Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:44, курсовая работа
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.
1. Социально-психологические особенности студенческого возраста
2. Структура мотивационной сферы студента
3. Специфика учебной мотивации студента
4. Профессиональная мотивация
5. Анализ результатов. Вывод.
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложение
Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического ВУЗа
Данная методика разработана Пакулиной С.А. и Кетько С.М.
Авторами разработана и апробирована
методика для изучения мотивации учения
студентов педагогического вуза. При разработке
методики авторы опираются на теоретические
исследования мотивационной структуры
студентов в вузе Т. А. Ивановой, А. К. Марковой,
В. И. Чиркова, К. Штарке. Методика позволяет
выделить во внешней и внутренней мотивации
учения три группы мотивов: поступление
в вуз, реально действующие профессиональные
мотивы и их доминирование, определение
уровней развития мотивации учения. Результаты
диагностики показывают, что резервы вуза
по мотивированию студентов к учению
достаточно обширны и требуют вдумчивых
организационных и напряженных управленческо-воспитательных
усилий профессорско-
Цель разработки методики: «Мотивация учения студентов педагогического ВУЗа» заключается в том, чтобы выделить мотивы, которые позволят раскрыть сущность психологической реальности: мотивации учения студентов педагогического вуза в качестве объекта диагностирования.
Цель методики диагностика ведущих мотивов учения: поступление в вуз, реально действующие мотивы учебной деятельности и профессиональных мотивов, определение уровня развития и динамики мотивации учения в процессе обучения студентов в педагогическом вузе. Диагностируемые признаки любой методики в конечном счете систематизируются теорией, так как «только она может с надлежащей надежной компетентностью обозначать объекты диагностирования, их «гомологию» и иерархию».
Содержание методики: «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С. А. Пакулина, М. В. Овчинников)
Инструкция:
Внимательно
прочитайте приведенные в разделе
мотивы поступления в ВУЗ, реально
действующие мотивы учения и профессиональные
мотивы. Оцените значимые для вас мотивы
обучения в педагогическом вузе: 5 баллов
– очень значимые, 3−4 балла – значимые,
0−2 балла – незначимые и отметьте
баллы в бланке (таблица). Отвечайте быстро,
не задумываясь.
№
п/п |
Мотивы | Баллы |
I. Что способствовало вашему выбору данной специальности? | ||
1 | Бесплатное поступление, низкая плата за обучение | |
2 | Занятия в профильной спецшколе, спецклассе | |
3 | Желание получить высшее образование | |
4 | Семейные традиции, желание родителей | |
5 | Совет друзей, знакомых | |
6 | Престиж, авторитет вуза и факультета | |
7 | Интерес к профессии | |
8 | Наилучшие способности именно в этой области | |
9 | Стремление прожить беззаботный период жизни | |
10 | Нравится общение с детьми | |
11 | Случайность | |
12 | Нежелание идти в армию (для юношей) | |
13 | Использовать педагогические
знания для воспитания своих детей
(для девушек) |
|
II. Что наиболее значимо для вас в вашем учении | ||
14 | Успешно продолжить обучение на последующих курсах | |
15 | Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» | |
16 | Приобрести глубокие и прочные знания | |
17 | Быть постоянно готовым к очередным занятиям | |
18 | Не запускать изучение учебных предметов | |
19 | Не отставать от сокурсников | |
20 | Выполнять педагогические требования | |
21 | Достичь уважения преподавателей | |
22 | Быть примером для сокурсников | |
23 | Добиться одобрения окружающих | |
24 | Избежать осуждения и наказания за плохую учебу | |
25 | Получить интеллектуальное удовлетворение | |
III. Получение диплома дает вам возможность: | ||
26 | Достичь социального признания, уважения | |
27 | Самореализации | |
28 | Иметь гарантию стабильности | |
29 | Получить интересную работу | |
30 | Получить высокооплачиваемую работу | |
31 | Работать в государственных структурах | |
32 | Работать в частных организациях | |
33 | Работать в школе | |
34 | Основать свое дело | |
35 | Обучения в аспирантуре | |
36 | Самосовершенствования | |
37 | Диплом сегодня ничего не дает |
Таблица:
Обработка результатов:
Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 75 баллам по вопросам:
1) мотивы поступления в вуз 2, 3, 7, 8, 10. Максимально возможный показатель = 25 баллам,
2) реально
действующие мотивы учения 13, 14, 15,
16, 24. Максимально возможный
3) профессиональные мотивы 26, 27, 32, 34, 35. Максимально возможный показатель = 25 баллам.
Каждая группа мотивов в общей сумме баллов внутренней мотивации учения составляет одинаковый процент 33, 3 %. Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие учебно-познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 105 баллам:
1) мотивы
поступления в вуз 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12.
Максимально возможный
2) реально действующие мотивы учения 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. . Максимально возможный показатель = 35 баллам.
3) профессиональные мотивы 25, 28, 29, 30, 31, 33, 36. Максимально возможный показатель = 35 баллам.
Каждая группа мотивов в общей сумме баллов мотивации учения составляет одинаковый процент 33, 3 %. С целью уравнивания баллов двух видов мотивации учения сумму баллов, полученную по внутренней мотивации учения, необходимо умножить на 1,25.
Анализ результатов:
Основываясь на полученных результатах, приведенных в таблице 1 в Приложении, можно сделать вывод, что внешние мотивы поступления в вуз наиболее значимы для студентов первого курса(11,5), чем для студентов четвертого курса (8,2). Показатели внутренних мотивов приблизительно одинаковы для обоих курсов (17,4 и 17,2 соответственно).
Основываясь на результатах исследования, можно сказать, что студенты первого курса руководствуются реально действующими мотивами, а для студентов четвертого курса большое значение имеют профессиональные мотивы.
Вывод:
Мотивация учения студентов − сложный и многоуровневый процесс. Изучение мотивации учения составляет важный компонент в оптимизации подготовки будущих педагогов. В ходе разработки и апробации методики «Мотивация учения студентов педагогического вуза» выделены структурные элементы мотивации и мотивы, которые позволяют раскрыть сущность психологической реальности: мотивации учения студентов педагогического вуза как объекта диагностирования.
Результаты
диагностики показали, что резервы
по мотивированию студентов к
учению достаточно обширны и
требуют вдумчивых
Заключение:
Данное исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблеме мотивации в профессиональном становлении специалистов в период обучения.
Теоретический
анализ психологической литературы
показал, что проблема мотивации
является одной из фундаментальных
и противоречивых проблем в психологии.
Мотивационная сфера человека представляет
собой сложное системное
Нами
была предпринята попытка изучения
особенностей мотивационной сферы
студентов в разные периоды обучения.
Список литературы
1. Ананьев
Б.Г. К психофизиологии
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
3. Асеев
В.Г. Проблема мотивации и
4. Аткинсон
Дж.В. Теория о развитии
5. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 1988. - С.63.
6. Божович
Л.И. Изучение мотивации
7. Божович
Л.И. Проблема развития
8. Бондаренко
С.М. Проблема формирования
9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.
10. Вилюнас
В. К. Психологические
11. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993.
13. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. - 376 с.
14. Головаха
Е. И. Жизненная перспектива
и профессиональное
15. Джидарьян
И.А. О месте потребностей, эмоций
и чувств в мотивации личности
// Теоретические проблемы
16. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978.
17. Донцов
И.И., Белокрылова Г.М.
18. Захарова
Л.Н. Личностные особенности,
19. Зимняя
И.А. Педагогическая
20. Кан-Калик
В. А. К разработке теории
обшего и профессионального
21. Климов
Е.А. Некоторые
22. Климов
Е.А. Психология
23. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 1970.
24. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. - Л., 1957-1960. - 264 с.
25. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988. - 191 с.
26. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1983.
27. Кон
И. С. Психология ранней
28. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. - 175 с.
29. Кузьмина
Н. В. Формирование