Мотивация как психологическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие личности
Глава II. Мотивация как психологическая категория
1.1. Структура мотивации
1.2. Основание классификации мотивации (мотивов)
1.3. Потребности и мотивы личности
1.1.1. Социальная мотивация
1.1.2. Мотив достижения
1.1.3. Мотив власти
1.1.4. Мотив аффилиации
1.1.5. Мотив помощи, альтруистические мотивы
1.4. Проблемные ситуации и мотивации
Глава III. Управление мотивацией
2.1. Мотивационное управленческое общение
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психология личности, курсовая работа.docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

К определению доминирующей мотивации деятельности целесообразно  также подойти и с позиции  особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой  сферы самой личности как субъекта. Соответственно, высшие духовные потребности  человека могут быть представлены как  потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного  и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением  духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М. Якобсону, как чувства, интересы, привычка и т.д. Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделаны на три группы мотивов (потребностей): интеллектуально-познавательные, морально-этические и эмоционально-эстетические.

1.3.Потребности и мотивы личности

Потребность - это состояние  нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой  невозможно развитие и существование  живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как  особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними  и внешними условиями деятельности. Потребности - источники активности человека.

Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность  положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе  всего стоят к инстинктам. По источнику  формирования, происхождения все  потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные - потребности физического и социального  существования людей. Однако биологические  потребности человека преобразованы  его жизнью в обществе и имеют  социальный характер, иначе проявляются  и развиваются, чем у животных. Биологические потребности имеют  непреходящий характер, нередко обладают цикличностью. КЛевин в своей работе "Намерение, воля и потребность" (1926) выделил квазипотребности, под которыми понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и выражающиеся часто в намерениях.

В ходе развития человеческого  общества не только расширяется и  качественно меняется круг биологических  потребностей, но постоянно возникают  и специфически человеческие - социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей - это объективность  происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность  в свободе, труде, познании, общении.

Неудовлетворение жизненно важных потребностей человека тормозит появление и развитие других нужд и иногда снижает активность человека, либо меняет направление этой активность. Голодный человек менее способен к творчеству; тот, кто не получает удовлетворения от своей работы и  не может удовлетворить свои потребности  в творчестве, находит замещающую деятельность в принятии пищи, имеет  различные хобби, которые носят  компенсирующий характер. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению  состояния фрустрации. Фрустрация (лат. - тщетное ожидание, обман ) - психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внyтpeнним дискомфортом, общей напряженностью, которое возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Фрустрация возникает, когда человек не может ни достичь цели, ни отказаться от нее. Близким понятием является угроза или опасность.

Однако в ситуации опасности  беда еще только грозит, а во фрустрации уже существует. Поэтому опасность  повышает мобилизующее психическое  состояние, направленное на будущее, а  фрустрация - состояние, ориентированное  на настоящее и прошлое.

Причины фрустрации человек  может оценивать как внешние (трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники) и  внутренние (плохо подготовлен к  выполнению задания, безволен и т.п.). Однако причины ее усматривают чаще, особенно малые дети, во внешних  обстоятельствах. Фрустрация является фактором, усиливающим мотивацию, когда  причины ее рассматриваются человеком  как устранимые. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и  острое желание уничтожить преграды. Этот природный механизм, запускающий  энергетические резервы в случае помех в достижении цели, социально  прогрессивен и индивидуально выгоден  в лучшем приспособлении и функционировании и людей, и животных. При устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация  падает и тогда может появиться  новый мотив.

Непосредственные психологические  последствия фрустрации - возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Типичными реакциями на фрустрацию являются aгpессия (направленная на других или на себя), снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете) и др. Фрустрация успешно изучается с помощью методики неразрешимых задач, а также методики прерванного действия. Входе продолжающихся неудач может произойти накопление фрустрации, которая, в свою очередь, приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксированным реакциям. Последние чаще возникают под влиянием наказаний. Частым приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность. Если ребенку запретили строить домик из деталей конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он будет рисовать его даже в воздухе. Реальным выходом из этого состояния является осознанное отступление, которое равносильно сдерживанию, неосознанное выражается в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые иногда живут и сохраняются в снах человека.

В целом фрустрация - один из компонентов стресса, психического состояния высокой напряженности, которое вызывается неожиданными переменами, чрезмерными требованиями к человеку, над которыми он не властен: катастрофа, болезнь, измена, смерть близких и  прочие не обычные ситуации, которые  вызывают психическое потрясение.

Мотив - это побуждение. Этим понятием часто обозначаются такие  психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной Цели. Мотивация тесно связана с потребностями Человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация - побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий.

Мотив - это такой гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в  идентичных условиях. Процессы мотивации имеют направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека Может появиться  цель - сменить место работы, а  мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; избежать грядущих неприятностей; приблизить место работы к месту  жительства; работать рядом с друзьями и т.д.

Часть мотивов может не осознаваться человеком. В приведенном  примере человек может руководствоваться  и считать главным мотив "работать рядом с друзьями", не осознавая  действительного мотива "избежать грядущих неприятностей". Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренней процесс побуждения мы называем мотивацией. Мотивация - это  процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между  различными вариантами действия, разным,, но равнопритягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Сила и активность мотивации  выражаются в степени ее влияния  на направление деятельности и ее успех. Усиление мотивации увеличивает  успех деятельности до определенного  предела, с дальнейшим увеличением  мотивации успех деятельности начинает падать. Кроме того, в решении  легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных - при ее низком и среднем уровне. Смена мотивов при изменении  социальной и жизненной ситуации человека, преобразовании структуры  его ценностей, трудное прохождение  возрастных этапов, резкая смена профессии  нередко вызывают у отдельных  людей мотивационный кризис. Понятие "мотивационный кризис" описывает  ситуацию смены и ослабления мотивов  и часто является характеристикой  определенного возрастного периода (преимущественно после 45 лет). Как  показывают исследования, люди, ведомые  в жизни мотивом власти, всегда в этом позднем возрасте находят  сферу для реализации своих целей, тогда как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более  сложном положении и гораздо  острее переживают кризис середины взрослой жизни.

1.1.1.Социальная мотивация. Первоначальная классификация социальных мотивов, предложенная Г.Мюрреем, объединила более 20 мотивов (мотив достижения и мотив власти, мотив социального успеха и мотив аффилиации (стремление к людям), мотив помощи и т.д.).

1.1.2.Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г.Мюрреем и понимался как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро и достичь определенного уровня в каком-либо деле. Затем он был дифференцирован на два вида - стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как предпочитают рисковать расчетливо; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Системно-динамическая модель мотивации разработана М.Ш.Мaгомед-Эминовым. В мотивационном процессе он выделяет этапы актуализации мотивации и целеобразования, выбора действия; этапы формирования и реализации намерения, а также этап постреализации, где важны коррекция самооценки и переключение. М.Ш.Магомед-Эминов, Т.В.Корнилова адаптировали многие важные методики для измерения мотивации достижения. Существуют известная методика измерения мотивации Х.Шмальта и ее компьютерные варианты.

В отечественной психологии исследование мотива достижения началось с изучения уровня притязаний. Он понимался  как уровень трудности цели и  задачи, которые выбирает человек. Это  понятие возникло в школе К.Левина. В нашей стране первые исследования уровня притязаний проводились И.М.Лалеем и В.К.Гербачевским в связи с исследованием интеллекта и личностных особенностей. Было выявлено, что у тех, кто склонен к тревожности и беспокойству, уровень притязаний более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще нeaдeквaтны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В.К.Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех. Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, по сравнению с нормальными людьми неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики - минимальные по сравнению со средним уровнем своих достижений. Известно, что нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к "стратегии самопоражения". Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации. Разработаны курсы мотивационного тренинга, который способствует повышению активности и инициативности, переходу от тактики избегания неудач к тактике надежды на успех. После тренинга повышаются решительность и уверенность правильности своих решений, ожидание успеха, сбалансированность уровня притязаний. Методика проведения тренинга показала, что лучше, если в период тренинга у людей бывают неудачи, которые объясняются недостаточными усилиями. Они полезнее, для преодоления неуверенности и "выученной беспомощности", чем поддержка и постоянная удача.

Существуют определенные социокультурные различия в мотивации  достижения. Высокая национальная мотивация  достижения проявляется   в непропорционально быстром экономическом развитии. Именно социокультурные различия подтолкнули ученых к анализу составляющих сложного мотива достижения. Было показано, что в его основе имеется еще по меньшей мере три компонента: стремление к мacтepству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной тяжелой работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как и мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности. Исследование МЛ.Кубышкиной показало, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха и являются большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии; при этом женщины больше ценят свои деловые качества и стремятся к достижениям в значимой деятельности, а мужчины больше ценят качества, необходимые общественному деятелю, и стремятся к признанию и соперничеству. Оказалось также, что сильное стремление к социальному успеху способствует развитию у женщин свойств, более присущих мужчинам (доминантность, агрессивность и др.).

1.1.3.Мотив власти. О власти речь идет тогда, когда кто-либо в состоянии побудить другого сделать что-то, чего этот человек никогда не стал бы делать. Одно из определений обозначает власть как потенциал влияния. Власть рассматривается как способность действующего лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Можно говорить о двух разных тенденциях в основе этого мотива: стремление к приобретению власти; осуществление власти и влияния. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения ("Сделаешь - получишь"), власть принуждения ("Не сделаешь - будет худо"), нормативная власть (должностная власть знатока, информационная власть и д.р.). Индивидуальные различия проявляются в стремлении к увеличению количества источников власти и в способностях воздействия на мотивационную систему других людей (необходимо быстрое и безошибочное определение мотивационной основы другого человека и соотнесение со своими источниками власти). Сильный мотив власти обнаружен у представителей тех профессий, которые по роду деятельности должны быть хорошими манипуляторами; это - учителя, священники, психологи, журналисты.

Информация о работе Мотивация как психологическая категория