют отношение человека к людям.

Аффиляция - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально - положительные, добрые взаимоотношения.

Отвергание - боязнь быть ответственным, не принятым близкими людьми; противоположность аффиляции.

Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм - стремление человека бескорыстно  оказывать помощь людям.

Эгоизм - стремление удовлетворять  своекорыстные личные потребности  и интересы без относительно к потребностям интересам других людей и социальных групп; противоположность альтруизму.

Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или  имущественный вред другим людям, причинить  им неприятность.

На ряду с тенденцией агрессивности у человека есть, и способность ее тормозить, связанная с оценкой своих действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести [10, С. 425].

У Вилюнаса термин "мотивация" используется для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует пониманию мотивации как того, что лежит в основе обусловленности поведения. То есть мотивация выступает как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [4,С.140-143].

Е.П. Ильин на основе критического анализа существующих трактовок  мотива и мотивации, предлагает трактовать мотивацию как динамический процесс  формирования мотива.

Все определения мотивации можно  отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных  позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Итак, можно сделать вывод о  том, что в настоящее время  мотивация как психическое явление  трактуется по-разному:

  • как совокупность факторов, детерминирующих поведение;
  • как совокупность мотивов;
  • как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесс психической регуляции конкретной деятельности;
  • как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности;
  • как совокупная система процессов, отвечающих за побуждения и деятельность;
  • как особая сфера, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии;
  • как динамический процесс формирования мотива [1, С.124-125].

Чаще всего в западной психологии мотивы рассматриваются как устойчивые свойства личности, такая точка зрения имеет отклик в научных представлениях и отечественных психологов [3, С.68-73].

Б.Ф. Ломов отмечает, что в исследовании психических явлений попытка  искать одну-единственную детерминанту того или иного явления - это тупиковый путь. Любое явление определяется системой детерминант.

Г.А. Балл при разработке проблемы мотива и мотивации пошел дальше, чем критический анализ уже существующих трактовок мотива. Он предпринял попытку предложить, в дополнение к существующим, такую трактовку рассматриваемого понятия, которая бы: а) была достаточно четкой; б) помогала связать понятие мотива с другими ведущими психологическими понятиями и одновременно отграничить его от них; в) по возможности использовала конструктивные аспекты существующих трактовок; г) по возможности охватывала объекты, обычно рассматриваемые в качестве мотивов в практической и исследовательской работе психологов.

В своей работе Г.А. Балл подчеркивает одно из существенных свойств мотива - участие в причинной детерминации действий человека, отмечает относительную  устойчивость мотива, влияние на протекание и результаты целого ряда конкретных действий. При этом, ограничивая  сферу применения этого понятия  психическими причинами поведения. Он дает определение мотива: мотив - это относительно устойчивая интенционалъная (т.е. предметно отнесенная, хотя не всегда осознаваемая) психическая причина действий (точнее: психическое звено в цепи их причинной детерминации).

Для каждого действия индивида в  принципе может быть указан, по крайней  мере, один мотив, побуждающий к осуществлению  этого действия и направляющий его  протекание. Это не исключает того, что цель действия и, в целом, вся  задача, на решение которой оно  направлено, могут задаваться человеку извне, - но он будет действовать  для достижения цели, для решения  задачи лишь в той мере, в какой  примет их, т.е. идентифицирует.

Итак, в ходе проведенного анализа  литературы нами были выявлены основные существующие на сегодняшний день трактовки  понятия "мотив". Наиболее универсальным  на наш взгляд является представление  о мотиве как сложном психологическом  образовании, включающим в себя и  потребность, и идеальную цель, и  побуждение, и намерение [6, С. 140-145].

 

Глава 2. Исследование мотивации достижения успеха у студентов и старшеклассников

2.1. Методическое обеспечение исследования

 

В данной работе было проведено исследование мотивации достижения успеха и избегания  неудач, а также методика готовности к риску, т.к. готовность к риску  существенно влияет на процесс мотивации. Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают средний малый или, наоборот, слишком  большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной  мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при  слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды  на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован  на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют  высокую готовность к риску, но высокую  мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к  избеганию неудач (защита), то это  препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Информация о работе Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов