Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:18, курсовая работа
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество трудов и монографий отечественных и зарубежных авторов. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, очень мало внимания уделяется анализу причин расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мотив как сложное интегральное психологическое образование……………6
1.1. Характеристика, структура и функции мотива…………………………….6
1.2. Мотивационные свойства и мотивационная сфера личности……………10
2. Дошкольный возраст как один из важнейших периодов развития
личности ребенка………………………………………………………………..14
2.1. Игра как ведущая деятельность…………………………………………….14
2.2. Развитие психических функций ……………………………………………18
3. Особенности содержания и развития мотивов поведения ………………….21
ребенка в дошкольном возрасте
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………….28
Интенсивно растет словарный запас речи. Однако здесь велики индивидуальные различия, что зависит от условий жизни и от того, как и сколько с детьми общаются близкие родственники.
Развивается грамматический строй
речи. Использование новых форм речи,
переход к развернутым
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Основная линия развития мышления
– переход от наглядно-действенного
к наглядно-образному и в
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детский воспоминаний.
Для дошкольного детства характерна
в целом спокойная
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
К концу дошкольного возраста благодаря
интеллектуальному и
Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких родственников, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.
Также для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или как девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.
Начинается осознание себя
во времени. В 6-7 лет ребенок
помнит себя в прошлом,
Особенно важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Вообще мотивационная сфера в дошкольном периоде претерпевает важные изменения, которые будут рассмотрены более подробно в следующей главе.
Таким образом, дошкольное детство – период познания человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, особая логика мышления, которая подчиняется динамике образных представлений.
Дошкольное детство – период
первоначального становления
Как было сказано выше, ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников – игра – способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сформулированный О.К.Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразования [18]: постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Многие 4-летние дети, например уже до рисования говорят, что собираются нарисовать, т.е. обозначают цель-объект. В 5-летнем возрасте уже 80% детей составляют предварительный план рисунка, в 6-летнем – все дети при рисовании обозначают цель, т.е. то, что должно получиться.
Такое постепенное формирование целенаправленности характерно и для других видов деятельности ребенка-дошкольника. Однако даже для 6-7-летних детей еще характерно окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала. Важно отметить, что уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, т.к. ребенок начинает планировать смысл своей деятельности.
В 4 года появляется соподчиненность потребностей, желаний. Они приобретают разную силу и значимость. Появляются доминирующие установки: у одних – престижные (эгоистические), у других, наоборот, - альтруистические, у третьих – на достижение успеха. Правда, у некоторых детей даже к 7 годам доминирующие мотиваторы не проявляются.
Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка.
В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л.С.Выготский [11], в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т.е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.
Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. В более старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение вследствие предвидения осуждения, наказания. В последующем начинается усвоение этических норм, которые тоже учитываются ребенком при планировании своих поступков. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предметов, а не только выбор одного предмета из многих, как у младших дошкольников. Этот переход хорошо обрисовал Д.Б.Эльконин [31]. Он пишет, что у младшего дошкольника желания носят характер аффекта: не ребенок владеет желаниями, а они владеют им. Он находится во власти желаний также, как раньше находился во власти притягательных предметов. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть и свои желания.
Если у младших и средних дошкольников «внутренний фильтр» используется детьми в процессе мотивации от случая к случаю, то в преддошкольном возрасте он начинает принимать активное участие в процессе принятия решения, что связано с развитием на только нравственной, но и волевой сфер личности. К 6 годам у детей отчетливо ставить себя на место другого человека (идентификация) и видеть вещи с его позиции, учитывать не только свои желания, принимать их в расчет. Проявляется чувство долга, регулирующее поведение ребенка в простых ситуациях.
Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе на только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»).
К концу дошкольного возраста ребенок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно, а не от случая к случаю. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании (М.И.Лисина) [25]. Однако осознаваемость мотива остается еще слабой. В реальной жизни ребенок постоянно сталкивается с собой как с не знающим, не понимающим, что к тому же подкрепляется взрослыми: «Ты неправ!», «Ты еще маленький, вырастешь - поймешь». Ребенок в этом возрасте постоянно обнаруживает самонедостаточность. Очевидно, это связано и с неумением дошкольников, в связи с малым словарным и понятийным запасом, анализировать побудительные причины и вербализовать свои потребности и эти причины. Поэтому на данном этапе возрастного развития имеется много непонятных и невербализованных мотиваторов. Вместо них дети указывают на внешние обстоятельства, которые их привлекают или способствуют удовлетворению их потребностей. Так, они говорят, что хотят в школу, потому что «там ребята», «там весело», «там будут ставить отметки», не понимая, что за этими внешними атрибутами стоят потребности в общении, в повышении своего социального статуса в глазах близких и товарищей. Лишь в беседе и экспериментальных играх эти потребности выявляются отчетливо.
В преддошкольном возрасте
у детей появляются новые
В связи с этим в 6-7 лет дети более дифференцированно подходят к выбору партнеров по играм, называя несколько причин: их умение играть в группе, умение хорошо играть, наличие у них творческих способностей в игре, оказание помощи в процессе игры. В связи с этим, считается, что формирование игровой мотивации является одним из важных показателей зрелости психического развития дошкольников.
Наиболее сильным стимулятором
для дошкольника является поощрение,
получение награды. Более слабое
стимулирующее воздействие
Но самым слабым внешним воздействием
на принимаемые ребенком решения
обладает прямое запрещение каких-то его
действий, не усиленное другими
Итак, обобщая все вышесказанное,
можно констатировать, что структурные
и содержательные изменения в
мотивах заключаются в
Заключение
В результате анализа литературы и проведенного исследования можно сделать следующие выводы: