Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение мотивации достижения успеха у студентов1-го курса профессионального училища № 16 г. Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Определение методов исследования.
3. Провести исследования (определить выборки).
4. Анализ результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Основные теории мотивации 5
1.1. Потребностные теории мотивации 5
1.1. Бихевиористские теории мотивации 7
1.3 Психоаналитические теории мотивации 8
1.4. Мотивация в работах отечественных ученых 10
1.5. Понимание термина «мотивация» 11
Глава 2. Исследование мотивации достижения успеха у студентов и старшеклассников 18
2.1. Методическое обеспечение исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Анализ результатов 23
Заключение 26
Литература 28
Приложение 1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 30
Приложение 2.Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 32
В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает [4, С. 70-72].
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация
как психологическое явление
трактуется по-разному. В одном случае
- как совокупность факторов, поддерживающих
и направляющих, т.е. определяющих поведение,
в другом случае - как совокупность
мотивов, в третьем - как побуждение,
вызывающее активность организма и
определяющее ее направленность. Кроме
того, мотивация рассматривается
как процесс психической
Отсюда все определения
Однако и в том и в другом
случае мотивация выступает как
вторичное по отношению к мотиву
образование, явление. Больше того, во
втором случае мотивация выступает
как средство или механизм реализации
уже имеющихся мотивов: возникла
ситуация, позволяющая реализовать
имеющийся мотив, появляется и мотивация,
т.е. процесс регуляции деятельности
с помощью мотива. Например, В.А. Иванников
(1985) считает, что процесс мотивации
начинается с актуализации мотива.
Такая трактовка мотивации
Однако при таком подходе остается не понятным, во-первых, что же придает побудительность - ситуация или мотив, во - вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация.
В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решение действовать в определенном направление для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.
Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Наряду с психологами проблема
мотивации и мотива разрабатывается
и криминалистами. Среди них тоже
нет единого понимания
Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивов нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка)[1. С, 65].
Термином мотивация в
1. совокупность побуждений, вызывающих
и определяющих активность
2. процесс образования,
Существует теория мотивации, направленная на достижение успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижение не имеют линейного характера, что особенно ярко проявляется, когда речь идет о связи с качеством работы. Она наилучшее при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком или очень высоком. Мотивационное явление, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К ним можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться в различных видах деятельности и общения.
Мотив избегания неудач - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
Локус контроль - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.
Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин вне человека, в окружающей его среде.
Самооценка - оценка человеком себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
Уровень притязаний (в рассматриваемом контексте) - желаемый уровень самооценки личности (уровень я), максимальных успехов в том или ином виде деятельности (общение), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и
Аффиляция - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально - положительные, добрые взаимоотношения.
Отвергание - боязнь быть ответственным, не принятым близкими людьми; противоположность аффиляции.
Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.
Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям.
Эгоизм - стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы без относительно к потребностям интересам других людей и социальных групп; противоположность альтруизму.
Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность.
На ряду с тенденцией агрессивности у человека есть, и способность ее тормозить, связанная с оценкой своих действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести [10, С. 425].
У Вилюнаса термин "мотивация" используется для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует пониманию мотивации как того, что лежит в основе обусловленности поведения. То есть мотивация выступает как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [4,С.140-143].
Е.П. Ильин на основе критического анализа существующих трактовок мотива и мотивации, предлагает трактовать мотивацию как динамический процесс формирования мотива.
Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
Итак, можно сделать вывод о
том, что в настоящее время
мотивация как психическое
Чаще всего в западной психологии мотивы рассматриваются как устойчивые свойства личности, такая точка зрения имеет отклик в научных представлениях и отечественных психологов [3, С.68-73].
Б.Ф. Ломов отмечает, что в исследовании психических явлений попытка искать одну-единственную детерминанту того или иного явления - это тупиковый путь. Любое явление определяется системой детерминант.
Г.А. Балл при разработке проблемы мотива и мотивации пошел дальше, чем критический анализ уже существующих трактовок мотива. Он предпринял попытку предложить, в дополнение к существующим, такую трактовку рассматриваемого понятия, которая бы: а) была достаточно четкой; б) помогала связать понятие мотива с другими ведущими психологическими понятиями и одновременно отграничить его от них; в) по возможности использовала конструктивные аспекты существующих трактовок; г) по возможности охватывала объекты, обычно рассматриваемые в качестве мотивов в практической и исследовательской работе психологов.
В своей работе Г.А. Балл подчеркивает
одно из существенных свойств мотива
- участие в причинной
Для каждого действия индивида в принципе может быть указан, по крайней мере, один мотив, побуждающий к осуществлению этого действия и направляющий его протекание. Это не исключает того, что цель действия и, в целом, вся задача, на решение которой оно направлено, могут задаваться человеку извне, - но он будет действовать для достижения цели, для решения задачи лишь в той мере, в какой примет их, т.е. идентифицирует.
Итак, в ходе проведенного анализа литературы нами были выявлены основные существующие на сегодняшний день трактовки понятия "мотив". Наиболее универсальным на наш взгляд является представление о мотиве как сложном психологическом образовании, включающим в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение [6, С. 140-145].
В данной работе было проведено исследование мотивации достижения успеха и избегания неудач, а также методика готовности к риску, т.к. готовность к риску существенно влияет на процесс мотивации. Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают средний малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован
на успех и имеют высокую
Информация о работе Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов